В службу юридического сопровождения Фонда развития детских лагерей поступил очень интересный вопрос.




Каково юридическое основание для выезда ребенка (комплект документов), убывающего самостоятельно (без сопровождения взрослого) из детского лагеря по окончании смены? Какова ответственность должностных лиц, допустивших выезд ребенка без соответствующих документов?

Нами подготовлен ответ на данный вопрос и с удовольствием хотим с вами им поделиться.

Организация отдыха детей и их оздоровления на территории Российской Федерации регулируется действующим федеральным, региональным законодательством.

Порядок выезда несовершеннолетнего из лагеря нормативными правовыми актами Российской Федерации не урегулирован.

Необходимо отметить, что какого-либо специального порядка перемещения несовершеннолетних граждан Российской Федерации в пределах территории Российской Федерации законодательно не установлено.

Поэтому, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации нужно руководствоваться общими нормами российского законодательства.

В соответствии с п. 16 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 19.12.2013 № 473 (далее – «Правила»), проезд детей в возрасте до десяти лет в поездах дальнего следования без сопровождения взрослых не допускается, за исключением случаев проезда учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения общеобразовательных учреждений.

Проезд детей в возрасте до семи лет в поездах пригородного сообщения без сопровождения взрослых не допускается (п. 34 Правил).

Согласно п. 104 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82 (далее – «ФАП») ребенок в возрасте до двух лет, а также ребенок-инвалид в возрасте до двенадцати лет перевозятся только в сопровождении совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста.

Дети в возрасте от двух до двенадцати лет могут перевозиться в сопровождении совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста, либо без сопровождения указанного пассажира под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика.

Дети в возрасте старше двенадцати лет могут перевозиться без сопровождения совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста.

Несопровождаемые дети в возрасте от двух до двенадцати лет могут перевозиться под наблюдением перевозчика только после оформления родителями, усыновителями, опекунами или попечителями, в соответствии с правилами перевозчика, письменного заявления на перевозку несопровождаемого ребенка. По просьбе родителей, усыновителей, опекунов или попечителей перевозка под наблюдением перевозчика может распространяться на детей в возрасте до шестнадцати лет (п. 105 ФАП).

Возрастных ограничений по перевозке несовершеннолетних автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом федеральным законодательством не установлено.

В соответствии с п. 2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя, совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные п. 2 ст. 28 ГК РФ.

Следовательно, полагаем, что несовершеннолетний старше 14 лет вправе самостоятельно передвигаться на любом виде транспорта, если иное не установлено правилами перевозки конкретным транспортом.

Исходя из изложенного, по нашему мнению, ребенок, достигший 14 лет, может самостоятельно добираться от лагеря до дома.

Поскольку действующим законодательством не установлен перечень документов, необходимых для перемещения несовершеннолетних граждан Российской Федерации в пределах территории Российской Федерации, представляется, что во избежание возможных недоразумений, непредвиденных ситуаций, целесообразно получить от родителя ребенка письменное согласие на самостоятельное передвижение.

Ввиду того, что какого-либо специального порядка перемещения несовершеннолетних граждан Российской Федерации в пределах территории Российской Федерации не установлено, ответить однозначно на вопрос об ответственности должностных лиц, допустивших самостоятельный выезд ребенка, не представляется возможным.

Обращаем внимание на то, что изложенная позиция является субъективным мнением специалистов службы юридического сопровождения Фонда развития детских лагерей и может не совпадать с точкой зрения иных специалистов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: