Преимущества технологии модульного обучения




  • повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;
  • компетенция определяет необходимые личностные качества;
  • сокращение сроков обучения;
  • осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;
  • быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.
  • Генерализация учебного материала, разбивка на блоки модули.
  • Оптимальная последовательность этапов.
  • Дифференцированный подход к учащимся.
  • Усиление мотивации обучения.
  • Максимальная индивидуализация.
  • Самооценка и саморегуляция учащимися своих учебных достижений.

· Возможность выбора уровня обучения

 

Преимущество для учащихся:

• Самостоятельное освоение учебного материала.

• Психологическая комфортность на занятиях.

• Работа с модулями осуществляется в индивидуальном темпе.

• Индивидуальная траектория работы на каждом модульном уроке.

• учебный процесс сконцентрирован на ученике

 

Преимущество для учителя:

· На уроке освобождается время для индивидуального консультирования учащихся.

· учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;

· учитель своевременно определяет проблемы в обучении;

· учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, оказании всевозможной помощи учащимся.

 

8. Недостатки модульного обучения:

  • составление модулей — довольно трудоемкий процесс и занимает много времени;
  • невозможность применения данного метода на любом материале: малопригоден для такого обучения эмоционально-образный или описательный материал.

Основные трудности для учащихся:

• Временной дефицит при выполнении заданий.

• Высокий темп выполнения заданий.

• Не все учащиеся умеют работать самостоятельно. Низкое и фрагментарное качество освоения учебных тем.

• ученики сами несут ответственность за свое обучение.

 

Основные трудности для учителя:

• Разработка материалов для модуля (комплект заданий, тестов, инструкций) требует больших затрат времени и сил.

• Необходим высокий уровень профессиональной компетенции.

• Материальные затраты на копирование комплектов заданий для каждого учащегося.

  • необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места;
  • некоторая сложность организации учебного процесса.

 

Структура модульного урока

1. Мотивационный этап. Беседа, настраивающая на самостоятельную деятельность на уроке. Инструкции к последующей работе.

2. Работа с модульными блоками – учебными элементами (УЭ), которые структурируются в определенном порядке, нумеруются и предлагаются учащимся в индивидуальных комплектах.

3. Рефлексия. Самооценка уровня продуктивности работы на уроке. Дифференцированное задание для работы дома, выбор которого зависит от результата работы с модулем.

 

Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

 

Структура модуля.

Модуль состоит из учебных элементов (УЭ)

УЭ-0 Общие цели и задачи модуля

УЭ-1 Входной контроль, проверяется сформированность необходимых умений для освоения модуля.

УЭ 2 – УЭ 6 – обучающие модули, которые включают теоретические и практические задания.

УЭ-2, УЭ-3 Актуализация, основное содержание

УЭ-4 Контроль усвоения материала

УЭ-5 Рефлексия, подведение итогов.

УЭ 7 – выходная диагностика, оценивающая степень усвоения темы.

 

В печатных комплектах для учащихся обязательно размещается технологическая карта, которая включает следующие элементы:

• Номер УЭ. Время на выполнение каждого учебного блока.

• Учебный материал.

• Инструкции для выполнения каждого учебного элемента.

• Ключи (если предусмотрена самопроверка).

 

Содержание каждого модуля должно включать следующие структурные элементы: • дидактические цели, трансформирующиеся в целевую программу действий обучающихся; • собственно учебный материал, структурированный на учебные элементы; • методическое обеспечение процесса усвоения знаний, умений и навыков; • информацию о возможных способах освоения содержания учебного модуля и методах контроля и самоконтроля результата учебно-познавательной деятельности учащихся.
9. Системы действий учителя и ученика Алгоритм разработки учебного модуля: · Название модуля. · Цель модуля. · План модуля. · Изложение учебного материала (по небольшим порциям, частям). · Задания в тестовой форме к каждой порции модуля. · Задания в других формах для проверки знаний и умений. · Развивающие и творческие задания. · Тестовый контроль по всему материалу модуля. · Критерий полного усвоения модуля и перехода к изучению другого модуля.   Алгоритм составления плана модульного урока: · Формулировка темы · Определение и формулировки целей и конечных результатов · Разбивка учебного материала на отдельные логически завершённые УЭ (учебные элементы) и определение цели каждого из них · Подбор необходимого фактического материала · Определение способов учебной деятельности учащихся · Выбор форм и методов преподавания и контроля · Составление модуля данного урока и его распечатка
При разработке модулей следует исходить из следующих принципов:
  • частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей, в свою очередь, приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;
  • реализованная обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;
  • учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;
  • при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;
  • структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.
  При блочно-модульной технологии рекомендуется: 1.Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю. 2. При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провести соответствующую коррекцию. 3. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы. 4. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля. 5. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала, необходимо проводить его доработку. 6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно.

Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, практических действий, которыми необходимо овладевать в ходе обучения. Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, который студент получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литературы. Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально.


К модулю прилагается: «Приложение с упражнениями», «Листок контроля», «Схема уровня знаний», с помощью которой ученики оценивают свою работу. Выполнение модуля осуществляется после предварительного изучения нового грамматического материала. На выполнение учебного модуля, если самостоятельная работа проводится на уроке, учитель отводит определенное время, о котором он заранее информирует учащихся. Если же подобная работа запланирована как домашнее задание, то ученик выполняет его в индивидуальном темпе. Но сначала, конечно, такую работу следует проводить на уроке, чтобы научить учащихся работать с модулями и, в случае возникновения трудностей, оказывать своевременную помощь и давать необходимые пояснения.

Выводы:

Таким образом, модульные технологии являются эффективными для интенсификации учебного процесса, позволяют дифференцировать обучаемых по степени успеваемости и необходимости педагогической поддержки, дают возможность самим педагогам выявить перспективные направления научно-методической работы, предоставляют шанс для широкой апробации в процессе взаимодействия инновационных инструментов обучения и развития.

 

Блочно-модульные технологии, позволяют:

· повысить мотивацию учащихся в освоении не только знаний, но и ключевых компетенций;

· строить обучение в индивидуальном темпе обучения;

· выбирать уровень обучения;

· гарантировать достижение результатов обучения;

· формировать способность самооценки, самокоррекции, самоконтроля, самообразования учащихся;

· повысить качество обучения.

 

Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: