Самостоятельная работа ученика над усвоением материала




 

В математике часто приходится заучивать определения, формулировки теорем и т. п. Психология указывает следующие этапы осмысленного заучивания:

1) Стадия «приспособления и ориентировки», когда ученик знакомится с текстом первоначально, схватывает его общий смысл; для этого может потребоваться 1-2 чтения

2) Чтение текста с тем, чтобы постараться его «вобрать в себя», запомнить

3) Попытка воспроизводить заученное, закрывая книгу

4) Повторение тех мест, в прочном знании которых ученик еще сомневается, воспроизведение которых его затрудняет.

Устранив эти сомнения и затруднения, ученик полностью овладевает материалом и воспроизводит его свободно.

 

Наглядные методы обучения

 

Метод иллюстраций предполагает показ учащимся различных иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, схем, рисунков из учебника, зарисовок и записей на доске, моделей геометрических фигур, натуральных предметов и т. д.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, показом кинофильмов, диафильмов, слайдов, кодопозитивов, использованием учебного телевидения, магнитофонных записей и т. д.

 

Упражнения

 

В школьной программе большое место занимают навыки и умения. Для выработки их применяется особый метод – упражнения. Суть упражнений в учебной работе заключается в намеренном многократном повторении определенных действий, чаще всего выражающихся в практическом применении определенного понятия, правила.

 

Урок изучения нового материала

 

Урок по изучению нового материала – это, пожалуй, самая важная часть процесса обучения. От успешного проведения этого этапа зависит эффективность всех последующих стадий. Чем лучше ученики усвоят новые понятия и методы, тем легче им будет применять их на практике.

 

План урока приобретения новых знаний:

1. Актуализация опорных знаний

2. Постановка новой темы

3. Ознакомление учащихся с фактическим материалом, относящимся к теме

а) путем наблюдения самих изучаемых объектов, явлений, процессов или их изображений (в зависимости от характера изучаемого материала)

б) путем изложения знаний учителем и чтения детьми соответствующего материала учебника

4. Разбор конкретных данных: ответы на вопросы, сравнение, выделение главного. Это делается главным образом в процессе беседы.

5. Фиксация основных данных урока в кратких записях и в графическом изображении – на классной доске и в тетрадях, если учитель найдет это необходимым.

6. Повторение учащимися (по вызову учителя) усваиваемых конкретных данных, определений, формулировок правил, оценок и т. д., а также доказательств; проверка понимания учащимися нового материала; приложение выводов к объяснению новых фактов (не упоминавшихся ранее).

7. Задание на дом

 

Ход урока

 

В начале урока, если необходимо время на подготовку доски, ученикам дается задание повторить материал предыдущего урока и некоторые аспекты, которые будут использоваться в актуализации опорных знаний. Время урока практически никогда не тратится зря.

 

На доску Ирина Викторовна наносит чертежи к устным и письменным задачам (уроки геометрии), уравнения (уроки алгебры). Тема, домашнее задание и примеры для решения в классе также заранее пишутся на доске.

 

Актуализация опорных знаний обычно проходит в виде опроса, вопросы задаются в основном слабым ученикам для того, чтобы и они включились в работу. Часто при этом используется чертеж фигуры или уравнения на доске. Если ученик оказывается не в состоянии ответить, учительница задает наводящие вопросы либо обращается к другим.

 

Вопросы актуализации специально подобраны для облегчения рассмотрения новой теоремы / вывода формул / решения задач.

 

Иногда на этом этапе урока раздаются карточки с задачами, решение которых занимает минут десять.

 

Новая тема: ученики записывают новые определения, теорему / формулу. Учительница громко и медленно диктует текст по фрагментам, повторяя каждый фрагмент.

 

Доказательство теоремы ведется вместе с классом: периодически Ирина Викторовна задает вопросы ученикам. Им предоставляется возможность самим продолжить доказательство, сделать выводы из уже известных фактов. Доказательство теоремы представляется как последовательная цепь легко доказуемых утверждений – используются анализ и синтез.

 

В выводе формул класс также принимает участие – отвечает на вопросы, вносит предложения. При изучении правил, свойств и действий над числами и выражениями, ученики только слушают и запоминают.

 

Используется метод наглядности – для урока подготавливаются плакаты, карточки. Новый материал рассматривается на разного вида примерах.

 

Выводы

 

Уроки показывают высокий профессиональный уровень преподавателя и богатый опыт. В частности, можно отметить отличный контроль над классом, знание тонкостей психологии школьников.

 


Литература:

1. Педагогика. Учебное пособие для школьных педагогических училищ аод редакцией Б. П. Есипова

2. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр

3. Хрестоматия по методике преподавания математики. Сазанова Т. А., Дубов А. Г.


Содержание

Цель исследования, актуальность, методы исследования

Теоретическое обоснование проблемы в педагогической литературе

Понятие метода обучения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: