Понятие, признаки и переменные социальной организации.




Тема 2 «Социальная организация»

Понятие, признаки и переменные социальной организации.

Внешняя и внутренняя среда организации.

Эффективность деятельности организации.

 

Понятие, признаки и переменные социальной организации.

 

Под организацией понимается устойчивая группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения имеющихся проблем или достижения поставленных целей. Для этого она преобразует на основе соответствующих технологий находящиеся в ее распоряжении материальные, трудовые, информационные ресурсы в требуемые конечные результаты.

Социальная организация – это целевая группа, возникающая из социальной потребности и представляющая собой упорядоченный, регулируемый и скоординированный способ совместной деятельности, применяющий определенный алгоритм к действиям людей, группирующихся вокруг набора целевых установок: социальных предписаний и ожиданий (социальных ролей).

Признаки социальной организации:

1. Наличие цели, к достижению которой стремятся ее члены. Цель объединяет и сплачивает их, придает смысл существованию организации, определенность и конкретную направленность ее действиями.

2. Обособленность организации, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов, которую обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения.

3. Соблюдение принципа саморегулирования, который предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни и по-своему, с учетом конкретных обстоятельств, реализовывать внешние команды.

4. Наличие внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство. Нужно заметить, что в крупной организации центров может быть несколько, но один из них всегда будет выполнять функции главного, а остальные – периферийных.

5. Организационная культура, представляющая собой совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Организационная культура включает как субъективные, так и объективные элементы. К первым относятся, например, различного рода ритуалы, мифы, связанные с историей организации и жизнью ее знаменитых членов, принятые нормы общения. Вторые в основном характеризуют материальную сторону жизни и деятельности организации. Это ее символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий. Сплав субъективных и объективных элементов формирует основу культуры управления, в которую можно включить стиль руководства, способы решения проблем, характер поведения менеджеров.

6. Наличие внутренней среды организации – совокупность форм и процессов, придающих последней конкретное, присущее только ей лицо.

7. Внешняя среда организации, которая образуется ее окружением. Различают деловое и фоновое окружение. Деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды, на которые организация путем целенаправленных действий или договоренностей может оказывать непосредственное влияние (поставщики, потребители, посредники, конкуренты, товары-заменители). Таким образом, с элементами делового окружения организация находится в состоянии двустороннего взаимодействия.

8. Наличие организационной структуры и организационных процессов. Единство людей и условий их деятельности, находящихся в определенных соотношениях и взаимосвязях, образует организационную структуру. Действия, направленные на создание такой структуры, необходимых предпосылок ее функционирования и обновления, получили название организационного процесса. Таким образом, в широком смысле слова организация есть единство организационной структуры и организационного процесса.

 

Социальную организацию можно описать с помощью выделения ряда переменных, ее характеризующих.

Эти переменные можно разбить на три класса – первичные переменные, переменные управления и переменные эффективности.

Первичные переменные – это требования к системе управления организацией, задаваемые извне или формирующиеся внутри нее.

К первичным переменным относятся внешняя среда, цели и стратегии, производственно-технологическая основа, персонал.

Окружающая (внешняя) среда включает:

1) социальную среду – элементы и подсистемы всего общества, воздействующие на организацию: общественно-экономические отношения, политику, идеологию, культуру и т. д.;

2) среду задачи – совокупность подсистем и элементов связи, которые возникают вследствие специфических производственно-хозяйственных задач данной организации.

Окружающая (внешняя) среда выделяется как главная определяющая переменная организации, которая в значительной степени влияет на характер внутренних структур и процессов организации, устанавливает ее границы, воздействует на поведение.

Цели и стратегии – это переменные производственной системы, которые отчасти являются заданными, т. е. задаются объективно исходя из сущности и роли организации, а отчасти – регулируемыми, поскольку они результат «стратегического выбора» руководства предприятия и служат делу развития организации. Цели – это желаемое состояние организации как системы (прежде всего ее входов и выходов), которое должно быть достигнуто путем использования ресурсов организации. Стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач организации, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Производственно-технологическая основа – важнейшая первичная переменная, она охватывает материальную базу производственной системы (средства и предметы труда, технологию и т. д.), а также всю совокупность производственных, трудовых, естественных и отчасти информационных процессов. Производственно-технологическая основа относится и к заданным, и к регулируемым переменным и определяется общим уровнем развития производственных сил и уровнем научно-технического прогресса.

Персонал – одна из существенных переменных социальной системы. Характеристиками персонала являются культурные и ценностные предпосылки, уровень квалификации и профессиональная подготовка работников, стиль лидерства, исходная мотивационная база трудового поведения в коллективе. Персонал также относится к частично регулируемым и частично нерегулируемым переменным. Потенциал работников развивается внутри организации, и на него оказывают влияние внутренние факторы – организационная структура предприятий, практический опыт, профессиональная переподготовка и т. п.

Переменные управления – это следующие характеристики управляющей системы.

1. Организационная структура управления – главная из контролируемых, перестраиваемых по воле руководителя организации ее характеристик. Организационная структура создает каркас, который является основой для формирования подразделений, выполняющих те или иные функции. Структура позволяет выделить и установить отношения между сотрудниками организации и ее отдельными сотрудниками.

2. Процессы управления. Структура и процессы – две неразделимые стороны организационной системы. Процессы в организационной системе подразделяются на процессы функционирования и процессы развития. К первой группе относятся функции управления (позволяют описать содержание деятельности по управлению, отразить важнейшие стороны полного цикла процесса управления), принятия решений (процесс выработки и реализации управленческих решений, выбор курса действий для достижения определенной цели), организационные коммуникации (процесс, путем которого идея передается получателю с намерением изменить поведение последнего), ко второй – процессы нововведений (введение изменений в организацию производства, труда и управления) и организационного роста (увеличение объема деятельности и численности персонала организации, сопровождаемое изменениями форм и методов организационной и управленческой деятельности).

3. Лидерство – это способность эффективно влиять на деятельность подчиненных во имя достижения целей организации. Лидер должен обладать рядом особых качеств, среди которых более высокий уровень интеллектуального развития, социальная зрелость, широта взглядов, внутренняя самодисциплина, целеустремленность, понимание важности «человеческих отношений» среди подчиненных и т. д. Выделяют четыре стиля лидерства: эксплуататорско-авторитарный, патерналистско-авторитарный, совещательный, партисипативный.

4. Поведение. Через эту категорию реализуется характеристика действий людей и групп в организациях. С одной стороны, поведение – переменная управления, выражающаяся в сознательных действиях аппарата управления, что является одним из инструментов решения возникающих проблем, а с другой – результат воздействия системы управления на членов организации, зависящий от того, насколько эффективны рычаги мотивации и благоприятен организационный климат.

5. Коммуникации

6. Инновации

7. Информация

 

Переменные эффективности. Блок эффективности в модели организации опосредует связь между требованиями среды, целями и производственно-экономической основой организации, с одной стороны, и параметрами системы ее управления – с другой. Оценка организационной эффективности осуществляется по отношению к конечным целям системы. Кроме того, она должна отражать морально-психологическое удовлетворение членов организации своей деятельностью, оценивать способность организации к поддержанию и росту своего потенциала.

 

• Степень достижения целей,

• Степень рациональности структуры и процессов,

• Степень использования ресурсов,

• Степень удовлетворенности людей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: