- повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;
- компетенция определяет необходимые личностные качества;
- сокращение сроков обучения;
- осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;
- быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.
- Генерализация учебного материала, разбивка на блоки модули.
- Оптимальная последовательность этапов.
- Дифференцированный подход к учащимся.
- Усиление мотивации обучения.
- Максимальная индивидуализация.
- Самооценка и саморегуляция учащимися своих учебных достижений.
· Возможность выбора уровня обучения
Преимущество для учащихся:
• Самостоятельное освоение учебного материала.
• Психологическая комфортность на занятиях.
• Работа с модулями осуществляется в индивидуальном темпе.
• Индивидуальная траектория работы на каждом модульном уроке.
• учебный процесс сконцентрирован на ученике
Преимущество для учителя:
· На уроке освобождается время для индивидуального консультирования учащихся.
· учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;
· учитель своевременно определяет проблемы в обучении;
· учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, оказании всевозможной помощи учащимся.
8. Недостатки модульного обучения:
- составление модулей — довольно трудоемкий процесс и занимает много времени;
- невозможность применения данного метода на любом материале: малопригоден для такого обучения эмоционально-образный или описательный материал.
Основные трудности для учащихся:
|
• Временной дефицит при выполнении заданий.
• Высокий темп выполнения заданий.
• Не все учащиеся умеют работать самостоятельно. Низкое и фрагментарное качество освоения учебных тем.
• ученики сами несут ответственность за свое обучение.
Основные трудности для учителя:
• Разработка материалов для модуля (комплект заданий, тестов, инструкций) требует больших затрат времени и сил.
• Необходим высокий уровень профессиональной компетенции.
• Материальные затраты на копирование комплектов заданий для каждого учащегося.
- необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места;
- некоторая сложность организации учебного процесса.
Структура модульного урока
1. Мотивационный этап. Беседа, настраивающая на самостоятельную деятельность на уроке. Инструкции к последующей работе.
2. Работа с модульными блоками – учебными элементами (УЭ), которые структурируются в определенном порядке, нумеруются и предлагаются учащимся в индивидуальных комплектах.
3. Рефлексия. Самооценка уровня продуктивности работы на уроке. Дифференцированное задание для работы дома, выбор которого зависит от результата работы с модулем.
Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.
Структура модуля.
Модуль состоит из учебных элементов (УЭ)
УЭ-0 Общие цели и задачи модуля
|
УЭ-1 Входной контроль, проверяется сформированность необходимых умений для освоения модуля.
УЭ 2 – УЭ 6 – обучающие модули, которые включают теоретические и практические задания.
УЭ-2, УЭ-3 Актуализация, основное содержание
УЭ-4 Контроль усвоения материала
УЭ-5 Рефлексия, подведение итогов.
УЭ 7 – выходная диагностика, оценивающая степень усвоения темы.
В печатных комплектах для учащихся обязательно размещается технологическая карта, которая включает следующие элементы:
• Номер УЭ. Время на выполнение каждого учебного блока.
• Учебный материал.
• Инструкции для выполнения каждого учебного элемента.
• Ключи (если предусмотрена самопроверка).
Содержание каждого модуля должно включать следующие структурные элементы: • дидактические цели, трансформирующиеся в целевую программу действий обучающихся; • собственно учебный материал, структурированный на учебные элементы; • методическое обеспечение процесса усвоения знаний, умений и навыков; • информацию о возможных способах освоения содержания учебного модуля и методах контроля и самоконтроля результата учебно-познавательной деятельности учащихся. |
9. Системы действий учителя и ученика Алгоритм разработки учебного модуля: · Название модуля. · Цель модуля. · План модуля. · Изложение учебного материала (по небольшим порциям, частям). · Задания в тестовой форме к каждой порции модуля. · Задания в других формах для проверки знаний и умений. · Развивающие и творческие задания. · Тестовый контроль по всему материалу модуля. · Критерий полного усвоения модуля и перехода к изучению другого модуля. Алгоритм составления плана модульного урока: · Формулировка темы · Определение и формулировки целей и конечных результатов · Разбивка учебного материала на отдельные логически завершённые УЭ (учебные элементы) и определение цели каждого из них · Подбор необходимого фактического материала · Определение способов учебной деятельности учащихся · Выбор форм и методов преподавания и контроля · Составление модуля данного урока и его распечатка |
При разработке модулей следует исходить из следующих принципов:
|
Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, практических действий, которыми необходимо овладевать в ходе обучения. Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, который студент получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литературы. Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально.
|
К модулю прилагается: «Приложение с упражнениями», «Листок контроля», «Схема уровня знаний», с помощью которой ученики оценивают свою работу. Выполнение модуля осуществляется после предварительного изучения нового грамматического материала. На выполнение учебного модуля, если самостоятельная работа проводится на уроке, учитель отводит определенное время, о котором он заранее информирует учащихся. Если же подобная работа запланирована как домашнее задание, то ученик выполняет его в индивидуальном темпе. Но сначала, конечно, такую работу следует проводить на уроке, чтобы научить учащихся работать с модулями и, в случае возникновения трудностей, оказывать своевременную помощь и давать необходимые пояснения.
Выводы:
Таким образом, модульные технологии являются эффективными для интенсификации учебного процесса, позволяют дифференцировать обучаемых по степени успеваемости и необходимости педагогической поддержки, дают возможность самим педагогам выявить перспективные направления научно-методической работы, предоставляют шанс для широкой апробации в процессе взаимодействия инновационных инструментов обучения и развития.
Блочно-модульные технологии, позволяют:
· повысить мотивацию учащихся в освоении не только знаний, но и ключевых компетенций;
· строить обучение в индивидуальном темпе обучения;
· выбирать уровень обучения;
· гарантировать достижение результатов обучения;
· формировать способность самооценки, самокоррекции, самоконтроля, самообразования учащихся;
· повысить качество обучения.
Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.