Акция ВАХТА ПАМЯТИ
Номинация "ВСПОМНИМ ПОИМЕННО"
Педагоги образовательных учреждений Грязовецкого района
- участники Великой Отечественной войны
Работу выполнил:
5а-6а классы
БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат
для обучающихся с ОВЗ по зрению»
Руководитель:
Турок Татьяна Константиновна
Адрес школы: 162000, Вологодская область
г. Грязовец, ул. Володарского, д.95
Баскаков Александр Александрович
Уроженец г. Сольвычегодска закончил рабфак при Молочном институте. До войны работал учителем.
С 1941 по 1945 гг. воевал на Ленинградском фронте политруком, на Белорусском фронте во 2-й танковой бригаде командиром танка, командиром взвода. Закончил войну в звании Гвардии старшего лейтенанта.
Награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга».
После войны работал учителем Грязовецкой средней школы №1.
Зуева (Вавичева) Любовь Николаевна
До войны окончила Грязовецкое педагогическое училище, работала по направлению учителем начальных классов в Верховажском районе.
Во время войны служила на Северо-западном фронте в войсках ПВО, ВНОС (воздушно-наблюдательная оповещательная связь). Заканчивала войну связисткой.
Имеет награды: орден «Отечественной войны 2 степени», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
С!945 по 1955 гг работала учителем начальных классов Камешниковской и Слободской начальных школ. Затем – учитель п. Ярцево Архангельской области.
Захарова Мария Александровна.
После школы поступила в учительский институт. Была секретарем комсомольской организации. Работала учителем в школе.
Из воспоминаний: «Мне хорошо запомнился день начала войны. У нас было назначено открытие пионерского лагеря. Было много гостей из Облоно, райкома комсомола, редакции газеты. И вдруг в 12 часов – объявление о начале войны. Нас, секретарей комсомольских организаций собрали в райком комсомола, где многие сразу написали заявления добровольцем в армию. И я написала, надо было показывать пример быть там, где трудно. Попала я в санитарный поезд, где получила медицинскую специальность. Санпоезд был Вологодской приписки. Мы курсировали к фронту и обратно, Нас часто бомбили. раненых было очень много. Работали днем и ночью, спали урывками. Особенно тяжело было на Карельском фронте. Затем мы стали доставлять раненых в Воронеж, Сталинград, Ржев. Пришлось мне повоевать на Украинском фронте санинструктором. В конце войны, в Румынии я получила ранение. Стрелял румынский солдат прямо на улице освобожденного города.
Из госпиталя я вернулась в марте 1945 года».
Имеет медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
После войны работала учителем в Шекснинском районе. выйдя замуж, работала в средней школе №2 г. Грязовца и долгое время в школе-интернате для слабовидящих детей.
Афанасьев Анатолий Викторович
Окончив учительский институт, работал учителем в Заболотской школе.
Войну провел на Волховском и Белорусском фронте, был инструктором политотдела, пропагандистом.
Имеет награды: Орден Красной звезды и, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
После войны – учитель Погибловской, затем Шепяковской школ Грязовецкого района.
Сироткин Федор Николаевич.
Закончив школу, поступил в Ленинградский пединститут им. Герцена. По семейным обстоятельствам (переезд в г. Грязовец) поступил на работу в школу глухонемых детей, где работал до войны.
Воевал на северном фронте, в 80 дивизии ПВО в зенитно-артиллерийском полку.
Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
После войны восстановился в институте и закончил его в 1948г.
Продолжил свою трудовую деятельность в школе глухонемых детей учителем, а затем директором.
Гурлев Алексей Иванович
С июля 1941 по май 1945 гг воевал на Волховском фронте.
Имеет награды: медали «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
После Великой Отечественной войны окончил Вологодский педагогический институт, работал учителем. заведующим учебной частью, директором Жерноковской 8-летней школы, директором Грязовецкой школы-интерната.
Кудряшов Николай Николаевич
До войны работал учителем в школе г. Грязовца.
С декабря 1941 г. по июль 1942 г. находился на передовой Ленинградского фронта.
