Комплексы подростков.
Автор: Сараева Анастасия Константиновна
Класс: 8 «Г»
Научный руководитель: Никитина Наталья Георгиевна,
учитель обществознания и истории
Ленинск-Кузнецкий
Содержание
Введение
Глава 1. Комплекс. Определение и разновидности.
Глава 2. Комплексы подростков.
Глава 3. Причины появления.
Глава 4. Способы борьбы.
Заключение
Введение
Цели нашей работы:
Задачи работы:
1. Изучить что такое комплекс в психологии;
2. Определить, какие комплексы возникают чаще всего у подростов;
3. Причины появления комплексов;
4. Методы борьбы с комплексами.
Глава 1. Комплекс. Определение и разновидности.
Ко́мплекс— понятие в психологии (прежде всего в психоанализе), обозначающее бессознательную эмоциональную окраску каких-то представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и работу психики, личности и поведение человека». Введено Карлом Густавом Юнгом.
В бытовом смысле понятие психологического комплекса имеет негативный подтекст и используется для описания «больного места» в психике человека, задевая которое можно спровоцировать его неадекватное поведение, например, агрессию или замкнутость. Многие путают значение слов «комплекс» и «комплекс неполноценности», или же приравнивают к нему. Следует понимать, что используемое в науке понятие значительно шире — комплекс может формироваться вокруг любого аффекта, в том числе и вокруг положительного, соответственно реакция будет позитивной. В качестве примера можно привести реакции влюблённого человека на всё, что связано с объектом его влюблённости — это тоже комплекс. Появление негативного подтекста, возможно, связано с тем, что у большинства, в целом понятие «психология» ассоциируется с понятием «психологическая проблема». Несмотря на то, что психология —это целая наука.
В словаре основных психологических понятий даются некоторые определения:
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ — сложная сенсорно-двигательная реакция младенца (около 2—3 месяцев), возникающая при восприятии близкого человека, в первую очередь своей матери.
Комплекс Эдипа (из античной мифологии) —приписывание сыну сексуального влечения к собственной матери, обусловливающего агрессию по отношению к отцу, место которого стремиться занять ребенок.
Комплекс Электры — понятие классического психоанализа, выступающее женским аналогом Эдипова комплекса. В качестве основы выступает миф об убийстве микенской царевной Электрой своей матери как мести за убийство ею своего мужа и отца Электры.
Комплекс Ореста—ненависть индивида к своему отцу и желание его смерти. Выступает как частное проявление Эдипова комплекса. Мать является объектом любви, но обращенные на нее желания вытесняются.
Комплексное мышление— обозначения стадии в развитии понятий ребенка.
В данной работе мы бы хотели больше углубиться в психоанализ, поскольку там встречаются комплексы людей по поводу внешности, материально положения, статуса и т.д., что нам и нужно для исследования.
Глава 2. Комплексы подростков.
В данном проекте мы бы хотели разобрать комплексы присущие одной возрастной группе — подросткам. Ведь как известно, подростковый возраст является самым психологическим уязвимым. Больше всего негативного отношения к себе всегда было, есть и будет у подростков.
Комплекс внешности. Подростковый период связан с сильными физиологическими изменениями, вызывающими изменения внешности. Далеко не всегда это устраивает подростков, чаще всего они не принимают свою внешность. Развитию этого комплекса успешно помогают насмешки сверстников, «подозрительные взгляды» окружающих и разрекламированные топ-фигуры на страницах журналов и экранах телевизоров.
Комплекс финансов. Среди подростков модно меряться уровнем достатка родителей. У кого круче телефон, кто где отдыхает, какой марки одежда и какая мебель и техника в доме. Подросток, родители которого не в состоянии угнаться за «прогрессом», начинает чувствовать себя ущемленным, обиженным, несостоявшимся. Заниженная самооценка проявляется жалостью к себе и агрессией к родителям. Может этот комплекс проявиться и агрессией к более обеспеченным сверстникам.
Комплекс неразделенной любви. Формируется после первого неудачного признания. Когда избранник отказывает, начинаются самокопания: что во мне не так, чем я хуже? Как правило, обнаруживаются либо недостатки во внешности, либо нехватка финансов. Что приводит к формированию вышеназванных комплексов в сочетании с мыслями о неизбежности одиночества.
Комплекс «отличника». Как правило, комплекс «отличника» формируется у подростка, к которому предъявляются завышенные требования со стороны родителей и педагогов. Поначалу ребенок стремится соответствовать ожиданиям. Когда он чувствует, что это не удается, развивается протест. Подросток становится неуправляем, агрессивен. И пытается самоутвердиться в глазах других более доступными способами. Именно следствием этого комплекса становятся: курение, пробы алкоголя и наркотиков, побеги из дома. «Раз я не могу быть таким, каким меня хотят видеть, то не буду и пытаться» Среди подростков также развит комплекс неполноценности.
Излишняя закомплексованность может до вести подростка до дисморфофообии (психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или особенностью своего тела). А там и до психиатра недалеко.