Класс.
Урок.
Тема: Музыка рассказывает обо всем.
Содержание:
Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству).
Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»).
Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения.
Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.
Музыкальный и литературный материал:
1. Чайковский П.И. «Концерт для фортепиано с оркестром» №1, 1 часть;
2. В. Алеев, стихи С. Маршака. «Гвоздь и подкова» (пение);
3. «Музыка во мне». Музыка В.Батеженко. (слушание);
4. «Музыка» Г.Струве (пение);
Ход урока
Послушайте фрагмент «Концерта для ф-но с оркестром» №1 Петра Ильича Чайковского.
Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас звучала?
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
«Печальна и чиста,
Как жизнь людьми любима,
Как жизнь, ты не проста,
Как жизнь, непостижима, музыка!»
К. Кулиев
Сообщение темы урока: Музыка рассказывает обо всём.
Запишите тему урока в тетрадь и эпиграф к уроку.
Как вы представляете изучение музыки? Напиши свой ответ.
- беседовать о музыкальных произведениях, учиться понимать и восхищаться их звучанием;
- изучать творчество великих композиторов и исполнителей, чтобы увидеть какой это огромный труд – создание музыки;
- можно пойти в музыкальную школу, шаг за шагом осваивать нотную грамоту, учиться петь, играть на различных инструментах, постигая музыкальную науку как бы изнутри.
Всё это - разные пути приобщения к музыке.
Но однажды возникнет вопрос: что же такое музыка?
|
Слово «музыка» (от греч. «musike» буквально - искусство муз) - вид искусства, который воздействует на человека через звуковые образы, отражающие его различные переживания и окружающую жизнь. Если говорить более просто и коротко, то музыка - это искусство звуков.
Может это чудо, рождающееся из Космоса, из движения планет, само из себя? Музыка-проявление космической гармонии! Музыка – самое божественное и духовное из всех искусств!
Послушайте песню «Музыка во мне» оренбургского композитора Виктора Батеженко.
Ведь сказал же великий Эдвард Григ: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем». Так ли это?
И да, и нет.
Да: потому что каждое искусство самоценно, оно говорит на своем языке. Звук не может соперничать с цветом, как скульптура со стихом, как в природе воздух не соперник огню. Само такое противопоставление кажется нелепым.
Нет: потому что все в природе взаимосвязано, существует всеобщая связь явлений и её законы непреложны. Так, для звучания мелодии требуется туго натянутая струна, а струна даёт выразительное звучание лишь в соприкосновении с деревом особой породы, обработанным специальным способом,- и всё это находится уже далеко за пределами самой музыки. Так происходит и со всеми остальными вещами в мире: для чего-то требуются чернила и бумага, кисти и краски, для чего-то - течение рек и цветение лугов, и с этой точки зрения всё нуждается во всём.
Итак, какой вывод мы можем сделать? И да, и нет. Да, так как действительно каждая вещь на Земле самоценна. А нет - так как существует всеобщая связь вещей и явлений, которые пронизывают всё человеческое существование, времена, человеческие судьбы.
|
Возьмём, к примеру, эпиграф к роману Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол», написанный поэтом эпохи Возрождения Джоном Донном, перевод звучит в прозе. «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и, если Волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».
А теперь прочитаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова»?
Не было гвоздя – подкова пропала.
Не было подковы – лошадь захромала.
Лошадь захромала – командир убит.
Конница разбита, армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя, -
Оттого, что в кузнице не было гвоздя!
Отсутствие гвоздя – вот первопричина, вызвавшая цепь всех последующих бед. Мы видим, как безобидная мелочь порой может иметь серьезные последствия.
Какое же отношение имеет это стихотворение к музыке и к искусству в целом?
В искусстве тоже нет мелочей. Бывает даже, что открытие в одной области приводит к рассвету в другой.
Как же это происходит?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем рассматривать тему «Музыка и другие виды искусства». Рассмотрим музыку в единстве с тем, что ее рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим.
Мы должны научиться наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить предметы одного явления в совершенно в другом и тем самым подтверждать их глубинную связь.