Диагностика конвергентности и дивергентности мышления




Цель: исследование беглости (конвергентности) и гибкости (дивергентности) мышления.

Стимульный материал: опыт №2листок с 6-8кружочками, опыт№4листокс несколькими одинаковыми геометрическими фигурами (напр. квадратами) до 10 штук.

Ход исследования:

Опыт №1 (проверка вербальной беглости мышления).

Инструкция: в течение 1-й минуты испытуемому предлагается записать на бланке как можно больше женских имён, начинающихся на букву «Р».

Испытуемый: Дмитрий, 47 лет.

 


Вывод: для оценки вербальной беглости мышленияучитывается количество написанных имён:

низкий уровень–2-3

средний уровень–4-5

высокийуровень–6 и больше.

В результате опыта испытуемыйпоказал высокийуровеньвербальной беглости мышления.

 

Опыт №2 (оценка активности образной беглости мышления).

Инструкция: в течение 1-й минуты испытуемому предлагается из кружков нарисовать объекты, относящиеся к теме «флора».

Испытуемый: Артём, 16 лет.

 

 

 

 


Вывод: для оценки активности образной беглости мышления анализируется разнообразие рисунков (возможные классы рисунков, относящиеся к теме «флора»: 1. плоды, 2. цветы, 3. грибы и т.д.). Если испытуемый нарисовал объекты, относящиеся к 1-му классу – это свидетельствует о низком уровне активности образной беглости мышления, если испытуемый нарисовал объекты, относящиеся к 2-м классам – о среднем уровне активности образной беглости мышления, если 3 и более –о высоком уровне активности образной беглости мышления. Если испытуемый объединяет все кружки в один рисунок, соответствующий теме, это тоже свидетельствует о высоком уровне активности образной беглости мышления.

В результате опыта испытуемыйпоказал высокийуровень активности образной беглости мышления.

 

Опыт №3 (оценка гибкости мышления в вариантах вербального и образного видов).

Инструкция: в течение 1-й минуты испытуемому предлагается составить и записать в тетради предложения из 4-х слов, которые начинаются на следующие буквы «П, И, О, Л».

Испытуемый: Андрей, 39 лет.

 

 

П____ И____ О____ Л____

 

 

Вывод: для оценки гибкости мышления в вариантах вербального и образного видов учитывается количество составленных предложений (1 предложение – означает адекватный уровень мышления, 2 и более – высокий уровень). Кроме этого учитывается качество и смысл предложения (1. «и так тоже можно» – низкий уровень, 2. обыкновенное, грамотное предложение – средний уровень, 3. юмористическая фраза или афоризм – высокий уровень).

В результате опыта испытуемыйпоказал высокийуровень гибкости мышления в вариантах вербального и образного видов.

 

 

Опыт №4 (оценка особенностей образной гибкости мышления).

Инструкция: в течение 1-й минуты испытуемому предлагается вмонтировать данный объект (квадрат) в как можно большее количество рисунков.

Испытуемый: Владимир, 59 лет.

 

 


Вывод: для оценки особенностей образной гибкости мышления анализируется разнообразие рисунков (относятся ли эти рисунки к одному или нескольким классам объектов). Если испытуемый нарисовал объекты, относящиеся только к 1-му классу – это свидетельствует о низком уровне образной гибкости мышления, если относящиеся к 2-м классам – о среднем уровне образной гибкости мышления, если 3 и более –о высоком уровне образной гибкости мышления.

В результате опыта испытуемыйпоказал высокийуровень образной гибкости мышления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: