Урок 62. Мы – граждане России
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления учащихся с работой главы государства, Федерального собрания; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления о том, что значит быть гражданином; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | построение системы знаний (общеметодологической направленности) |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями):получат возможность научиться работать с учебником, историческими картой, документами, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; портрет Президента России В. В. Путина; иллюстрации с изображением символов России, фотографии зданий Государственной Думы, правительства России |
Основные понятия | Президент Владимир Владимирович Путин, законы, Государственная Дума, Совет Федерации |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | – «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король…». Вы помните, что многие сказки начинаются именно так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть которых передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными. Пришло время, и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию (власть единоличного правителя) и стали избирать правительство сами. Сегодня на уроке мы узнаем, кто является главой нашего государства, чем занимаются Федеральное собрание и Правительство России. Узнаем, что значит быть гражданином | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: графический диктант. | Предлагает выполнить графический диктант.
– Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, то – знак «–» ![]() | Выполняют задание. | Фронтальная, индивидуальная, | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, | Устные ответы |
Продолжение табл.
Кроссворд | Предлагает разгадать кроссворд ![]() | Отгадывают кроссворд | коллективная | аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые | |||
III. Изучение нового материала | Беседа. | – У каждого из нас есть дом, семья. Для своих родителей вы являетесь детьми. У многих из вас есть бабуш-
ки и дедушки. Для них вы – внуки. Но у всех у нас есть
один общий дом. Как вы думаете, как он называется?
–Само слово «Россия» переливается росинкой на синей от тумана траве. Россия – необъятна в своем неповторимом величии и красоте. Россия – доброта и сила, былинное мужество, неутомимое трудолюбие далеких предков и героических современников, непобедимость народных витязей на поле Куликовом и под Бородином, под Курском и Сталинградом.
Мы все являемся гражданами России. Что же значит быть гражданином?
–Какие права имеют граждане нашей страны?
– Послушайте стихотворение и скажите, о каких правах граждан в нем говорится.
(В. Лукс.) | Отвечают на вопросы. Внимательно слушают. заранее подготовленный ученик читает стихотворение. | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы |
Продолжение табл.
Работа с учебником. Составление схемы | –Граждане России имеют право участвовать в управлении страной. Они ходят на выборы. Кого же они выбирают? А вы можете пойти на выборы и голосовать за какую-нибудь кандидатуру? С какого возраста вы сможете голосовать? (С 18 лет.)
–Как сказать одним словом: «Глава республиканского государства, который избирается путем голосования граждан»? (Президент.)
–Кто является нашим президентом? (Владимир Владимирович Путин.)
–А что такое Правительство России? (Это высший орган исполнительной власти. Возглавляется премьер-министром.)
–Прочитайте текст в учебнике (с. 164–166). Как работает Президент? Как вступают в силу новые законы?
помогает составлять схему ![]() | Отвечают на вопросы. после чтения отвечают на вопросы. составляют на доске схему «Новые законы» | высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | |||
IV. Практическая деятельность | Фронтальный опрос. | – Послушайте стихотворение и скажите, откуда начинается Россия? ![]() | Читает заранее подготовленный ученик. Отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, | Устные ответы, записи в тетради |
Продолжение табл.
Дидактическая игра «Ваши права, дети». | –Когда вы получите право быть избранным на государственный пост?
–Кто является главой государства? Чем он занимается?
–Когда был избран Президентом РФ В. В. Путин?
–Когда вступает в силу новый закон?
–Кто решает важные вопросы жизни страны?
(Право на игры и отдых детей.)
(Право на образование.)
(Право на занятие спортом.) | слушают стихотворения, отрывки из литературных произведений и рассказывают, о каких правах детей в них говорится. | Коллективная. | классификацию; поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формули- |
Продолжение табл.
Задания из электронного приложения к учебнику |
(Право на охрану здоровья детей. Дети всех
(Право детей на жизнь.
(Право на занятия искусством.
(Ребенком считается каждый юный житель до 18 лет.) Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Выполняют задания | Индивидуальная | руют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело |
Окончание табл.
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Чувствуете вы себя гражданами России? – Какие чувства вы испытываете по отношению к своей Родине? – Какие права вам больше всего нравятся? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы учителя, читают вывод в учебнике (с. 163) | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 156–163. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1 по вариантам: а) I в.; б) II в.; в) III в. | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
Ресурсный материал
Схема «Новые законы»
Графический диктант
1. Название нашей страны – Российская Федерация.
2. Слово «федерация» в переводе с латинского языка обозначает «семья».
3. На территории России живет 160 народов.
4. Основной закон страны – Конституция.
5. В переводе с латинского слово «конституция» означает «закон».
6. Всеобщая Декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН.
7. В переводе с латинского слово «декларация» означает «объявление».
8. С первого дня жизни ребенка государство берет его под защиту.
9. О детях-сиротах заботится государство.
10. Конвенция о правах ребенка была принята 2 ноября 1989 года ООН.
11. До 17 лет человек считается ребенком.
12. В переводе с латинского слово «конвенция» означает «соглашение».
Ответы: 1 (+). 2 (–). 3 (+). 4 (+). 5 (–). 6 (+). 7 (–). 8 (+). 9 (+). 10 (–). 11 (+). 12 (+).
Кроссворд
1. В каком месяце отмечается День прав человека? (Декабрь.)
2. Название этого документа в переводе с латинского означает «заявление». (Декларация.)
3. Основной закон страны, который определяет устройство нашего государства. (Конституция.)
4. Название нашей страны. (Россия.)
5. Главный город государства. (Столица.)
6. Высший исполнительный орган государственной власти в стране. (Правительство.)
7. Общепринятое правило, то, что признается обязательным. (Закон.)
Ключевое слово: детство.