Современная наука представляет множество трактовок понятия «менеджмент» (от англ. to manage — управлять), так как его значение зависит от сферы деятельности организации и стадии ее развития. Существуют универсальные определения, характеризующие любую управленческую систему и ситуацию:
о менеджмент — это искусство управления;
о менеджмент — это процесс по упорядочению элементов системы;
о менеджмент — это деятельность по управлению материально-техническими, человеческими, информационными и другими ресурсами организации с целью достижения целей ее функционирования.
Каждое из определений отражает одну из составляющих многомерного понятия «менеджмент».
Применительно к туризму можно сформулировать следующее определение: менеджмент в туризме — это деятельность по управлению социально-экономическими процессами, происходящими в туристской индустрии.
Сущность менеджмента обусловлена особенностями туризма, отличающими его от других видов деятельности:
- туризм — это всегда изменение места нахождения индивида, т.е. индивид перемещается в другую, отличную от обычной, территориальную среду. Однако, например, перемещение горожанина из одного района города в другой не может рассматриваться как туризм, поскольку в целом среда его обитания не меняется, ибо сохраняются климат, окружающие географические условия, быт, культура;
- туризм — это пребывание в другом месте. Перемещение не должно быть связано со сменой места жительства или командировкой; путешественник не должен находиться в посещаемом месте 12 месяцев подряд и более, так как пребывание столь длительный период в одном и том же месте считается постоянным проживанием;
|
- туризм — это перемещение в другую местность, не связанное с планированием получения заработка из источника в посещаемом месте. Например, если индивид приезжает в другую страну с целью заработка, то это не рассматривается как туризм.
Эти три критерия являются базовыми при определении туризма. Существуют особые категории лиц, в отношении которых данные критерии недостаточны: беженцы, кочевники, транзитные пассажиры и заключенные, которые формально не въезжают в страну, и лица, соответственно сопровождающие или конвоирующие эти группы.
Опираясь на перечисленные выше признаки, можно сформулировать следующее определение туризма.
Туризм — это совокупность взаимосвязей, отношений и явлений, сопровождающих перемещение и пребывание людей в местах, не являющихся местом их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
Поводов для занятия туризмом множество, например: отдых, развлечение, знакомство с другой культурой, обычаями, посещение географических и исторических достопримечательностей, оздоровление, знакомство с деловой средой, установление деловых контактов и др.
Экономический аспект туризма предполагает его рассмотрение в качестве индустрии.
Туристская индустрия включает в себя совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги гидов-переводчиков.
|
Сегодня российская туристская индустрия должна решить двуединую задачу: наполнить менеджмент туризма рыночным содержанием, максимально полно учитывать мировые достижения в области туризма.
Туристская услуга — это результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов. Работа турпредприятия может заключаться в организации как всего путешествия, так и отдельных услуг.
Как и любая другая услуга, туристская услуга характеризуется следующими свойствами: неосязаемостью, неотделимостью от источника и объекта услуги, непостоянством качества, несохраняемостью и др.
Неосязаемость проявляется в том, что туристскую услугу нельзя попробовать на вкус, на ощупь, ее нельзя увидеть и услышать до момента ее непосредственного оказания. До того как турист прибыл на место отдыха, он имеет только описание маршрута и сопутствующие документы на его реализацию. Отдых и впечатление от него он получает только в момент нахождения на туристском объекте и в процессе взаимодействия с окружающей средой. Турагент не может продемонстрировать свой «товар» во время продажи, что составляет трудность его работы.
Однако нельзя утверждать, что, воспользовавшись услугой, турист в итоге имеет только оплаченный счет. На самом деле потребитель, отдохнувший и заряженный положительной энергией в результате отдыха, хранит в своей памяти воспоминания, которыми он может поделиться с другими.
|
Чтобы уменьшить неопределенность, порождаемую неосязаемостью туристских услуг, клиент, прежде чем обратиться за ними, ищет нечто осязаемое, хоть в какой-то мере свидетельствующее о качестве этих услуг. Туристскому агенту в данной ситуации необходимо наглядно проиллюстрировать красоты курортов и мест отдыха и туризма. Наиболее эффективно воздействует на потребителя просмотр красочных буклетов и видеоматериалов, на которых можно увидеть «продукт» и убедиться в реальности их качества.
