Урок 5. Мир глазами историка
Цели деятельности учителя | создать условия для ознакомления учащихся с наукой историей, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления об окружающем нас мире с точки зрения историков, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; фотографии или открытки с изображением музеев; схема «Исторические источники»; карточки со словами; индивидуальные карточки с заданиями; кроссворд |
Основные понятия | История, историк, исторические источники, архивы, экспонаты |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | – какая наука сегодня поможет провести урок? На доске: ис ’ия – сегодня познакомимся с наукой историей. Узнаем, какие у нее есть «помощницы». И тогда мы сможем посмотреть на окружающий мир глазами историка | Слушают, принимают участие в диалоге. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. | – Что изучает география? – Какие виды географических карт вы знаете? – Расскажите о сходствах и различиях глобуса и карты полушарий. – Как выглядела первая географическая карта? | Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная, индивидуальная, | Познавательные: осуществляют логические действия; самостоятельно выделяют и формулиру- | Устные ответы, карточки |
Продолжение табл.
Кроссворд | Предлагает некоторым учащимся по выбору выполнить задания по карточкам . – Узнайте материки по контурам, запишите их названия в кроссворд, и тогда сможем прочитать ключевое слово | Выполняют задания. Отгадывают кроссворд | коллективная | ют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; используют знаково-символические средства представления информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | ||
III. Изучение нового материала | Рассказ учителя. | – В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории». У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. – Что же изучает история? | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют записи в тетради. | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы, записи в тетради |
Продолжение табл.
–История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность. Запишите определение: «История – наука, изучающая прошлое человеческого общества». Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть все то, что может рассказать нам о прошлом людей. предлагает рассмотреть схему: – Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники. – Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них. – Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древ- | Рассматривают схему. Заранее подготовленные ученики рассказывают, что такое архив, музей, библиотека. | Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; ставят вопросы; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравст- |
Продолжение табл.
Работа по учебнику | них людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположились села и города. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией. – О работе археологов прочитайте статью учебника «Ключи от заветной двери» (с. 37–40). предлагает учащимся рассказать о том, как ведутся раскопки | читают, рассматривают иллюстрации (с. 39, 40) | венно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям | |||
IV. Практическая деятельность | Дидактическая игра «Исторические источники». Задания из электронного прило- | – Что вы хотели бы узнать, изучая историю? – Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать? поочередно приглашает к доске учащихся, дает карточку. Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, утварь, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания. Предлагает ученикам правильно их распределить по группам. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Учащиеся высказывают свои пожелания, отвечают на вопросы. Ученик прикрепляет карточку к доске, объясняя свой выбор. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия; самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. | Устные ответы, выполненные задания |
Окончание табл.
жения к учебнику | Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; замечают допущенные ошибки | |||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что такое история? – Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»? –Приведите примеры исторических источников. – Кто-нибудь из вас захотел связать свою будущую профессию с историей? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | читают вывод в учебнике (с. 41). Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 35–41. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2 | Задают уточняющие вопросы | фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | Задания |
Ресурсный материал
Индивидуальные карточки
№ 1. Заполни пробелы в предложениях: Условная линия, идущая по поверхности Земли от одного полюса к другому, – … (меридиан). Самая большая параллель – … (экватор), делит земной шар на Северное и Южное… (полушария). |
№ 2. Выбери, подчеркнув, верное высказывание: 1) Модель Земли – это… а) глобус; б) схема; в) карта. 2) Наука о Земле – это… а) астрономия; б) география; в) история; г) физика. |
Кроссворд
Ответы:
1. Африка. 4. Антарктида.
2. Евразия. 5. Австралия.
3. Южная Америка. 6. Северная Америка.
Ключевое слово: Экватор.