1. Место, роль и значение философии как составной части культуры.
2. Видоизменение объекта и предмета философии в ходе ее исторического развития.
3. Проблема научности философии и философичности науки.
4 Философия в отношении к мифу и религии.
5. Мифология, религия и философия в период качественных изменений общества.
6. Философия и искусство.
7. Философия и идеология.
8. Принятие христианства и русская философская мысль.
9. Славянофилы и западники в России XIX века.
10. Экзистенциальные идеи в русской философии (Бердяев Н. А., Шестов Л.).
11. Исторические формы позитивизма.
12. Исторические формы материализма.
13. Этика Древней Греции: гедонизм, кинизм, стоицизм и эпикурейство.
14. Первые «университеты» в истории человечества: пифагорейская школа, платоновская академия, Ликей Аристотеля, Сад Эпикура.
15. Исторические формы диалектики.
16. Теоцентризм средневековой философии.
17. «История моих бедствий» Абеляра П.: борьба здравомыслия и догматизма.
18. Информатизация и развитие общества.
19. Социальные революции.
20. Проблема отчуждения (Маркс К., Фромм Э.).
21. Особенности социального эксперимента.
22. Принцип историзма и структурно-функциональный подход к изучению общества.
23. Формация и цивилизация.
24. Философские аспекты современной демографической ситуации в мире.
25. Социальные идеалы и методы их достижения.
26. Русские революционные демократы о некапиталистическом пути развития.
27. Объективное и субъективное в общественном развитии.
28. Специфика противоречий в обществе.
29. Соотношение потребности, интереса и цели в общественном процессе.
30. Роль личности в истории.
31. Проблема соотношения биологического и социального в человеке.
32. Трудовая теория антропогенеза в свете современной науки.
33. Соотношение жесткой и вероятностной детерминации в общественных законах.
34. Механизм действия законов общественного развития.
35. Взаимосвязь научных и художественных форм социального познания.
36. Понимание в системе социального познания.
37. Социальная истина, ценности и оценки.
38. Культура и цивилизация.
39. Национальное и интернациональное в культуре.
40. Социальная типология личности.
41. Специфика практики как критерия истины в социальном познании.
42. Специфика социального объекта познания.
43. Особенности прогресса и его критериев в развитии духовной культуры.
44. Научная революция XVII в. и философия.
45. Знание, интуиция, творчество.
46. Научные, технические и промышленные революции.
47. Проблема происхождения жизни.
48. Синтезирующая роль философского мировоззрения и научной картины мира.
49. Принцип единства теории и практики в научном познании.
50. Античный атомизм и философские проблемы современной атомистики.
51. Апории Зенона и проблема прерывности и непрерывности пространства и времени.
52. Истолкование природы математических объектов в философии Платона.
53. Значение работы К. Маркса «Капитал» в становлении системного метода исследования.
54. В. И. Ленин о революции в естествознании и особенности развития современной науки.
55. Проблема взаимосвязи микро-, макро- и мегамира.
56. Проблема пространства и времени в современных физических теориях.
57. Естественные и искусственные языки и их роль в развитии знания.
58. Соотношение понятий «отражение» и «информация».
59. Знание и убеждение в процессе формирования научного мировоззрения.
60. Соотношение эмпирического и теоретического в научном познании.
61. Взаимосвязь диалектической и формальной логики в научном познании.
62. Принцип детерминизма и его роль в познании.
63. Логические основы моделирования.
64. Особенности математического моделирования.
65. Количественные методы исследования в социальном познании.
66. Место технических наук в системе современного научного знания.
67. Соотношение фундаментальных и прикладных исследований в развитии современной техники.
68. Особенности противоречий в развитии технического знания.
69. Место инженерной деятельности в системе «наука – техника – производство».
70. Современный научно-технический прогресс и проблема защиты природной среды.
71. Соотношение законов структуры, функционирования и развития в историческом процессе.
72. Наука как вид духовного производства.
73. Закономерности развития науки.
74. Фатализм и волюнтаризм.
75. Логические методы установления причинно-следственных связей.
76. Наблюдение, сравнение и эксперимент, их роль в познании.
77. Описание, объяснение и научное предвидение.
78. Роль интуиции в познании. Критика интуитивизма и иррационализма.
79. Гипотеза и ее роль в науке.
80. Идея и ее роль в познании.
81. Научная теория, ее структура и функции.
82. Дифференциация и интеграция в развитии наук.
83. Диалектика абстрактного и конкретного.
84. Софистика и эклектика в их отношении к диалектике.
85. Роль моделей и моделирования в познании.
86. Формализация и ее роль в научном познании.
87. Искусственный интеллект: достижения и проблемы.
88. Специфика пространственно-временных отношений в природных и социальных процессах.
89. Диалектика и догматическое мышление.
90. Материальное единство мира в свете достижений современной науки.
91. Диалектический характер движения.
92. Современные разновидности концепции «энергетизма».
93. Проблема размерности пространства и времени.
94. Принцип объективности и его методологическое значение.
95. Философские аспекты понимания бесконечности в современной науке.
96. Количественные методы исследования в современном познании.
97. Методологические проблемы эффективности научных исследований.
98. Общее и особенности в познании природных и социальных явлений.
99. Наука и непосредственно-практическое знание.
100. Универсальный характер научного познания.