Классификация моделей экономического прогнозирования




Модель является одним из важнейших инструментов экономичес­кого прогнозирования, научного познания исследуемого процесса. Содержанием процесса моделирования является конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделе­ния его существенных характеристик или признаков, теоретический и экспериментальный анализ модели, сопоставление результатов моделирования с фактическими данными об объекте или процессе, корректировка и уточнение модели.

Средством изучения закономерностей развития экономики, соци­альных процессов является экономико-математическая модель. Она представляет собой систему фор­мализованных соотношений, описывающих основные взаимосвязи эле­ментов, образующих экономическую систему. Таким образом, под экономико-математической моделью понимается методика доведения до полного, исчерпывающего описания процесса получения и обработки исходной информации и правил решения рассматриваемой задачи в достаточно широком классе конкретных случаев.

Система экономико-математических моделей экономического типа служит для описания относительно сложных процессов экономического или социального характера. Экономическое моделирование основано на обработке статистической информации ретроспективного характера, оценке отдельных переменных величин, их параметров.

Определенные виды моделей экономического и социального прогнозирования могут классифицироваться в зависимости от критерия оптимизации или наилучшего ожидаемого результата. Так, например, различают экономико-математические модели, в которых минимизиру­ются затраты, и модели, в которых желательно получить, например, максимум прибыли.

С учетом фактора времени модели могут быть статичес­кими (т.е. когда ограничения в модели установлены для одного определенного отрезка времени в течение планового пери­ода и при этом минимизируются затраты или максимизируется конеч­ный результат), или динамическими (в этом случае ограничения установлены для нескольких отрезков вре­мени при той же минимизации или максимизации эффекта за весь пла­новый период).

Принято различать следующие эконометрические модели: факторные, структурные и комбини­рованные. Один и тот же тип моделей может быть применим к различным экономическим объектам.

В зависимости от уровня агрегирования показателей развития народного хозяйства различают макроэкономические, межотраслевые, региональные микроэкономические модели.

По аспектам развития экономики различают модели воспроизводства основных фондов, трудовых ресурсов, системы финансов и ценообразования и др.

Факторные модели описывают зависимость уровня и динамики того или иного экономического показателя от уровня и динамики влияющих на него экономических показателей-аргументов.

Переменные эконометрической модели подразделяются на экзоген­ные (внешние) и эндогенные (внутренние). Например, экзогенный фак­тор в модели может представлять собой для предприятия ритмичность поставок; эндогенный - наличие трудовых ресурсов на предприятии.

Факторные модели могут включать различное количество переменных величин и соответствующих им параметров. Простейшими видами факторных моделей являются однофакторные, в которых фактором является какой-либо временной параметр. В этом случае анализ и прогноз какого-либо показателя осуществляется в зависимости от хронологического ряда времени, и тем самым выявляются тренды (зависимости, характеризующие общую тенденцию изменения какого-либо динамического ряда).

Многофакторные модели линейного, нелинейного типа позволяют одновременно учитывать воздействие нескольких факторов на уровень и динамику прогнозируемого показателя. Такими моделями могут быть модели, описывающие макроэкономические производственные функции, модели анализа спроса на отдельные предметы потребления в зависимости от доходов населения, цен, уровня насыщения, рациональных норм потребления и др.

Структурные модели описывают соотношения, связи между отдель­ными элементами, образующими одно целое или агрегат. Эти модели являются моделями структурно-балансового типа, где наряду с разбивкой какого-либо агрегата на составляющие элементы рассматрива­ются взаимосвязи этих элементов. Такие модели имеют матричную форму и применяются для анализа и прогноза межотраслевых и межрайонных связей. С их помощью описываются взаимосвязи потоков, например межсекторные поставки продукции. Наиболее распространенной формой структурно-балансовой модели является межотраслевой баланс производства и распределения продукции.

Комплекс межотраслевых моделей включает укрупненную динамическую и развернутую натурально-стоимостную модель. Единство системы обеспечивается использованием для построения натурально-стоимостного межотраслевого баланса основных показателей укрупненной динамической модели, таких, как национальный доход, структура его распределения, а также показателей, характеризующих потребность отраслей материального производства в капитальных вло­жениях и др.

