Негоже «парковать» детей перед телевизором, бросая их там на произвол судьбы. Кто хочет действовать с полной ответственностью, должен четко определить, надо ли его ребенку вообще смотреть телевизор, и если да, то в каких пределах. Решение не допускать ребенка к телевизору, пока он не пойдет в школу, требует мужества, но будет полностью обоснованным с точки зрения современных исследований по физиологии и психологии детского возраста. Разумеется, при этом надо учитывать вещи, которые будут обсуждаться ниже.
А тот, кто решит позволить своему ребенку смотреть телевизор в определенных границах, окажется перед вопросом выбора программ. Но он не сможет выбрать со знанием дела, если сначала не поймет, насколько детское восприятие и его возможности отличаются от восприятия взрослых. Иначе он будет считать ребенка своим собственным несовершенным миниатюрным изданием, игнорируя особые условия, в которых растут дети. Вот некоторые соображения по поводу проблем, с которыми сталкиваются дети, когда смотрят телевизор.
Казалось бы, что может быть понятнее — и все же приходится говорить об этом снова и снова: хотя на второй возрастной стадии воздействие телеэкрана уже не так серьезно, как в первые три-четыре года жизни, чувства ребенка и тут сильно подвержены всем воздействиям извне, хорошим и плохим. Дети еще не умеют критически перепроверять идущую к ним информацию, не умеют и не хотят дистанцироваться от того, что предлагает им мир, — напротив, им важна живая связь с ним. Абстракции, столь естественные для взрослых, детей не волнуют; они принимают все таким, каким оно приходит.
В естественных условиях такое радостное устремление к чувственному миру — сильная сторона детей, но перед телевизором оно становится их ахиллесовой пятой. Ведь тут им предъявляются такие требования, которые этим «визуально неграмотным», как называет детей Ута Бенц, пока вообще не по плечу: «Наивность зрительного восприятия, неспособность выразить словами визуальные впечатления, отсутствие собственных слов для описания образа и неспособность заглянуть в его подоплеку, чтобы уловить связь чужого замысла и предполагаемого отклика на него», — все это загоняет их в ситуацию бессилия и зависимости, которая для их развития может быть только вредоносной.
|
Поэтому взрослый обязан понимать: даже на второй фазе своего развития дети еще долго считают все увиденное действительным, настоящим, не умея отличать фикцию от реальности.
Не оставляйте детей один на один с телевизором!
Значит, взрослые вообще не должны включать детям программы, которые, как они подозревают, превышают возможности детского восприятия, — надо выбирать более подходящие для детей программы. Но в любом случае им следует понимать, что их долг — быть рядом с малышами во время просмотра, даже если речь идет об исключительно «детских» передачах, казалось бы полностью доступных детям. Ребенку почти постоянно хочется задавать вопросы или делать замечания, которыми ему надо поделиться со взрослым, а для этого нужно сделать так, чтобы образы не подавляли его, а, наоборот, чтобы он мог овладеть ими и осмысленно переработать все увиденное. Кроме того, действуя таким образом, взрослый может поощрять в детях осознанность просмотра (и процесса зрительного восприятия вообще) — а это-то и есть главное условие, чтобы из ребенка не вырос тупоумный «глотатель» всего, что покажут.
|
Напутствие родителям.
Давать ли детям смотреть телевизор, играть с планшетом и смартфоном — это дело свободного выбора и ответственности родителей. Данная брошюра адресована, прежде всего, родителям или воспитателям, которые решили давать ребенку смотреть телевизор. Они берут на себя большую ответственность. Ведь современные цифровые устройства - аппараты небезобидные: они способны глубоко повлиять на развитие ребенка, а при бесконтрольном пользовании — принести ему большой вред.
Поэтому целесообразно еще раз назвать здесь факторы, действующие на ребенка при просмотре телевизора, игре с планшетом и смартфоном:
1) содержание и жанр передачи или игры (скажем, образовательная программа, мультфильм и т. д.);
2) зависимость от камеры зрительского взгляда, воспринимающего все спецэффекты (наплыв, монтаж, смена кадра, смена перспективы и т. д.);
3) различные физиологические воздействия экрана, независимые от особенностей программы и связанные с физической неподвижностью зрителя.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ!
Хотя дети и могут получить новую информацию из просмотра образовательных программ, все же они лучше всего учатся в интерактивном, практическом опыте: сенсорном, тактильном, социальном; в прикосновениях, запахах, звуках, в общении и решении проблем с людьми, к которым они неравнодушны.
Многочисленные исследования показывают, что некоторые детские передачи, шоу и приложения для смартфонов и планшетов оказывают положительное влияние на обучение детей, но другие передачи этого не делают. Необходимо выбирать программы, соответствующие возрасту, уровню развития, сфере интересов малыша, а также в соответствии с образовательными задачами, которые стоят перед ребёнком.
Список рекомендованной литературы и источников.
1. Райнер Патцлафф. Застывший взгляд. Физиологическое влияние телевидения на развитие ребенка.
2. Screen time. https://www.zerotothree.org/early-learning/screen-time