Программа по коррекции гиперактивности
Задачи и средства коррекции детской гиперактивности. Программа по коррекции гиперактивности. Практические рекомендации родителям и учителям гиперактивного ребенка. Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Автор: Кукленко Ольга.
Задачи и средства коррекции детской гиперактивности
Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоции и поступков.
Добиться у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни.
Необходимо определить сильные стороны личности ребенка, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей:
- Развитие внимания ребёнка (концентрация, переключаемость, распределение);
- Тренировка психомоторных функций;
- Снижение эмоционального напряжения;
- Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам;
- Обучение детей выразительным движениям;
- Формирование у детей моральных представлений;
- Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
Подбирая игры (особенно подвижные) и упражнения для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности детей:
- дефицит внимания,
- импульсивность,
- очень высокую активность,
- неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях),
- быструю утомляемость,
- в игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.
Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно.
1 этап - Надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.
2 этап - Использование игр, которые помогут ребёнку приобрести навыки контроля двигательной активности.
3 этап - Подбирать игры на тренировку сразу двух функций.
4 этап - Переходить к более сложным формам работы по одновременной отработке (в одной игре) всех 3-х функций.
Программа по коррекции гиперактивности. Практические рекомендации родителям и учителям гиперактивного ребенка
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";
стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;
реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
уделяйте ребенку достаточно внимания;
проводите досуг всей семьей;
не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
избегайте по возможности больших скоплений людей;
помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело":
лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
прием "выключенного времени" (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
чернильная точка на запястье ребенка ("черная метка"), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на "скамейке штрафников";
холдинг, или простое удержание в "железных объятиях";
внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:
если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить "урок жизни". Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие.
если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки "принятия". В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика "позитивной модели", заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5- 6 лет.
Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка. Коррекционная работа при СДВГ
Компьютерные игры чрезвычайно привлекательны для ребёнка. Если соблюдать элементарную гигиену здоровья и позволять ребёнку играть не более 30 минут в день, то вполне можно использовать компьютерные игры для развития различных свойств внимания.
В каждой игре тренируется только одна отдельно взятая функция - это золотое правило, которое необходимо соблюдать и в компьютерных играх и в обычных подвижных играх для детей СДВГ. Взрослому человеку также трудно бывает одновременно тренировать и следить, например, за 3 функциями: сдержанностью, концентрацией внимания и усидчивостью. Поэтому тренируется одновременно только одна функциональная особенность.
Необходимость тренировок. Концентрацию внимания, его устойчивость и интенсивность, а также память и способность предвидеть результаты своей деятельности надо начинать тренировать с детства, не откладывая это в долгий ящик. Для этого применяются специальные подвижные, групповые и компьютерные развивающие игры.