Требования основной Профессиональной образовательной программы




Профессиограмма воспитателя детского сада.

Составитель: Шушакова Ольга (ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»)

Воспитатели — люди необыкновенные: удивительно обаятельные, талантливые, одухотворенные, беззаветно преданные своему делу. В их душах горит яркий огонь истинной любви к детям, бескорыстия и творческого поиска. Случайных людей в этой профессии нет, потому что воспитатель — это призвание. Воспитатель должен уметь быть эмоциональным, так как дети в дошкольном возрасте живут на эмоциях, он должен заинтересовать малышей, танцевать, петь, рисовать, фантазировать, выдумывать новые игры. Воспитатель - должен найти подход к каждому ребенку и постоянно учиться - учиться, прежде всего, у самих детей.

Лучшие качества воспитателя детского сада - невероятная доброта, активность, наивность, безудержный задор. В задачу педагога поиск и развитие особенностей и талантов детей.

В каждом детском саду есть свои принципы обучения, свои методики занятий, но каждый педагог должен иметь свои особенные секреты. У воспитателя должна быть своя изюминка, свои способы поднятия настроения, чтобы стать хорошим воспитателем нужно давать волю фантазии - на ходу сочинять веселые потекши, без труда организовать кукольный спектакль, придумать веселую разминку.

Также хорошей чертой, может быть для воспитателя, если он умеет играть на каком-либо инструменте, любит спорт, имеет организаторские и творческие способности, знает особенности детской психологии и гигиены.

Воспитатель должен много знать и уметь. Перед ним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. Быть творческим, заинтересованным в каком-либо деле, быть умным и начитанным.

Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.

 

На свете есть много профессий различных

И в каждой есть прелесть своя.

Но всех благородней, милее и краше

Есть та, кем буду я.

Ведь профессия не простая

Надо думать, петь, плясать.

Всех их надо приласкать

И общаться и играть.

Научить любить природу,

Добрым быть, всех уважать.

Кто научит вышивать, строить,

Петь и рисовать

Это – воспитатель,

Значит это – я.

Я четыре месяца работала в детском саду воспитателем, за это время многое для себя открыла. Каждый день, спеша на работу, я думала о детях, о встрече с их родителями, о взаимопониманиях с сотрудниками, о предстоящих событиях.

Жизнь в среде детей научила меня понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, вдумчиво относиться ко всему.

Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в любую минуту.

 

Раскрытие профессии - воспитатель

 

Характеристика Профессиональной деятельности воспитателя:

1. Область профессиональной деятельности воспитателя: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях разного вида и в домашних условиях.

2. Объектами профессиональной деятельности воспитателя являются:

задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями (организациями) образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;

документационное обеспечение образовательного процесса.

3. Воспитатель детей дошкольного возраста готовится к следующим видам деятельности:

Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

Организация различных видов деятельности и общения детей.

Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

 

Требования основной Профессиональной образовательной программы

 

1. Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

- работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;

- ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

- осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;

- осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;

- строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

 

2. Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

- планировать и проводить мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие;

- проводить режимные моменты в соответствии с возрастом;

- проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима;

- осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

 

3. Организация различных видов деятельности и общения детей.

- планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня;

- организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста;

- организовывать посильный труд и самообслуживание;

- организовывать общение детей;

- организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование);

- организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста;

- анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

 

4. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

- определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста;

- проводить занятия с детьми дошкольного возраста;

- осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников;

- анализировать занятия;

- вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

 

5. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

- определять цели, задачи и планировать работу с родителями;

- проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка;

- проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении;

- оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

 

6. Методическое обеспечение образовательного процесса.

- разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

- создавать в группе предметно-развивающую среду.

 

 

Виды деятельности воспитателя:

- осуществление контроля за посещаемостью(прием детей у родителей, возврат);

- проведение занятий по тренировке моторики, памяти, речи и т.д.;

- организация игр, праздников, экскурсий и других развлекательных мероприятий;

- надзор за своевременным посещением детьми врачей, наличием необходимых прививок;

- помощь детям по различным вопросам (переодевание, пользование умывальником и туалетом и т.д.);

- надзор за культурой и гигиеной питания, сна;

- консультирование родителей.

Места работы:

- государственные и частные детские сады;

- центры детского развития.

Профессиональные навыки:

- знание детской психологии и психологии детско-родительских отношений;

- наличие специализированного образования;

- умение проводить как подвижные, так и тихие игры;

- знание распорядка дня, санитарно-гигиенических нормативов.

Дополнительные особенности:

Можно без преувеличений сказать о том, что воспитатель как и учитель, в большей степени не профессия, а призвание. Чтобы стать воспитателем можно получить специализированное образование или в течение длительного времени заниматься воспитанием нескольких детей. В государственных детских садах зарплаты не высоки, поэтому многие идут работать в частные, но там больше требований, в том числе к наличию образования и опыта одновременно.

 

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что воспитатель – главное действующее лицо педагогического процесса. Деятельность педагога детского сада ответственная, потому что он является первым воспитателем в жизни ребенка после родителей, закладывает основы воспитания, и от его результатов работы часто зависит дальнейшее развитие воспитанников.

Общество предъявляет высокие требования к личности, профессиональной деятельности педагогов, так как они решают важную задачу – организуют процесс воспитания и обучения каждого ребенка. С учетом его способностей, интересов, физических и психических возможностей. Внешность воспитателя, его культура поведения, владение речью, жесты, мимики, различные привычки, тактичность – в общении с детьми являются примером для детей. Педагог выполняет главный социальный заказ государства: отвечает за жизнь, здоровье детей, осуществляет вместе с семьей первоначальное воспитание и обучение детей и готовит их к успешному обучению в школе, помогает семье в деле воспитания детей и ведет пропаганду педагогических знаний среди населения.

Функции воспитателя дошкольного учреждения: организует и проводит воспитательно-образовательную и оздоровительную работу с детьми, направленную на обеспечение их полноценного физического и психического развития, обеспечивает формирование начал личности, развитие индивидуальности, психологической защищенности каждого ребенка; изучает индивидуальные особенности, интересы, способности детей; создает необходимые условия для их развития, для физического закаливания, коррекции недостатков, регулирует поведение детей в процессе взаимодействия со взрослыми и другими детьми; приобщает детей к культуре, музыке, традициям народа; участвуют в работе педсовета и других методических мероприятиях.

Панько Е. А выделяет следующие функции: диагностико-аналитическую, проективно-конструктивную, организационно-мобилизующую, регулирующую и координирующую, изыскательскую и исследовательско-инновационную, стимулирующую.

Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности. Например, мастер производственного обучения в системе профессионально-технического образования в процессе своей деятельности решает две основные задачи: вооружить воспитанников знаниями, умениями и навыками рационально выполнять различные операции и работы при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда; подготовить такого квалифицированного рабочего, который сознательно стремился бы к повышению производительности труда, качества выполняемой работы, был бы организован, дорожил честью своего цеха, предприятия, круг обязанностей воспитателя группы продленного дня, то можно увидеть в его деятельности и преподавание, и воспитательную работу. Положением о группах продленного дня определены задачи воспитателя: прививать учащимся любовь к труду, высокие моральные качества, привычки культурного поведения и навыки личной гигиены; регулировать режим дня воспитанников, наблюдая за своевременным приготовлением домашнего задания, оказывать им помощь в учении, в разумной организации досуга; осуществлять совместно со школьным врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию детей; поддерживать связь с учителем, классным руководителем, с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими. Однако, как это видно из задач, привитие привычек культурного поведения и навыков личной гигиены, например, — это уже сфера не только воспитания, но и обучения, которое требует систематических упражнений.
Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на занятии атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя. В связи с этим профессиональная подготовка будущих учителей имеет своей целью формирование их готовности к управлению целостным педагогическим процессом.

 

Общие положения:

1. Воспитатель дошкольного учреждения относится к категории специалистов,

принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя дошкольного

учреждения

2. На должность воспитателя дошкольного учреждения назначается лицо,

имеющее высшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальное

педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы.

На должность воспитателя дошкольного учреждения II квалификационной

категории назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дошкольное)

образование либо среднее специальное педагогическое образование, стаж работы в

должности воспитателя дошкольного учреждения не менее 2 лет.

На должность воспитателя дошкольного учреждения I квалификационной категории

назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дошкольное) образование либо

среднее специальное педагогическое образование, стаж работы в должности

воспитателя дошкольного учреждения II квалификационной категории не менее 3 лет.

На должность воспитателя дошкольного учреждения высшей квалификационной

категории назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дошкольное)

образование либо среднее специальное педагогическое образование, стаж работы в

должности воспитателя дошкольного учреждения I квалификационной категории не

менее 3 лет.

3. В своей деятельности воспитатель дошкольного учреждения

руководствуется:

- законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие

вопросы;

- методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;

- уставом учреждения;

- приказами руководителя учреждения (непосредственного руководителя);

- правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;

- настоящей должностной инструкцией.

4. Воспитатель дошкольного учреждения должен знать:

- нормативные правовые акты и другие программно-методические документы по

вопросам дошкольного образования, правам ребенка;

- педагогику и методику дошкольного воспитания;

- детскую, возрастную, педагогическую и социальную психологию, анатомию и

физиологию детей;

- основы дефектологии, детский репертуар (литературно-художественный,

музыкальный);

- достижения педагогической науки и практики по дошкольному воспитанию;

- правила охраны жизни и здоровья детей;

- основы доврачебной помощи;

- основы трудового законодательства;

- правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

5. Во время отсутствия воспитателя дошкольного учреждения его обязанности

выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную

ответственность за их надлежащее исполнение.

Функции:

На воспитателя дошкольного учреждения возлагаются следующие функции:

1. Планирование, организация и проведение воспитательно-образовательной

работы.

2. Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей.

3. Приобщение детей к национальной культуре и традициям.

4. Координация деятельности помощника воспитателя и других работников в

рамках единого образовательного процесса.

Должностные обязанности:

Для выполнения возложенных на него функций воспитатель дошкольного

учреждения обязан:

1. Планировать, организовывать и проводить воспитательно-образовательную и

оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического

развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и

способностей.

2. Организовывать выполнение детьми режима дня.

3. Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей совместно с

медицинскими работниками.

4. Осуществлять дифференцированный подход к воспитанию ребенка в

зависимости от пола, формировать его высокоморальные качества, мотивы

деятельности, самооценку, межличностные отношения.

5. Способствовать созданию в группе доброжелательного, благоприятного

микроклимата для проявления творчества и способностей воспитанников.

6. Приобщать детей к национальной культуре, ее традициям.

7. Использовать в практике новейшие научно-методические материалы в

области воспитания.

8. Осуществлять педагогическую деятельность в тесном контакте с родителями

(опекунами) детей, специалистами дошкольного учреждения и школы.

9. Координировать деятельность помощника воспитателя и других работников в

рамках единого образовательного процесса.

10. Участвовать в работе педсоветов, общих собраний, методических

объединений и выполнять их решения.

11. Работать над повышением своего профессионального и культурного уровня.

Права:

Воспитатель дошкольного учреждения имеет право:

1. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с

предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.

2. Знакомиться с соответствующими документами и информацией, необходимыми

для качественного выполнения своих обязанностей.

3. Повышать свою квалификацию в установленном порядке.

4. Требовать от руководства оказания содействия в осуществлении своих

обязанностей.

Ответственность:

Воспитатель дошкольного учреждения несет ответственность:

1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных

обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах,

определенных действующим трудовым законодательством.

2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности

правонарушения - в пределах, определенных действующим административным,

уголовным и гражданским законодательством.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных

действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством.

 

В профессиограмме воспитателя ведущее место занимает направленность его личности. Свойства личности учителя - воспитателя, характеризующие его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.
К.Д. Ушинский писал: «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы».
Профессиональная компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Теоретическая готовность воспитателя - определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Теоретическая деятельность, в свою очередь, проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у воспитателя аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений.

Практической готовность выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.

Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение воспитанников в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные.

По значимости профессию воспитателя смело можно ставить на одну ступень с ученым и исследователем, строителем и военным. По сложности – с хирургом и сапёром. По степени ответственности – с судьей. С той лишь разницей, что судья руководствуется законами, а главным судьей воспитателя является его собственная совесть.

Воспитатель – это профессия государственной значимости, потому что именно он первым воспитывает маленького человека как личность, как гражданина своей Родины.

Для меня в жизни нет большего счастья, чем постоянно ощущать себя нужной детям! Для меня

выбор профессии, стал правильным выбором, главное не забывайте любите детей и будьте для них любимыми, умейте видеть в каждом ребёнке личность, ценить и уважать её.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: