Багдасарян София, 5, Григо Янта, 5




План презентации проекта

 

1. Представление (на экране - название проекта)

 

Багдасарян София, 5, Григо Янта, 5

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ

Янта: Мы с Софией тесно связаны со многими видами искусства. Мы занимаемся музыкой, танцами, театром, рисованием. У нас есть много друзей, разделяющих наши интересы. Но мы заметили, что когда дело касается классической музыки, очень мало наших сверстников с удовольствием ее слушают, а некоторые вообще не хотят слушать. Думаем, что это связано с бытующим мнением, что классическая музыка не всем доступна, что она сложна для восприятия и что надо учиться ее понимать.

Мы задались вопросом: так ли это? Ведь для нас нет такой проблемы. Мы решили провести исследование, чтобы понять, чем привлекает слушателя классическая музыка, что помогает человеку проникнуться ее содержанием, ощутить силу и глубину ее образов и нужно ли себя готовить к восприятию.

Цель – исследовать способы восприятия музыки человеком, помочь слушателю найти свои средства для ее понимания.

Сначала мы решили выяснить, чем притягивает нас классическая музыка, одинаково ли мы ее воспринимаем. Прослушивая одни и те же произведения, мы поняли, что процесс восприятия у нас разный, но в основном он сводится к возникновению каких-то образов и видения музыки в цвете.

 

· Когда мы соприкасаемся с совершенно незнакомой музыкой, то главное в ней – настроение, и оно должно гармонировать с нашим настроением в данный момент. Тогда соответственно настроению из нашего подсознания появляются или цветовые фоны или причудливые картины нереального содержания или, наоборот, конкретные реальные картины, которые можно зафиксировать на бумаге.

Наше видение звуков в красках выглядит следующим образом:

 

Янта до ре ми фа соль ля си

 

София: «до» - бордовая, «ре» - темно-оранжевая, «ми» - желтая, «фа»- зеленое сукно, «соль» - темно-синяя, «ля» - золотистая, «си» - фиолетовая.

Однако, все зависит от настроения и состояния в момент прослушивания музыки. Иногда на протяжении всего произведения я вижу переливы одного цвета по мере скольжения музыки.

Обобщив свои представления, мы решили

Задачи:

· исследовать возможные проявления образного восприятия музыки;

· изучить теории взаимодействия музыки и цвета в трудах известных деятелей науки и культуры;

· направить слушателя на поиск средств осознанного восприятия музыки посредством проведения практикумов для детей и взрослых.

Гипотеза: художественные образы, возникающие при прослушивании музыки, помогают ее восприятию и осознанию.

  • В процессе работы были изучены материалы известных ученых, философов, музыкантов разных времен и народов. Первое, что мы выяснили: очень многие воспринимали музыку в цвете и даже дали этому феномену научное объяснение. (слайды с цветовидением)

Второе, что мы поняли, что восприятие цветом является основным, но не единственным. Вместе с цветом музыка может приобретать форму в статичном ее состоянии и в движении. (слайды с остальным в том числе Чурленис)

Широко знаменитая «Соната моря» – это «сюита» из трех картин Чюрлениса, которая по праву считается одной из самых живописных его работ.

Музыканты называют сонатами пьесы, в которых идет борьба между несколькими порой совершенно противоположными темами, а основная мелодия звучит в финале. Обязательным атрибутом сонаты является деление на 4 или 3 части. Чюрленис верил в возможность создания сонат, подобных музыкальным, кистью и красками. Его живописные картины звучат музыкой и тоже понятны без слов, а также написаны по всем законам музыкальных форм.

Выбрав вечно влекущее к себе море объектом для одной из сонат, Чюрленис написал для нее три картины: «Аллегро», «Анданте» и «Финал».

Аллегро переводится как бурно, радостно или весело. Именно такими словами и можно охарактеризовать первую картину сонаты. Одна волна за другой напористо наступают на берег, искрясь и переливаясь на солнце. С глубины поднялись и плавают среди пузырьков янтарь, ракушки, камешки и многое другое. Берег весь в холмах, очертания его легко потерять и перепутать с одним из гребней волны. Но волны разбиваются о берег радостно, не изображая борьбы, а скорее активно играя с ним. И настроение картина поднимает, радуя своими яркими красками и живостью действия.

Следующая картина сонаты – Анданте. В ней все тихо и спокойно. Только два ярких луча светильников освещают горизонт. Проследуй по светящимся пузырькам, идущим от них, и увидишь, как на дне спящего моря воцарился целый город, в котором нашли приют и затонувшие корабли. Добрая рука поднимает один из них и бережно, как дети пускают маленькие лодочки, опускает на поверхность, даруя ему вторую жизнь.

Все море кипит, и грозная и величественная волна поднимается ввысь в Финале и, как чудовище когтями, уже стремится поймать и поглотить беспомощные кораблики. Возможно, едва заметные инициалы автора на волне дают понять, что такая же погибель ожидает, как ему кажется, все его труды: они окажутся погребены глубоко на дне, где о них никто не вспомнит… Но как бы не казалась страшна волна, эти корабли должны в конце концов выплыть из нее, не даром ведь рука спасала один из парусников в Анданте. А картины Микалюса Чюрлениса никогда не будут забыты, даже спустя многие сотни лет.

· Исследования с разными группами детей. (слайды рисунков)

Детям первого класса мы представили музыкальные произведения различных жанров. Прослушав произведение, ребенок должен был определить цветовое отношение, подобрать цвет по эмоциональному состоянию. Произведения были представлены простые одночастные, без видимых динамических оттенков, без сложного эмоционального развития.

3.2.2.Эксперимент во второй группе.

Детям 3-4 классов мы предложили для прослушивания музыкальные жанры, формы со сложной динамикой, сменой эмоциональных настроений (симфоническая музыка, рондообразная, вариативная, 2-3 частная формы изложения музыкальной мысли) основная творческая задача детей при прослушивании музыкального произведения “нарисовать” сложную динамику эмоциональных состояний. Произведения разной формы вызывали разный эмоционально-цветовой отклик, то есть от количества частей в музыкальном произведении зависело количество выбора цветовых оттенков.

3.2.3.Эксперимент в третьей группе.

Юным музыкантам мы предложили прослушать в записи два фрагмента: один из балета "Спартак" А. Хачатуряна (Адажио), и второй из симфонической сюиты «Шехерезада» Н.А. Римского – Корсакова и изложить свои фантазии я виде иллюстраций к музыкальным произведениям или в виде цветовой гаммы музыкального произведения (на выбор). Результаты получились совершенно разнообразные.

При "зарисовке" первого произведения, где главенствует один образ, развивающийся постепенно и достигающий яркой глубокой кульминации, дети изобразили самые разные картины, отражающие одно эмоциональное состояние. Например: ВОСТОРГ, РАДОСТЬ, ЛЮБОВЬ, СЧАСТЬЕ, ТЕПЛО, НЕЖНОСТЬ и так долее.

А при "прорисовке" второго фрагмента они отдали предпочтение именно сочетанию различных цветов, отражающих состояния, звучащие в музыкальных темах.

Этим же детям было предложено отразить в цвете некоторые элементы музыкального языка: тон, тональность, ступень лада, движение по верхнему тетрахорду различных видов мажора и минора, музыкальный интервал, аккорд. По окончании испытуемые обосновали, почему они подбирали в том или ином случае именно этот цвет.

3.2.4.Эксперимент в четвертой группе.

Юным художникам мы тоже предложили передать эмоциональную окраску фрагмента сюиты "Шехерезада" с целью дальнейшего сравнения получившихся картин с картинами музыкантов. Трудно сказать, чьи какие картины интереснее в цветовой гамме, но картины художников, без сомнения, намного разнообразнее.

Помимо зарисовок сюжета и цветовой фиксации эмоционального состояния, всех детей мы попросили прослушать наиболее популярные классические произведения и ответить на следующие вопросы:

  • Можете ли назвать какие-то из этих произведения?
  • Где они их слышали (радио, концертный зал, телевидение и т.д.)
  • Знаете ли вы такие имена как Моцарт, Бетховен, Шопен, Бах, Лист?
  • Хотели ли вы слушать эти произведения чаще?
  • Есть ли произведения, которые рождают яркие ассоциации?
  • Есть ли такие, под которые хочется рисовать?

 

 

  • Выводы: в младшем школьном возрасте отчетливо проявляется музыкально-цветовой отклик детей на музыку. Способность ребенка сравнить, подобрать и отразить цветовое решение на эмоциональное восприятие музыкального произведения позволяет вызвать более глубокий эмоциональный отклик при одновременном восприятии музыки и цвета. Но обнаружилось почти полное отсутствие однозначности в подборе цвета, как к отдельным тонам, так и к их сочетанию (тональностям и музыкальным интервалам).Подбор цвета к звуку осуществлялся с опорой на «чувство».

О важности воспитания ассоциативного мышления и накопления визуального опыта при восприятии музыки. (мультфильмы)

· Человек нуждается в музыке так же, как в воздухе, которым мы дышим, или в пище, которую мы едим. В ней есть нечто мощное, красивое, трогательное и ускользающее, что отсутствует в музыке другого рода. Она может выразить то, что невозможно описать словами. В ней заключается некая главная тайна. Но не каждому дано понять эту тайну. Но очень важно не потеряться в огромном мире, наполненном самыми разнообразными звуками. Нужно учиться вслушиваться в звуки, откликаться на эмоции, рождаемые ими. Развивая в себе понимание классической музыки, вы настраиваете свое восприятие в унисон с красотой и гармонией.

Итак, наша гипотеза подтвердилась.

 

 

О МУЗЫКЕ.

Я музыкой наполнена, во мне она живёт
И звуков водопад меня не оглушает.
То скрипка в ней, душе моей, поёт,
То саксофон с гитарою страдает.

А иногда в душе звучит орган-
Я музыкою Баха наполняюсь.
О,ЗВУКИ МУЗЫКИ! Вы, словно океан,
В котором я плыву, и вами исцеляюсь.

Моя душа трепещет и дрожит
От вашего прикосновенья.
И сердце плачет, сердце не молчит
В такие чудные, волшебные мгновенья.

Мне очень жаль, что жизнь так коротка.
Мне очень жаль, что время быстротечно.
И только МУЗЫКА живёт века.
Её звучанье в этом мире ВЕЧНО!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: