Автоматизация звука [Ж] в открытом слоге.
Открытыми называются слоги типа "согласный + гласный".
Приступать к автоматизации можно лишь после того, как ребенок научился правильно произносить изолированный звук.
Организуем автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15-20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у ребенка.
Произносить слоги.
жа - жо - жу - жи - же
жи - жа - жо - жу - же
жо - жа - жу - жи - же
же - жа - жо - жи - жу
жу - жа - жо - жи - же
Произносить (читать) слова.
Жа: жар, жаль, жаба, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, ежата, вожак, вожатый, пижама, урожай, бежать, лежать, дрожать, пожар, пожарный, жара, жалеть, кожа, лужа, лежа.
Жо, жё: Жора, ожог, рожок, лужок, дружок, флажок, пирожок, бережок, крыжовник, желоб, желудь, желтый.
Жу, же: жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур, тужурка, Женя, уже, уважение, этажерка, вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, журнал, журавль.
Жи: жир, жить, жила, жидкий, ножи, моржи, ежи, лежи, покажи, прикажи, наживка, пружина, дружить, кружить, ежик, ужин, пыжик, рыжик, живой, живот, жираф, дюжина, прохожий.
Слова со стечением согласных.
Ждать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина.
Произносить предложения.
· Жук жужжит: ж-ж-ж-ж.
· Летом жарко.
· У Жени ножик.
· На Жоре пижама.
· У ежа ежата.
· Моржи лежат на льду.
· У вожатого рожок.
· Покажи ножик, Женя.
· Жора выбежал на лужок.
· Мой дружок бежит на бережок.
· В саду крыжовник и ежевика.
· Под дубом лежат желтокожие желуди.
· Рядом с ежом бежали ежата.
· Летят журавли, а впереди вожак.
· Вот пастух пропел в рожок, вышел я на бережок.
· Утром Женя лыжи взял, по дороге побежал.
|
· Жора живет на пятом этаже.
· Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
· Моржи живут на севере, а жирафы - на юге.
· Дети не обижают животных, и животные любят их.
· Снежок лежал, лежал, потом побежал, журча.
Загадки
· Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
· Я над речкою лежу, оба берега держу. (Мост)
Потешки
· Ель на ежика похожа, еж в иголках, елка тоже.
· Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек.
· Встретил в чаще еж ежа: - Как погода, еж? - Ой, свежа!
И пошли домой, дрожа, горбясь, ежась, два ежа.
· Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.
· Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.
Ужа ужалила оса. (Н.Воронель, Р.Муха)
Бывают в мире чудеса: ужа ужалила оса,
Ужалила его в живот, ужу ужасно больно, вот!
А доктор еж сказал ужу: «Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне, лежать вам лучше на спине,
Пока живот не заживет, вот».
(А. Стародубова)
Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем нестрашно жук жужжит.
Произносить текст.
Рыжик.
Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий. Женя звал его Рыжиком. Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребенка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику. Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок. Когда Рыжуху впрягали в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягали. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя.
Cкороговорки для автоматизации звука [Ж].
· Живи да не тужи.
· Не живут ужи, где живут ежи.
Не живут ежи, где живут ужи.
|
· У ежа ежата, у ужа ужата.
· Ужи уже в луже.
· Лежит ежик у елки,
У ежа иголки.
· Делай добро и жди добра.
· Было добро, да давно;
А будет и опять,
Да долго ждать.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ш] И [Ж].
После того, как звук автоматизирован, обязательно нужно поработать над дифференциацией (т.е. различением) его с другими звуками, чтобы ребенок не путал их в речи.
Напоминаем, что положение органов речи при произнесении звука [ж] отличается от такого при произнесении звука [ш] лишь наличием голоса. Когда мы произносим [ш], голосовые связки разомкнуты и струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними, а когда произносим [ж], голосовые связки сомкнуты, воздушная струя колеблет их, образуя голос. Иными словами, звук [ш] - глухой, а звук [ж] - звонкий.
При работе над дифференциацией [ж] и [ш] прежде всего, необходимо добиться того, чтобы ребенок различал эти звуки на слух
Гусь шипит: ш-ш-ш. Жук жужжит: ж-ж-ж.
Как шипит гусь?
Как жужжит жук?
Чья песенка звонкая?
Чья глухая?
Произносить слоги.
ша-жа аша-ажа
шо-жо ошо-ожо
шу-жу ушу-ужу
ше-же аше-аже
ши-жи иши-ижи
Произносить слова.
шить - жить,шаль - жаль,шалить - жалить,шутка - жутко,уши - ужи
житьё - шитье,жито - шито,лежа - Леша,мажут - машут,наживка - нашивка, жар - шар
жаба - шапка,ежата - мышата, лежать - мешать,ложа - лошадь
лужа - Луша, кожа - ноша, лужок - пушок, дружок - вершок, рожок - горшок, пирожок - порошок, дружок - петушок, Женя - шея, ложечка - кошечка, бумажечка - букашечка, пружинка - пушинка, ужин - уши, лыжи - мыши
Произносить предложения.
· Луша обходит лужу.
|
· Ты бежать мне не мешай.
· Нельзя шалить с пчелой: она ужалит.
· Летит снежок, легкий, как пушок.
· Мой дружок от земли вершок.
· Малыши встали на лыжи.
· Сереже подарили карандаши.
· Без этой пружины не поедет машина.
· Подальше положишь - поближе возьмешь.
Произносить тексты.
Дождик.
Дождик, дождик, не дожди, не дожди ты, подожди.
Выйди, выйди, солнышко, золотое донышко.
Живой уголок.
В нашей школе живой уголок. Сначала там были только белые мыши. Потом Маша отдала в живой уголок ежа. А Миша поймал ужа. Дядя Гриша подарил стрижа. Потом появились жаба, жуки. Школьники полюбили живой уголок. Живой уголок был в большой комнате. Теперь там несколько ужей, ежей и мышей, много жуков и жаб.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ж] - [З].
Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным звуком. Если у ребенка нарушены и другие звуки (например, [р], [р'], [л], [л']), слова с ними желательно также исключить из материала для автоматизации.
Произносить (читать) слоги.
жа-за жо-зо жу-зу жи-зы же-зэ
за-жа зо-жо зу-жу зы-жи зэ-же
ажна-азна азна-ажна
ожна-озда озда-ожна
ужна-узна узна-ужна
ижма-изма изма-ижма
езли-ежли ежли-езли
Произносить (читать) слова.
Жал-зал, жара-заря, пожар-базар, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, лежать-лизать, бежать-вязать, жакет-закат, лёжа-береза, Жора-Зоя, ожог-возок, должок-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок, жук-зуб, грожу-грозу, вижу-внизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, гляжу-внизу, ножи-тазы, жидкий-зыбкий, жир-пузырь, ежи-возы.
Кожи-козы, баржа-база, рыжий-сизый, ёжики-языки, рыжики-музыка, похаживать-показывать, наживать-называть, лежи-вези.
Важный-разный, каждый-гораздо, монтажник-проказник, дружный-грузный, тревожный-грозный, дождик—гвоздик, можно-поздно, дорожный-паровозный, пирожное-морозное, обождать-опоздать, денежный-полезный, подожди-ка-гвоздика, книжный-капризный, нежный-резвый.
Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, закружить.
Произносить (читать) предложения.
· У змеи жало.
· Зоя была на балете "Жизель".
· Жеребёнок забежал во двор и заржал.
· Мама зажгла лампу под зеленым абажуром.
· Возле дома зеленая лужайка.
· Захар заряжает ружьё.
· Женя помог задержать врага.
· Я зажал в руке железный гвоздик.
· Кот лежал и лизал лапку.
· Вожатый Женя дал Зине и Зое важное задание.
· В зале ожидания Зоя увидела Жанну.
· На земле лежит железная лопата.
· Мы привязали Бобика к будке, теперь он не убежит.
· Прибежали в полдень зайки прямо к луже на лужайке.
· Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пила.
· Ежи - полезные животные.
Произносить (читать) и пересказывать тексты.
Доктор.
У Захара жар. Он заболел. Мама вызвала доктора. Доктор говорит: "Надо лежать, Захар, пока не выздоровеешь." Захар лежит и пьет таблетки.
Зимние забавы.
Давно уже зима на земле хозяйка. Замела дома и дороги. На окнах узоры наморозила. Заковала льдом озёра и реки злая зима. Рада бы, но не может заморозить живое. Даже детям зимой не холодно. Бегают во дворе — им даже жарко. В морозные дни дети дома. Пожелали гулять Женя, Лиза и Зоя — и к маме. Мама наказала потеплей одежду надеть. Живо выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя. У Зои лыжи, у Лизы и Жени - коньки. Лиза и Женя заливают каток. А Зоя проложила лыжню.
За земляникой.
Женя и Зина ходили за земляникой. У них были кузовки. Но земляники было мало. Возле берёзы Женя заметил ежа. Ёжик не побежал, а завернулся клубком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина держала кузовок, а Женя взял палку и закатил ежа внутрь. Побежали Женя и Зина домой показать ежа маме. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела оставить ежа. Но Женя отдал его в живой уголок.