МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области
«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»
Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57
E-mail: centrresurs@gmail.com
Содействие развитию познавательной активности ребенка: физиологическое воздействие телевидения на развитие детей (методические рекомендации)
Екатеринбург
Услуги ранней помощи.
Содействие развитию познавательной активности ребенка: физиологическое воздействие телевидения на развитие детей (в помощь педагогу)
Информационно-методические материалы подготовлены по заказу ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.
Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.
Авторы-составители: Самарина Лариса Витальевна, Орбова Елена Александровна
Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей.
Во второй части нашей брошюры мы хотим познакомить вас с результатами исследований немецкого ученого Райнера Патцлаффа о физиологическом воздействии телевидения на детей.
Если в XIX веке считали человеческий глаз чем-то вроде фотоаппарата, то на сегодняшний день исследования показали, что это не так. Картинка не просто отражается на сетчатке, как на пленке. В глазу имеется небольшая ямка (fovea), где сосредоточена наибольшая чувствительность, занимающая примерно 0.02% от всей площади сетчатки. Именно этим тонким лучом человек видит отчетливо. Поэтому, чтобы увидеть "кадр", глаз человека совершает массу движений по ключевым моментам картины, взгляд скачет - совершает саккады, примерно 2-5 скачков в секунду. Определение "ключевых" моментов - индивидуальный волевой акт, поэтому, глядя на одно и то же, разные люди видят разное. Вывод: зрение - активная деятельность, сюда вовлечены движения мышц глазного яблока, мышц хрусталика (аккомодация), картинка составляется на основании прошлого опыта человека, т.е. зритель направляет свой взгляд, он хочет что-то увидеть (интенциональность).
|
Теперь автор задается вопросом, является ли картинка на телеэкране обыкновенным, наряду с другими, объектом для зрения. Иллюзия изображения создается в телевизоре разверткой: электронный луч пробегает по экрану 50 раз в секунду, создавая половину кадра за 1/50 сек., в следующую 1/50 сек. строится вторая половина кадра, т.о. за 1 сек. сменяется 25 полных кадров. Но ни один из них не существует в действительности. Кадр разваливается на мгновенные вспышки точек, разбросанных по экрану, и глаз, привыкший искать ключевые моменты, не успевает воссоздать картину, она всякий раз уже другая. Отчетливый кадр существует не на экране, а на сетчатке глаза, т.к. сетчатка менее реактивна, чем экран, послесвечение на ней держится дольше. Получается, чтобы смотреть телепередачу, глаз обязан остановиться. И небольшой угол зрения, и постоянное расстояние до телевизора, и сама собой возникающая на сетчатке картинка делают ненужной всякую активность глаз. Оцепенение взгляда передается всему телу.
|
Сам способ передачи изображения по телевизору диктует глазу остановиться, и как следствие, воле - замереть. Измерения активности мозга (Электро-Энцефало-Граммы) показали наличие при телепросмотре Альфа-ритмов, которые наблюдаются при трансах, медитации, гипнозе. Угасание собственной активности приводит к сумеречному состоянию сознания, к дремоте.
Социологические исследования в Америке обнаружили зависимость между временем телепросмотров и ожирением. Опыты показали: расход энергии организмом во время простого бездеятельного отдыха (лежа на кровати) на 14% больше, чем в том же положении, но при включенном телевизоре. Пульс при этом замедляется на 10%.
Операторы, чтобы не дать зрителю заснуть, вынуждены увеличить частоту смены кадров, ракурсов, перспектив. Сейчас это один раз за 2-5 секунд, что приближается к экспериментально замеренной частоте смены взгляда самого человека. Т.о. зритель получает иллюзию собственного взгляда, следуя при этом исключительно за волей камеры.
Только человек, обладающий ответственным самосознанием, рефлектирующий над подаваемой информацией, способен без ущерба для себя смотреть телевизор. Способны ли на такое дети?