1. Ответить на вопросы:
1. Понятие термина «Мотивация». Значение и роль мотивации для современного руководителя.
2. Виды мотивации. Модель мотивации поведения через потребности.
3. Иерархия потребностей А. Маслоу.,Заполнить таблицу:
№ п/п | «Ступень» иерархии пирамиды А. Маслоу | Вид потребности сотрудников |
4. Двухфакторная теория Ф. Герцберга. Заполнить таблицу:
№ п/п | Факторы | Пример потребностей сотрудников |
1. | Гигиенические | |
2. | Мотивирующие | |
5. Назовите наиболее важные, по вашему мнению мотиваторы для следующих лиц:
· вас лично к учёбе
· квалифицированного рабочего
· профессионала (врача, юриста, преподавателя)
6. Групповая работа с кейсами.
Кейс № 1
Цель: Понимать особенности систем мотивации на предприятиях в различных странах.
Ситуация: А. Морита, основатель корпорации Sony, называет следующие особенности японской модели мотивации:
«Мы считаем нецелесообразным и ненужным слишком часто определять круг обязанностей каждого работника потому, что всех учат действовать, как в семье, в которой каждый готов делать то, что в данный момент необходимо. Если где-то допущен брак, то считается дурным тоном, если управляющий начнет выяснять, кто допустил ошибку. В своих контактах с иностранными компаниями я очень часто видел, что таким второстепенным вещам, как внешний вид, здания и обстановка кабинетов, уделяется гораздо больше времени, внимания и денег, чем они этого заслуживают. Мы предпочитаем, прежде всего, заботиться об атмосфере на наших заводах, о создании комфортабельной, простой и приятной рабочей обстановки, что, как мы считаем, оказывает прямое воздействие на качество продукции.
|
В Америке люди приучены к системе, когда человек продает свой труд за определенное вознаграждение. В каком-то отношении это хорошо, потому что люди знают, что они должны трудиться, чтобы заработать деньги, иначе их уволят. В Японии мы идем на риск, обещая людям постоянную занятость, и затем должны постоянно их мотивировать. Все же я считаю большой ошибкой мнение о том, что деньги — это единственный способ вознаграждения за труд. Людям нужны деньги, но они хотят, прежде всего, получить удовольствие от своей работы и гордиться ею».
Вопросы:
1. Как вы относитесь к тезису о том, что в развитых странах зарплата перестает быть существенным мотивационным фактором? Аргументируйте свою позицию.
2. Каковы особенности системы мотивации работников в современной России? Какую роль занимают в ней материальные стимулы? Приведите примеры. Аргументируйте свою точку зрения.
3. Какая система мотивации на ваш взгляд более эффективна? Аргументируйте свой ответ.
Кейс № 2
Цель: Научиться использовать на практике гибкие формы мотивов сотрудников, учитывая их индивидуальные потребности.
Ситуация
1. Александр Николаевич Смирнов работает экономистом в финансовом отделе крупной компании. Начальник отдела считает его способным и подающим надежды сотрудником. Александр Николаевич стремится работать всё лучше и лучше, предпочитая достаточно сложные, но реально выполнимые задачи. Он желает достигнуть в своей деятельности высоких результатов. Александру Николаевичу очень приятно, что среди своих коллег он пользуется уважением.
|
2. Ирина Сергеевна Кравцова — старший мастер завода. На заводе она уже работает более 25 лет. Все сотрудники её хорошо знают и любят за веселый и неунывающий характер, за готовность помочь людям в трудную минуту. Ирина Сергеевна имеет собственное мнение и умеет убеждать окружающих в его правильности. Стремится к пониманию и поддержке своих решений со стороны коллег. Она радостно сообщает всем о своих достижениях, но не скрывает и огорчений, неформальное общение для неё является ключевым фактор в работе. Несмотря на большой стаж работы, Ирина Сергеевна охотно прислушивается к советам и старается их выполнять. Работа и коллеги стали ей второй семьёй.
3. Владимир Григорьевич Иванов три год назад окончил институт и в настоящее время работает в юридическом отделе небольшой компании. Владимир Григорьевич увлечён своей работой и стремится усовершенствовать не только свою деятельность, но и работу коллег. Во время отсутствия руководителя отдела берёт на себя функции управления отделом. Владимир Григорьевич в своей работе проявляет инициативность. Владимир Григорьевич проживает в съемной квартире и через два года планирует приобрести квартиру.
Задание:
1. Проведите анализ и сделайте выводы о потребностях каждого сотрудника.
2. Разработайте систему мотивации для Смирнова А.Н., Кравцовой И.С., Иванова В.Г., учитывая их потребности, в соответствии с пирамидой Абрахама Маслоу.
3. Разработайте систему мотивации для Смирнова А.Н., Кравцовой И.С., Иванова В.Г., учитывая их потребности, в соответствии с теорией приобретённых потребностей Дэвида Мак-Клелланда.
4. Разработайте систему мотивации для Смирнова А.Н., Кравцовой И.С., Иванова В.Г., учитывая их потребности, в соответствии с двухфакторной моделью Фредерика Герцберга.
Домашнее задание: Тема 5.1 учебника «Менеджмент» Драчевой Е.Л., Юликова Л.И.