Неотделимость от источника и объекта услуги проявляется в том, что, во-первых, оказание туристской услуги требует, как правило, присутствия того, кто ее оказывает, или того, кому она оказывается. Во-вторых, оказание туристской услуги всегда привязано к месту путешествия, т.е. к конкретной географической зоне, территории. В-третьих, потребители выступают как бы частью продаваемой услуги, создавая климат, атмосферу пользования услугой. Например, присутствие в тихом оздоровительном пансионате среди людей, занимающихся лечением, шумной молодой компании, наверняка нарушит сложившуюся атмосферу спокойствия и умиротворения. В то же время активность и энергичность молодых людей будет органично дополнять и поддерживать спортивно-оздоровительную атмосферу горнолыжного курорта Приэльбрусья. Поэтому туристскому агенту необходимо учитывать психологический настрой клиентов и его сопоставимость с атмосферой места пребывания. В-четвертых, не только работники турфирмы, но и клиенты должны знать обязательные условия, при которых услуга может быть оказана. Так, возможны недоразумения с туристами, которые не знают, что за дополнительные услуги они должны заплатить местному туроператору, например за транспортное обслуживание. Ответственность за подобного рода ситуацию ложится на туроператора, оформлявшего поездку и осуществлявшего переговоры с клиентами. Он обязан уведомить потребителей об этой особенности туристской услуги. Другими словами, принцип неотделимости подразумевает, что менеджеры должны управлять не только своими клиентами, но и работниками организации.
Непостоянство качества, изменчивость туристских услуг проявляется в том, что их качество зависит от того, кто их оказывает и при каких условиях. Есть несколько причин этой изменчивости. Во-первых, услуги такого рода оказываются и принимаются одновременно или с небольшим промежутком времени, что ограничивает возможность их контроля. Во-вторых, временная неустойчивость спроса обусловливает проблематичность сохранения качества обслуживания в периоды повышенного спроса. В-третьих, огромное влияние оказывает «человеческий фактор»: многое зависит от манеры поведения, внимательности и приветливости работника турфирмы; один и тот же работник может прекрасно обслужить туриста сегодня и скверно — завтра из-за личных неприятностей или плохого самочувствия.
Сезонность — зависимость объема туристских услуг от природно-климатических условий. При решении проблемы менеджмента в туризме должны обязательно учитываться неопределенность и изменчивость внешней среды, в которой оказывается туристская услуга. Климатический и погодный факторы являются одними из самых решающих в создании ценности и привлекательности услуги для туриста. Поэтому ошибки метеорологов зачастую имеют негативные последствия для турфирм, так как разочаровавшиеся из-за погодных условий туристы отказываются от дальнейшего сотрудничества.
Менеджеры туристского бизнеса должны считаться с тем, что особенности туристской отрасли как объекта управления обусловливают непохожесть этой отрасли на другие; поэтому механически перенести наработки или модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно.
Несохраняемость проявляется в том, что туристские услуги нельзя складировать. Отдых происходит в течение того периода, который оплачен, и на том курорте, куда оплачена путевка. Поэтому воспользоваться этой услугой можно только в данный промежуток времени и на данном курорте. Кроме того, в зависимости, от объекта, к которому привязана туристская услуга, ее стоимость и комплектация могут значительно различаться в зависимости от периода времени.
Разнообразие туристских услуг определяется тем, что туристы совершают поездки с разными целями, предъявляют разные требования к туристским услугам, готовы и в состоянии заплатить разную цену за туристскую услугу. Каждой категории туристов соответствует определенный сегмент туристского рынка. Картина еще более усложнится, если учесть такие особые категории отдыхающих, как пациенты горных санаториев и специализированных клиник или учащиеся воспитательных учреждений. Дальнейшая сегментация рынка определяется страной проживания туриста. Производители туристских услуг ориентируются на вполне конкретные категории отдыхающих. Они хорошо знают их потребности, и удовлетворение этих потребностей приносит им доход.
Комплексность туристской услуги обусловлена тем, что для туриста она складывается из комплекса услуг (как материальных, так и нематериальных), которые являются специфическим туристским продуктом. Эти отдельные туристские услуги являются дополняющими.
Понятие «дополняющий» — важное для менеджмента в туризме. Турист, который «собирается в отпуск», вряд ли отправится в путешествие, если в конечном пункте поездки не будет возможности для проживания или если он не будет обеспечен питанием; лыжник не станет бронировать в каком-то месте гостиничный номер, если у него не будет возможности покататься на лыжах. Эти примеры свидетельствуют о тесной связи между отдельными видами услуг в сфере туризма.
Непервичность туристской услуги связана с тем, что туристский продукт не стал товаром первой необходимости и вряд ли станет им в ближайшей перспективе, хотя в современном мире значение туризма как средства восстановления сил и здоровья огромно. Кроме того, на туристских услугах больше, чем на прочих платных услугах, сказываются покупательская способность населения, политические события и экологические явления.
Уникальность туристской услуги означает', что повторить ее во всех аспектах не представляется возможным. Даже два тура по одному и тому же маршруту при одной и той же стоимости, организованные одной и той же турфирмой, часто проходят по-разному (из-за разного состава отдыхающих, разного состояния транспортного средства, погодных условий, социальных и политических событий в стране пребывания и т.п.).
Территориальнаяразделенность потребления туристских услуг, предлагаемых предприятиями туризма, проявляются в следующем: первоначальные услуги (например, информация о туристском объекте, приобретение путевки, билета) туристы получают в местах постоянного жительства, другие услуги — на пути следования к туристским объектам (транспортные услуги, питание), третьи — в месте нахождения туристских объектов (размещение в гостинице, питание, экскурсионные услуги и др.). Только их совокупность определяет полноценное удовлетворение туристских потребностей.
Эластичность спроса на туристские услуги крайне высока: изменение структуры или уровня потребления туристских услуг может происходить под влиянием ценовых и неценовых факторов. Иными словами, для спроса на туристские услуги характерна относительная чувствительность потребителей к изменениям цен: небольшие изменения цены приводят к значительным изменениям в объеме потребляемых туристских услуг. Это означает, что при уменьшении уровня денежных доходов население начнет сокращать свои потребности, постепенно исключая наименее важные, и прежде всего выпадет потребность в туристских услугах, так как туристский продукт не считается товаром первой жизненной необходимости и определяющими его спрос факторами являются уровень дохода субъекта и цены предложенных услуг.
Зависимость качества туристских услуг от исполнителя проявляется в том, что совокупность полезных свойств туристского продукта — это результат тесного взаимодействия элементов материальной базы туризма и персонала. Высокий уровень сервиса, комфорт, дизайн туристского оборудования и снаряжения еще не означают надлежащего качества туристского продукта, предусмотренного условиями договора оказания услуг. Полноценный комплекс услуг турист может получить только при соответствующих действиях обслуживающего персонала (исполнителя).
Качество туристских услуг определяется уровнем сервиса, профессионализмом работников, в значительной степени зависит от его личной заинтересованности и внимания к клиенту. Ошибки и оплошности персонала, недобросовестное отношение к выполнению своих обязанностей, неисполнение или ненадлежащее исполнение услуг могут испортить впечатление от тура, привести к необратимым для турфирмы последствиям (потеря клиентуры).
Как правило, туристские услуги включают комплексные поездки — пакеты услуг (туры), услуги размещения, питания, транспортные услуги, культурные, спортивные, рекреационные, экскурсионные и др., в том числе специальные услуги.
Классификация туристских услуг возможна по нескольким основаниям.
В зависимости от содержания пакеты услуг состоят из: услуг размещения; услуг питания (включая напитки); услуг транспорта; трансферта (встречи, проводы, поднос или подвоз багажа и туриста до места проживания); организации и оказания экскурсионных, рекреационных, культурных и спортивных услуг; услуг по организации посещения магазинов; прочих услуг (оформление паспортов, виз, медицинских и ветеринарных сертификатов, проката автомобилей, страхования и др.).
В зависимости от комплектации выделяют: основные услуги — включенные в договор и оплаченные потребителем; дополнительные — оплачиваемые в момент потребления во время путешествия или в месте пребывания.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие принципы менеджмента в туризме вы знаете?
2. Приведите примеры применения социально-психологических методов в практике туристской организации.
3. Каким образом функции менеджмента проявляются в туризме?
4. Какие принципы менеджмента в туризме относятся к группе общих принципов менеджмента?
5. По каким признакам можно классифицировать принципы менеджмента в туризме?
6. Охарактеризуйте принцип устойчивости системы управления туризмом.
7. Насколько принцип мобильности системы управления туризмом актуален для современных туристских организаций?
8. Какую роль играет туризм в современном мире?
9. Дайте определение понятия «менеджмент в туризме».
10. Выделите особенности менеджмента в туризме.
11. Что такое туристская услуга? Охарактеризуйте свойства туристской услуги. Приведите примеры.
12. Сравните понятия «туристская услуга» и «туристский продукт». Какие характеристики можно выделить как специфические?
13. Назовите важнейшие факторы туристского спроса.
14. Какие социальные факторы влияют на развитие туризма в Российской Федерации?
15. В чем социально-экономическая сущность туризма?