Тема: «Мотивы народных орнаментов в сувенире из лоскутков».




 

Объяснение материала. Но прежде немного истории.

В декоративно-прикладном искусстве многих народов нашей страны распространена аппликация для украшения изделий из войлока, кожи, меха, ткани или поверхности бумаги при помощи наклеивания (нашивания) плоских изображений, вырезанных из тех же материалов другого цвета. Так издавна создаются высокохудожественные предметы одежды, обуви, головные уборы, снаряжение коня, верблюда, оленя, вещи домашнего обихода и убранства. Особый покрой, орнаментальное решение согласуется с традиционными особенностями искусства народа и является его достоянием национальной культуры, демонстрируя уровень развития мастерства и эстетического вкуса народных умельцев. Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды.

Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва в одеждах из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается по изображениям в памятниках древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а так же по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов.

Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазарыкских курганов (5-3 вв. до нашей эры). Произведенные раскопки пяти курганов-могил вождей племен обнаружили колоды с различными предметами. Найдены останки 10 лошадей, на которых благодаря вечной мерзлоте в курганах, сохранились изделия не только из металла, но и из дерева, кожи, войлока. Седла коней, покрытые войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ. (рисунок). Там же нашли меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с аппликацией с изображением головы лося. На всех предметах, несмотря на условность и схематичность изображения, с удивительным мастерством подмечены особенности изображения людей, птиц, зверей, даны меткие и верные их характеристики. Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы. Но войлок издавна находил самое широкое применение у вех народов. Его использовали даже в украшениях головных уборов. Аппликацией из ткани оформляли мешочки для чая, соли, кисеты, шаманские костюмы.

Киргизы, калмыки, монголы, декорировали седла аппликациями. Узорами аппликации в восточных районах Башкирии орнаментировались в прошлом кочевническая одежда и предметы, связанные с традициями кочевого быта.

Народное декоративно-прикладное искусство обладает большими возможностями для вариантной трактовки композиции орнамента, отличающейся симметричностью, уравновешенностью его элементов. Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируется определенное явление, конкретные переживания. Народные умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному цвету. Именно с красным цветом связываются представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на земле.

В изделиях, создаваемых народными мастерами, в большинстве случаев применяется цветовой фон, что усиливает звучание орнамента, смягчает его, в целом создавая богатую цветовую палитру. Традиционная форма башкирской аппликации восходит к орнаментации предметов кочевого быта, одежды и обуви, украшенного геометрическими фигурами. (рисунок №1)

 

Основные элементы башкирских геометрических узоров довольно разнообразны. Среди сердцевидных, спиралевидных, волнообразных фигур часто встречаются квадраты, треугольники, пильчатые линии и сложные композиции из этих элементов, красочность их при простоте очертаний достигается главным образом ярким и теплым колоритом,

Распространены сочетание красного, зеленого, желтого и черного цветов. (рисунок №2)

Так на полотенцах, скатертях, поясам фоном обычно служит красный цвет, на котором хорошо выглядят зеленый и желтый орнаменты. Композиционный строй башкирских украшений отличается симметричностью. Узоры располагаются то в виде бордюров, то розетками, а то и сплошной сеткой.

(рисунок №3)

 

Вот бумажная аппликация кисета. (рисунок №4)

 

Посмотрите, какие элементы орнамента присутствуют в ней?

 

Предполагаемый ответ

Геометрические фигуры. Треугольники, спиралевидные, сердцевидные, ромбы, волнообразные.

 

Какой фон?

Предполагаемый ответ

 

Основным фоном является красный цвет.

На черном фоне выделяются красные и желтые узоры, расположенные на поверхности предмета.

Вы можете сами изготовить кисет или мешочек для мелочей, или игольницу, или другой какой предмет с элементами народного орнамента.

 

Техника выполнения аппликации - различна.

1. Есть аппликации клеевая - приклеивается на клей: КС, МАРС, ФЕНИКС, ПВА или двухстороннюю клеевую основу.

2. Пристрачивается на машине строчкой «зиг-заг».

3. Закрепляют различными ручными швами: гладью, петельным, тамбурным и др.

НО! Прежде чем выполнять работу, повторим технику безопасности.

 

Нельзя вставлять в иглу длинную нить

Нельзя бросать иголку без нитки.

Нельзя делать резких движений во время работы

Ножницы передавать только кольцами вперёд.

Хранить колющий и режущий инструмент в центре стола.

Перед работой проверить наличие всех частей и инструментов

Клей необходимо держать закрытым, открывать во время работы. При попадании клея или красящих составов в глаза, тщательно промыть их большим количеством воды.

 

 

Переход к практической работе. Сейчас вы можете приступить к работе над изготовлением своего изделия.

 

Подведение итогов. Давайте сделаем небольшую фотовыставку. Выполненные вами работы можно разместить на выставочном стенде и внимательно рассмотреть.

 

К следующему занятию подумайте можно ли такие узоры использовать и в современной одежде.

 

Готовая работа (фото)

 

 

Список литературы.

 

  1. Ерёменко Т.И. «Иголка волшебница» - М., Просвещение,1987.
  2. Мерцалова М.Н. «История костюма» - М.,Искусство, 1992.

3. Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детской аппликации».- М., Просвещение,1986.

4. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда.- Уфа, Китап, 1995

5. Кузбеков Ф.Т., «История культуры башкир» - Уфа, Китап,1997.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: