ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Кафедра «Социологии и психологии»
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ПЕРСОНАЛА
Кох Олег Александрович
Научный руководитель:
К.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Москва – 2010
Проблематика исследования. (Сформулировать проблему).
Ценностные ориентации личности - одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, социологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях. Ее значимость определяется тем, что ценностные ориентации, занимая место на пересечении двух больших предметных областей мотивации и мировоззренческих структур сознания, выполняют функции регуляторов поведения и всех видов человеческой деятельности.
Основной формой активности сформировавшейся личности является, как известно, профессиональная деятельность. Ее эффективность во многом зависит от совпадения ценностно-смыслового и предметно-действенного аспектов деятельности.
Цель данного исследования заключалась в выявлении ценностных ориентации и их взаимосвязи в структуре профессионально значимых качеств личности сотрудника. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность. Исследование и оценка ценностных ориентаций даёт возможность прогноза успеха в карьере работника организации.
Модель исследования.
Объект исследования.
Организация - управляющая компания “Технологии Молодежи”. Компания занимается доведением инновационных проектов до инвестиционной готовности, поиском финансирования и т.д. Является частью “Зворыкинского проекта”, который в свою очередь является программой федерального агентства по делам молодежи. Компания расположена по адресу: г. Москва, ул. Сущевская 21, офис 7.
|
В организации работает 24 человека в возрасте от 21 до 35 лет.
Отделы: дирекция, отдел по работе с проектами, отдел по работе со СМИ, отдел по организации мероприятий, отдел web-разработки.
В качестве объекта исследования будут взяты отдел по работе с проектами и отдел web-разработок
Модель исследования. (Т.е. исследовательская модель ценностей известного психолога или психологов).
Переменные. (Что сравниваем, какие качества, мотивы и т.д.)
Гипотеза.
Исследование ценностных ориентаций сотрудников организации позволит скорректировать их работу в лучшую сторону.
Методы исследования.
-Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
-Методика «Оценка терминальных ценностей (ОТеЦ)» И.С. Сенина;
-Методика Ш.Шварца для изучения ценностей личности.
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.
|
Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М. Рокича.
М. Рокич различает два класса ценностей:
· терминальные
· инструментальные
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию». [1](см. Приложение 1)
Обработка результатов.
При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный анализ, в котором учитывались две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (то есть ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых просто недостойно).
|
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Данная методика основана на приеме прямого ранжирования терминальных (ценностей-целей) и инструментальных ценностей (ценностей-средств). Предлагаемые списки ценностей были сформированы в ходе анализа литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для инструментальных ценностей).
Существуют различные способы проведения теста Рокича:
1. Испытуемому поочередно предлагается два набора по 18 карточек в каждом с напечатанными на них названиями ценностей (терминальных и инструментальных), и дается задание разложить их в порядке важности, как основополагающих принципов, которыми он лично руководствуется в жизни.
2. Исследуемому предъявляются два списка по 18 ценностей в каждом, отпечатанные на листах бумаги в алфавитном порядке, и предлагается поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18 по степени их субъективной важности. В ряде вариантов теста исследуемому предлагается проранжировать списки ценностей как бы не от своего имени, а с точки зрения себя в более старшем возрасте, идеальной личности, близкого человека и т.п. Подобные инструкции позволяют изучить представления личности о соотношении образов "Я реальное", "Я идеальное", "Я социальное".
Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы: предпочитаемые, значимые (ранги с 1 по 6), индифферентные, безразличные (7-12) и отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии).
В нашем исследовании испытуемым предлагалось оценить ценности по десятибалльной шкале: 1- наименее важная, 10 – наиболее важная.
На русском языке тест Рокича адаптирован А.А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым и модифицирован Д.А. Леонтьевым. В ходе адаптации теста список ценностей, подлежащий ранжированию, претерпел определенные изменения по сравнению с первоначальным вариантом, исходя из представления о культурологических различиях в ценностях россиян и американцев.
Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ) (И.С. Сенин)
Опросник предложен И. Г. Сениным в 1991 г. и предназначен для диагностики жизненных целей (терминальных ценностей) человека. Опросник состоит из 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале
Перечень терминальных ценностей, в которых отражается приоритетность для индивида определённых жизненных целей, включает в себя 8 наименований:
· Собственный престиж
· Высокое материальное положение
· Креативность
· Активные социальные контакты
· Развитие себя
· Достижения
· Духовное удовлетворение
· Сохранение собственной индивидуальности[2]
В реальной жизни одному и тому же человеку приходится выполнять разнообразные функции, различные по своему содержанию виды деятельности, реализовывать в них определённые социальные роли. По своему сходству все эти особенности объединяются в определённые жизненные сферы:
· профессиональная жизнь;
· обучение и образование;
· семейная жизнь;
· общественная жизнь;
· увлечения.
Терминальные ценности в той или иной мере проявляются во всех названных выше жизненных сферах, каждая из которых в силу своей объективной обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей, поэтому сферы, способствующие этой реализации в наибольшей степени, приобретают для индивида наибольшую значимость.
Данный опросник даёт возможность пользователю ответить на три основных вопроса:
Какая терминальная ценность является преобладающей в жизни данного индивида?
Какая жизненная сфера наиболее значима для данного индивида?
В какой жизненной сфере преобладающая терминальная ценность реализуется в наибольшей степени, т.е. какая жизненная сфера наиболее значима для реализации преобладающей терминальной ценности?
Инструкция
Предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое из утверждений опросника по 5-балльной шкале следующим образом:
· если лично для Вас то, что написано в утверждении, не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка ответов поставьте цифру «1»;
· если для вас это имеет небольшое значение, то поставьте цифру «2»;
· если для вас это имеет определённые значение - поставьте цифру «3»;
· если для вас это важно - поставьте цифру «4»;
· если для вас это очень важно, то поставьте цифру «5».
Просим Вас помнить о том, что здесь не может быть правильных или неправильных ответов и что самым правильным, наверное, будет самый правдивый ответ, поэтому мы очень надеемся на Вашу искренность