Из воспоминаний: «Меня с командой 30 грязовчан посадили на поезд в Вологде и повезли в сторону Череповца. Мы поняли, что направляемся на Ленинградский фронт. У деревни Оломна, что в 80 км от Ленинграда нас разместили в палатках. Здесь уже чувствовалась война. Утром нас сразу направили на передовую, на пополнение 1015 стрелкового полка. Передовая нас встретила гранатометным огнем.
В январе 1942 г. был очень жестокий бой, и я получил тяжелое ранение в правую руку. Из госпиталя был выписан со второй группой инвалидности. Потом я еще очень долго писал левой рукой».
Имеет медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
После войны с августа 1945 г. по конец 1965 г. работал директором Грязовецкой средней школы №1, вел уроки русского языка и литературы.
Малов Константин Васильевич.
Война началась, когда заканчивал школу. Сразу получил повестку из Военкомата.
Воевал в составе 65-го отдельного аэросанного батальона, батальона по обслуживанию аэродромов на Юго-Западном фронте, был авиационным механиком.
Из воспоминаний: «Участвовал в Сталинградской операции по пленению 300-тысячной армии Паулюса, в Орловско-Курской операции. День Победы встретил в Свердловской области в госпитале».
После войны работал в Лежском райисполкоме, окончил Вологодский государственный педагогический институт. С 1961 г. работал учителем истории в Жерноковской восьмилетней школе Грязовецкого района.
Феофанов Александр Петрович
Окончил Ленинградский педагогический институт. До войны работал учителем в родной Вохтоге.
В 1940 году призван в армию и зачислен в ремонтно-восстановительный батальон 400-го механизированного корпуса Киевского военного округа.
Из воспоминаний: «Войну встретил в 4 часа утра 22 июня 1941 года в г. Львове.Мы держали оборону 5 дней. Но враг был силен, и нам поступил приказ отходить с танковым полком, к которому были приписаны. Я был водителем тягача. Наша задача была – перемещать подбитые танки в укрытие и по возможности их восстанавливать. Если это невозможно, то взрывали, чтобы уничтожить окончательно. Участвовал в обороне Киева.
Наш батальон остановился на отдых. В небольшом лесочке. Над нами пролетел вражеский самолет-разведчик. После него появились немецкие самолеты и стали бомбить шоссе и наш лесочек. Сброшено было 18 бомб, но ни одна не взорвалась. Видимо, эти бомбы сделали немецкие антифашисты, не вставив в них взрыватели.
Помню красивое украинское село, куда вывезли учреждения и людей из Киева. Вновь самолет-разведчик и расстрел из пулеметов с самолетов. Мы строили переправу возле села,чтобы эвакуировать жителей. Так вода в реке была красной от крови солдат и жителей. Я был ранен. После излечения был направлен на Прибалтийский фронт, где и закончил войну».
Награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
После войны работал преподавателем в ГТМиЭ С/Х.
Попов Валентин Александрович
Был призван в армию, не достигнув 18 лет, в сентябре 1943 года.
Воевал в артиллерийском полку прорыва на 4 Украинском, 3 Прибалтийском и Белорусском фронтах связистом.
Из воспоминаний: «Участвовал в освобождении Севастополя. Особенно жестокие бои были у Турецкого вала и г.Армянска.
Освобождал Витебск и Оршу, позднее – Кенигсберг».
Из наградного листа: «В январе 1945 года при участии в Восточно-Прусской операции при попытке противника оказать сопротивление у города Веллау Попов скоординировал связь передовых наблюдательных пунктов и артиллерийского дивизиона. После подавления огня противника пехота смогла продолжить наступление».
Награжден Орденом Красной звезды и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
После войны окончил техникум и работал воспитателем в Грязовецкой школе слабослышащих детей.
Пелёвин Михаил Григорьевич
До войны работал учителем.
Из воспоминаний: «Во время войны я служил в конвойном полку войск НКВД. В большинстве своем конвоировали немецких военнопленных. Помню, в марте 1943 г. в районе ст. Бологое мы попали под бомбежку. Нам пришлось держать круговую оборону эшелона, чтобы немцы не разбежались. Линия фронта была совсем рядом. В том бою я получил первое ранение.
На Калининском фронте у озера Селигер я конвоировал двух пленных немцев. Мне 18 лет, они - люди в теле. Питание у нас было не богатое. И они напали на меня, хотели отнять винтовку и сбежать к своим. Но я успел выстрелить. На выстрел прибежали наши бойцы.
В октябре 1944 года участвовал в освобождении Риги. Когда мы вошли в Ригу и зашли в дома, увидели поспешное бегство фашистов. Многие даже не успели надеть свои мундиры».
Имеет награды: Орден Отечественной войны 2 степени», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
После войны закончил Ивановский государственный педагогический институт, работал учителем и директором Русановской начальной школы, учителем Грязовецкой ВТК (воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних).
Плотников Иван Александрович.
До войны окончил Вологодский педагогический институт и работал учителем.
На начало войны проходил срочную службу в армии на западной границе.
Из воспоминаний: «Войну узнал с первых дней. В августе 1941 г. был ранен и находился в госпитале. Вскоре с десятками тысяч раненых 5,6 и 12 армии попал в плен. В плену был до февраля 1945 года. Лагерь военнопленных размещался в Берлине.
Я и еще несколько человек бежали с территории лагеря, попали к подпольщикам. В Берлине я познакомился с немецким коммунистом Эрвином Клюге. Он был женат на грузинке. А с нами был грузин. Через него мы и познакомились. На его квартире хранили оружие. Я получил пистолет. С ним ходил на задание – распространять листовки. На этой же квартире мы встречались с группой сопротивления, в которой был и сын Федора Ивановича Шаляпина.
29 апреля 1945 г. в Берлине я встретился с Советскими войсками. В районе Шпандау я кричал в рупор, чтобы немцы сдавались. Ко мне подошел лейтенант Советской армии и сказал, что им нужен переводчик, а товарищи рекомендовали меня. И с 3 мая я уже официально был назначен переводчиком в оперативную группу Берлина. В этой группе служил до 1947 г., разбирая и переводя гестаповские архивы».
Имеет награды: Орден Отечественной войны 2 степени», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
После войны работал старшим преподавателем ВГПИ и преподавателем
ГТМиЭ С/Х.
Бриленков Константин Васильевич.
На начало войны было 16 лет, только закончил школу, хотел поступать учиться в техникум.
Призван в ряды армии в январе 1943 г., направлен курсантом Ленинградского стрелково-снайперского училища. На фронте с 1944 года, командир взвода автоматчиков 192 Краснознаменной дивизии Белорусского фронта.
Под г. Росиняй был тяжело ранен.
Имеет награды: Орден Красной звезды и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Из наградного листа: «Мл. Лейтенант Бриленков К.В. в боях с немецкими захватчиками показал образцы мужества и отваги. В бою 6 октября при прорыве сильно укрепленной полосы в районе г. Росиняй (Литовская ССР) под сильным огнем противника первым со своим взводом выдвинулся вперед, ведя ураганный огонь по противнику. Тем самым облегчил продвижение других подразделений и овладением первых траншей противника. При этом лично броском гранаты уничтожил 2 вражеских станковых пулемета и более семи немецких солдат».
После войны поступил учиться в ГТМиЭ С/Х, окончил его и был оставлен преподавателем.
Мокшанихин Павел Иванович.
До войны работал заведующим Шепелевской начальной школы Череповецкого района, инспектором и заведующим Чагодощенского Роно.
Призван в армию в феврале 1942 г. Участвовал в боях на Ленинградском, Волховском и 1 Украинском фронтах. Его боевой путь прошел от Ленинграда через Польшу, Чехословакию, Германию и Австрию.
Закончил войну в должности начальника штаба 124 танкового полка в звании майора.
Удостоен наград:
-Орден Красной Звезды,
-Орден Красного Знамени,
-Орден Отечественной войны 1 степени,
- два Ордена Отечественной войны 2 степени
7 медалей. В их числе «За оборону Ленинграда», «За отвагу», «за боевые заслуги».
После войны посвятил себя работе с детскими домами и спецшколами, был директором средней школы №1 и директором школы для слабослышаших детей.