Современные динамические межотраслевые модели позволяют предвидеть перспективы развития экономики с учетом трех групп основных факторов, определяющих темпы и пропорции экономического развития, а именно; исходного уровня экономического потенциала, характеризующегося масштабом и структурой накопленных к началу пла­нового периода основных производственных фондов; перспективных тенденций изменения показателей эффективности использования трудовых ресурсов; перспективной структуры конечных потребностей общества.

В зависимости от номенклатуры продукции, сырья и других факторов различают однопродуктовые и многопродуктовые модели. К первым относятся модели, в которых установ­лено одно ограничение по спросу на продукцию, вырабатываемую отраслью в целом, либо одно ограничение на количество сырья или другого ресурса, потребляемого ею.

Однопродуктовая модель может использоваться не только в отраслях с однопродуктовым производством, но в ряде случаев и в многопродуктовых отраслях, если производимые в них продукты взаи­мозаменяемы в потреблении или их можно свести к одному продукту посредством использования относительных показателей, например коэффициентов пересчета. Эти коэффициенты позволяют соизмерять потребительные стоимости различных продуктов по какому-либо одному полезному качеству, имеющему главное значение. Например, в топливной промышленности - по теплотворной способности энергоносителя.

В многопродуктовых моделях рассматриваются два и более ограничений по спросу на продукцию, вырабатываемую отраслью в целом, и на потребление сырья или любого другого ресурса. В этих моде­лях может использоваться возможность приведения различных продуктов к однородным с учетом взаимозаменяемости в потреблении. В этом случае составляющие спроса характеризуют не отдельные продукты, а величины потребностей, которые удовлетворяются различными взаи­мозаменяемыми продуктами. Тогда даже значительное число произво­димых в отрасли продуктов можно свести к ограниченному количеству групп продуктов.

9.Возникновение и развитие прогнозирования и планирования

Прогнозирование и планирование не являются специфическими атрибутами социалистической экономики. История свидетельствует, что прогнозирование возникло много столетий назад. Прогнозировали развитие своего хозяйства и феодалы. Однако совершенства планирование и управление производством на основе плана внутри фирмы достигли при капитализме. План как система экономических мероприятий в хозяйстве (крупном или мелком) возник вместе с появлением разделения и кооперации труда и служит программой хозяйствования в определенный временной период. При углублении разделения общественного труда появляется необходимость установления и поддержания пропорций. Планомерность как общественная категория возникает по мере становления общественно-государственной, муниципальной собственности. Экономичес- кая мысль в поисках путей становления системы планирования претерпевала колебания, вступала в противоборство, допуская ошибки и избавляясь от них под влиянием реальных явлений хозяйственной жизни.

10.Прогнозирование и планирование в СССР

В России, а затем в СССР планирование на макроуровне возникло в 20-е гг. С целью организации руководством хозяйства страны в 1917 г. был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), в последующем преобразованный в руководящий центр управления и планирования промышленности. В 1918 г. были организованы областные, губернские и уездные советы народного хозяйства, на которые возлагалось управление всей экономической жизнью данных административных районов. В феврале 1920 г. была создана Государственная комиссия по электрификации России. В 1921 г. на ее основе была организована общегосударственная плановая комиссия (Госплан). Председателем Госплана назначен Г.М. Крижановский, талантливый ученный и инженер-практик.

Первый долгосрочный план, представляющий интерес с точки зрения общей методологии планирования,- это план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России), разработанный в 1920 г. В нем дан анализ экономического положения страны в целом и по районам, представлена стратегия электрификации страны на 10 лет. При его разработке использован программно- целевой метод, предполагающий определение цели и разработку комплекса взаимодействующих мероприятий по его достижению. План ГОЭЛРО предусматривал увязку строительства электростанций с производством и потреблением электроэнергии и охватывал основные отрасли экономики. Он положил начало экономическому районированию. Территория страны была разделена на восемь экономических районов. В зависимости от возможностей района планировалось его дальнейшее хозяйственное развитие. Для каждого района намечался определенный план работы по электрификации и решался вопрос о рациональном размещении промышленности на территории страны. Предусматривалось приближение промышленности к источникам сырья и топлива, районам потребления, в частности продвижение промышленности на восток. Развитие экономических районов должно было происходить путем реконструкции промышленных предприятий, перевода их на рельсы современной техники. На основе подсчета материальных ресурсов и денежных средств был сделан выбор строительства первоочередных электростанций.

План ГОЭЛРО имел огромное методологическое значение. Это был первый опыт научного перспективного планирования. Разработанные комиссией ГОЭЛРО методологические принципы послужили основой для дальнейшей работы в области планирования. По существу впервые был составлен топливо - энергетический баланс страны. Наряду с балансом по отдельным видам ресурсов была определена общая смета затрат.

Методы прогнозирования и планирования, становление которых началось с плана ГОЭЛРО, получил в дальнейшем значительное развитие. Это касается экспертных оценок, экстраполяции, балансового метода. Например, использование балансового метода для согласования проектировок по плану ГОЭЛРО явились первым практическим применением его на государственном уровне. В последующие годы он становится ведущим методом планирования. С планом ГОЭЛРО должны были согласовываться краткосрочные планы. Однако последние иногда резко отходили от плана ГОЭЛРО, поскольку разрабатывались в основном методом экстраполяции и представляли собой «прогнозы», сформированные лишь на основе тенденции развития экономики в прошлом и настоящем. Не случайно в методологии планирования спорным был вопрос о соотношении объективного и субъективного начал в формировании плана.

Первые годовые планы содержали «контрольные цифры», которые не имели обязательного характера для отдельных предприятий, за исключением некоторых ключевых отраслей. С 1931 г. и на протяжении всего периода существования командно - административной системы годовые планы становились строго обязательными к выполнению, т.е. носили директивный характер. Основным методом их разработки был балансовый. Постепенно расширился круг объектов планирования. Вначале в планах находили отражение лишь объемные показатели. Последующий круг планируемых показателей пополнялся качественными показателями, характеризующими эффективность общественного производства. Позже наряду с развитием экономики стало уделяться внимание планированию социального развития. Начиная с 10-й пятилетки, осуществлялось планирование охраны окружающей среды.

С 1928 г. в СССР помимо детализованных годовых планов стали разрабатываться пятилетние планы. Каждый план имел целевую направленность. Реализация главной цели планов во многом зависела от эффективности предусматриваемых мер. Ограниченность ресурсов, которыми располагало общество в определенный период времени, обуславливала необходимость разработки оптимальных вариантов их использования, применение эффективных технологий. Однако эти проблемы не решались должным образом в силу объективных и субъективных причин.

Среди новых попыток комплексного планирования в СССР важное значение имеет «балансовая таблица» национальной экономики в 1923-1924 гг., разработанная с участием В. Леонтьева, которая явилась основой модели «затраты выпуск». В. Леонтьев, эмигрировавший в США, продолжал там работать над данной проблемой. Известная модель «затраты - выпуск» широко используется в США и других странах для прогнозирования экономики страны и мировой экономики. Эту таблицу можно рассматривать как первую комплексную систему национальных счетов, включающую межотраслевой разрез экономики. В 1925 г. вышла книга В. Леонтьева «Баланс народного хозяйства СССР в 1923-1924 гг.» (методологический разбор работы ЦСУ), которая легла в основу методологии разработки существующих межотраслевых балансов.

СССР является родиной теории оптимального планирования. Существенный вклад в эту область исследования был внесен академиками В.С. Немчиновым, Л.В. Канторовичем, Н.П. Федоренко. Локальные оптимизационные модели и существующий математический аппарат были разработаны академиком Л.В. Канторовичем еще в 30-е гг. Они получили высокую оценку и широкое применение в США. В СССР их начали практически использовать позже, в 60-е гг., с появлением ЭВМ и созданием автоматизированных систем управления. В 70-80 гг. в СССР методам оптимизации стали придавать особое значение. Были разработаны экономико-математические модели оптимального функционирования экономики, отраслевого планирования и планирования на предприятиях. Однако в условиях директивного планирования на микроуровне проводить расчеты по выбору оптимального варианта плана производство продукции не имело смысла, так как план выпуска изделий доводился сверху в виде утвержденного задания. На микроуровне оптимизационные задачи были трудно реализуемы, несмотря на глубокие теоретические разработки в этой области. Среди проблем, сдерживающих применение методов оптимизации, следует особо выделить проблему информационного обеспечения, а так же отсутствие опыта и знаний в данной области у плановиков-практиков. Кроме того, планирование от достигнутого не стимулировало познание этих методов. Оптимизационные задачи разрабатывались в рамках АСПР, ОАСУ и АСУП квалифицированными специалистами НИИ, но носили в силу указанных причин в основном экспериментальный характер.

Важным этапом совершенствования планирования явилась реформа 1965 г., когда начал осуществляться переход к экономическим методам управления. В стране было предусмотрено расширение сферы товарно-денежных отношений в качестве необходимой базы для усиления материального стимулирования и повышения эффективности общественного производства. Среди других показателей на первое место была поставлена прибыль. С помощью цен стимулировалось производство товаров более высокого качества путем надбавок к ценам. Для товаров пониженного качества предусматривались скидки. В результате в экономическом развитии страна добилась существенных успехов. Для последующих пятилетних планов было характерно упорное стремление следовать пропорциям восьмой пятилетки, хотя экономика явно сопротивлялась этому. Снижение темпов экономического роста ограничивало объем ресурсов, которые могли быть направлены на социальные нужды. Плановики понимали, что решение этих проблем возможно лишь в условиях резкого повышения эффективности общественного производства. Кроме того, принималось множества решений директивного характера о развитии отдельных отраслей и регионов, которые считались обязательными для учета в планах. Нередко Госплан СССР, приступая к разработке очередного плана, обнаруживал, что объемы капитальных вложений на плановый период по большинству отраслей заранее определены вышедшими решениями. Народнохозяйственные пропорции уже в планах деформировались, так как плановики обязаны были максимально выполнить директивные решения.

Следующий этап связан с принятием в 1979 г. постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «об улучшении планирования и усиления воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы», которым предусматривалось усиление роли пятилетних планов и расширение применение норм и нормативов при их формировании. Однако это постановление практически не реализовывалось и в конце 80-х гг. стала осуществляться коренная перестройка управления экономикой.

В 1987 г. был разработан и принят сборник документов «о корневой перестройки управления экономикой», среди которых одним из важнейших явилось постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования». Деятельность Госплана подверглась резкой критике. Был намечен ряд мер по повышению научной обоснованности планов, улучшению работы плановых органов, переходу от преимущественно административных к экономическим методам, обеспечении условий для деятельности предприятий на принципах полного хозрасчета и самофинансирования. Сократилось количество утверждаемых показателей. С 1988 г. предприятиям стали доводиться контрольные цифры-ориентиры, государственный заказ, лимиты и экономические нормативы. Контрольные цифры отражали общественные потребности в продукции, производимой предприятием, и минимальный уровень эффективности производства. Они не утверждались, а носили ориентирующий характер.

Последующие этапы совершенствования прогнозирования и планирования (с начала 90-х гг.) связаны с переходом к рынку и распадом СССР. Страны СНГ начали с учетом особенностей экономики осуществлять поиск подходов к планированию экономического и социального развития в условиях рыночных отношений.

12.Законодательное обеспечение прогнозно-плановой работы.

В России, как уже упоминалось, действует Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Его принятие явилось важным шагом в упорядочении и придании целена- правленности экономической политике в стране, если учесть то обстоятельство, что до этого момента на протяжении рыночных реформ господствовала линия на полное разгосударствление экономики. Важен сам факт законодательного установления особой государственной функции — прогнозирования — как постоянно организуемого в стране процесса. В обязанности Правительства РФ вменено обеспечение разработки государственных прогнозов социально- экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Причем предусматривается преемственность в разработках среднесрочных прогнозов относительно долгосрочных, а краткосрочных — относительно среднесрочных. Установлено, что результаты государственного прогнозирования социально- экономического развития используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально- экономической политики государства. Закон определил, что прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (согласно ст. 3 Закона) должен разрабатываться раз в 5 лет на 10-летний период. На его основе Правительство РФ должно организовывать разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, в которой конкретизируются варианты социально- экономического развития страны, определяются возможные цели социально-экономического развития, пути и средства их достижения. Дальнейшая конкретизация разработок долгосрочного прогноза и концепции происходит при составлении прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (на период от 3 до 5 лет). На основе этих документов в еще более конкретной форме обеспечиваются государственное прогнозирование и планирование социально- экономического развития РФ на краткосрочную перспективу (на очередной год). Эти проектировки должны органически увязываться с разработкой проекта федерального бюджета. В реальной практике прошедших лет далеко не все положения Закона от 20 июля 1995 г. № 115 соблюдались. К тому же с позиций сегодняшнего дня видны многие пробелы и недостатки в содержании этого Закона. Прежде всего надо указать на отсутствие в Законе каких-либо норм относительно процессов стратегического и индикативного планирования социально- экономического развития. Слово «планирование» лишь один раз встречается в тексте Закона — в названии статьи 5. Но какого-либо продолжения данное упоминание не получает. В Законе нет никаких характеристик роли и возможных форм стратегического планирования и индикативного планирования. Явно принижаются привязкой к годовой размерности прогноза и федерального бюджета значение и место в социально-экономическом развитии страны федеральных целевых программ. Практически не проработанным в Законе является вопрос о взаимоотношениях 49 прогнозно-плановых проектировок в масштабе страны с прогнозами, стратегиями и планами развития корпораций и предприятий. С учетом изменившихся условий со стороны различных слоев нашего общества неоднократно выдвигались предложения о внесении изменений в Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Был разработан и даже прошел через обе палаты Федерального Собрания законопроект «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», который был задуман как замена Закону от 20 июля 1995 г. Этого по разным причинам не случилось, законопроект не дошел до окончательного утверждения. Требуют законодательного оформления такие новые категории в этой области, как реализуемые с 2006 г. национальные проекты в приоритетных направлениях социально-экономического развития, долгосрочный стратегический план. Крайне необходимо привести в соответствие с современными требованиями структурные компоненты цикла прогнозирования, программирования и планирования социально- экономического развития. Нужно более четко определить номенклатуру видов прогнозирования по охватываемому периоду — сверхдолгосрочные, долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные прогнозы — с указанием обеспечиваемых ими горизонтов предвидения. Десятилетний горизонт прогнозирования, установленный действующим законом для долгосрочных прогнозов, уже не соответствует потребностям дня: он должен быть увеличен по меньшей мере в 2-3 раза. Кроме того, нужно ввести в практику регулярную разработку и публикацию сверхдолго срочных прогнозов на перспективу в 30-50 и более лет, возложив эту работу на Российскую академию наук и другие научные организации. По поручению высшего руководства страны в Минэкономразвития РФ ведется работа над новым вариантом Федерального закона «О государственном прогнозировании и стратегическом планировании социально-экономического развития». Однако эта работа затягивается, и нет пока уверенности, что данным документом будут преодолены существующие пробелы между механизмами прогнозирования и механизмами планирования. Особенно важно законодательно закрепить роль и функции стратегического планирования социально-экономического развития, показав его соотношение с понятиями концепция социально- экономического развития, программа социально-экономического развития и долгосрочные стра- тегии развития по отдельным угловым направлениям (например, энергетическая стратегия). При отсутствии нормативных актов относительно содержания стратегических планов как таковых принимавшиеся на разных этапах концепции и программы развития страны (регионов) в значи- тельной степени несли в себе функции стратегического планирования, но толкование статуса и назначения этих документов оказывалось субъективным. В увязке с положениями о стратегическом планировании необходимо определить роль и функции в прогнозно-плановом и управленческом цикле среднесрочного индикативного плана, а также годовых планов социально- экономического развития страны. Поскольку реальное продвижение стратегических планов в жизнь обеспечивается в значительной мере механизмами целевого программирования, крайне важно четко описать требования к разным рода целевым программам в аспекте их взаимодействия с документами о стратегическом развитии страны. Должны быть даны определения, содержащие достаточно однозначные характеристики таких утвердившихся на практике категорий и форм работы, как на- циональный проект, национальная программа, федеральная целевая программа, региональные программы и планы. Полезно разработать специальные положения по типовым стратегическим проектировкам, где описывались бы алгоритмы их прохождения через экспертные инстанции и органы, принимающие решения. 50 Четкость нормативов, характеризующих механизм взаимодействия основных этапов и форм цикла прогнозирования, программирования, планирования и регулирования социально-экономического развития, не означает возврата к сковывающей стандартизации деятельности хозяйствующих субъектов. Наоборот, она призвана создать уверенность в действиях предпринимательских структур, сориентированных на перспективу, послужить основой для их прогнозов и стратегических разработок. Поскольку от намерений и действий предприятий и корпораций в итоге зависят тренды социально-экономической динамики, нужно отработать и отразить в законах и иных нормативных актах механизмы заключения соглашений госорганов (агентств, служб, министерств) с корпорациями и иными хозяйственными организациями по поводу условий реали- зации ими ориентиров индикативных планов, а также условий участия в национальных проектах и федеральных целевых программах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: