Желание к перемене мест, тяга к путешествиям, познанию нового – туристические потребности - в широком смысле отражают необходимость в психофизиологическом и духовному развитию сил индивида.
Понимание мотивации людей, собирающихся в путешествие, является важным фактором для организаторов путешествий (по большей части турагенств и туроператоров). Например, потребности путешествующих бизнесменов в сервисе и размещении будут кардинальным образом отличаться от запросов тех людей, которые путешествуют с целью отдыха и развлечений.
"Мотивы туризма" - это те побудительные причины, которые определяются биологическими и социальными потребностями и заставляют людей удовлетворять их, покупая туристический продукт. Есть большое количество мотивов, которые зависят от индивидуальных особенностей человека. Все мотивы невозможно не только четко сформулировать, но и перечислить.
Основными считают культурные, природные, психологические, экономические мотивы.
Культурные мотив ы вызваны потребностью в познании, изучении культурного наследия своей страны, а также других стран и народов. Экономические мотивы для туристов со средними и невысокими доходами. Психологические мотивы отражают особенности людей, их склонность к активным либо пассивным видам отдыха, смене впечатлений, потребности в общении. Природно-климатические мотивы важны при выборе форм отдыха, планировании спортивных видов туризма, отражают потребности человека в смене окружающей обстановки.
Все возможные мотивы распределяются на две группы: рациональные и эмоциональные. Если в основе рациональных мотивов лежит получение предполагаемых выгод от приобретения продукта (экономические выгоды, особые потребительские полезности и качество приобретаемого продукта, гарантированное обслуживание, надежность и репутация фирмы), то эмоциональные мотивы отражают «человеческий фактор» (признание, стремление к познанию, следование моде, стремление быть признанным в обществе, престиж, честолюбие. Фотки в иснсту/vk хихи).
Р.В. Макинтош предлагает функционально выделять: (Наиболее общая классификация, состоящая из пяти основных видов) (физическая, психологическая, межличностная, культурная, мотивация престижа и статуса) демонстрирует связь мотивации и основных видов человеческих потребностей:
· Физическая мотивация, обусловленная физиологическими потребностями человека.
· Основными мотивами в этом случае могут быть отдых, восстановление здоровья, занятия спортом.
· Психологическая мотивация, вызванная психологическими потребностями: необходимостью снятия стресса, отдыхом для ума, сменой обстановки и поиском новых впечатлений.
· Межличностная мотивация, обусловленная социальными потребностями: поиском новых социальных контактов, потребностью человека находиться в обществе, посещением друзей и родственников.
· Культурная мотивация предполагает знакомство с культурным достоянием общества во всех его проявлениях: знакомство с другими странами и народами, интерес к искусству, посещение спортивных мероприятий, причины религиозного характера.
· Мотивация престижа и статуса связана с потребностью в развитии личности и общественном признании, профессиональной подготовкой и повышением квалификации.
Туристские потребности развиваются в соответствии с законом возрастания и возвышения потребностей. Чем более развита индивидуальность, выше уровень ее культурного, интеллектуального, образовательного развития тем непреодолимее нужда к новым познаниям, путешествиям, к новым знакомствам и общению. Потребности эти удовлетворяются в значительной мере через туризм.
Специалисты выделяют пять групп факторов, влияющих на формирование туристских потребностей:
· Природные факторы (географическое положение места отдыха, климат, флора, фауна и др.)
· Социально-экономическое развитие места отдыха (язык, экономический и культурный уровень развития страны)
· Материальная база туристской индустрии (транспорт, гостиницы, предприятия питания, досуга, спортивно-курортные сооружения и др.)
· Инфраструктура места отдыха (коммуникации, подъездные пути, освещение, пляжи, стоянки, садово-парковые хозяйства и др.)
· Туристское предложение (ресурсы гостеприимства, в том числе экскурсионное, познавательное, спортивное, развлекательное, курортное и рекреационное предложения).
Всемирная Туристская Организация (ВТО) выделяет следующие основные потребности туристов:
· - рекреация, досуг, отдых;
· - посещение знакомых и родственников;
· - деловые и профессиональные цели;
· - лечение;
· - религия и паломничество.
Важная особенность туристского спроса состоит в том, что первичные или основные потребности туриста, в свою очередь, на основе эффекта мультипликатора, порождают вторичные потребности. К этим потребностям мультипликативного характера относятся потребности в транспортных услугах, размещении, питании, развлечениях и т.п. Потребности отражают интересы и нужды туристов, лежат в основе спроса на туристский продукт.
Процесс сегментирования осуществляется в четыре этапа:
· •сегментация рынка;
· •выбор целевого сегмента;
· •позиционирование товара на рынке;
· •разработка комплекса маркетинга.
К числу наиболее распространенных относится сегментация туристского рынка по побудительным мотивам клиентов, которые обуславливают цели путешествий. Именно целью путешествия определяется вид туризма.
Различают следующие виды туризма:
· Маршрутно-познавательный;
· Спортивно-оздоровительный;
· Деловой и конгресс-туризм;
· Курортный, лечебный;
· Фестивальный;
· Охотничий;
· Экологический;
· Шоп-туризм;
· Религиозный;
· Учебный;
· Этнический и др.