Патриотическое воспитание в школе
Патриот – человек, любящий Родину, учащийся и трудящийся для ее развития и процветания и, в случае опасности, готовый защищать ее. Патриотом нельзя стать с рождения. Это длительный процесс личностного становления, формирование которого происходит на протяжении всей жизни. Патриотические чувства формируются в общении с природой родного края, в знакомстве с народностями и историей нации.
И хотя патриотическое воспитание школьников в школе занимает одно из ведущих мест, все же воспитание патриотических чувств у ребенка начинается в семье. Родители и близкие родственники на ранних этапах развития уже формируют естественную привязанность к родному краю через колыбельные, сказки, народное творчество. Именно в семье происходит культурное развитие ребенка, передача семейных ценностей и модели поведения.
Семья всегда находится в постоянном взаимодействии с воспитательными учреждениями. И главная задача родителей и педагога – взаимодействовать так, чтобы результат воспитательного момента был максимальным.
Духовно-нравственное направление патриотического воспитания школьников
Особо значима в современном обществе проблема духовно-нравственного воспитания. Совесть, честь, долг – эти понятия уже не являются ключевыми и постепенно обесцениваются в современном мире.
Организация духовно-нравственного развития осуществляется по следующим направлениям:
· воспитание патриотических чувств, гражданственности и толерантное отношение к правам и свободам человека;
· воспитание нравственности и морального сознания;
· воспитание трудолюбия и жизнелюбия;
· воспитание уважения и любви к семье и природе,
· формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
· формирование чувства прекрасного и приобщение к искусству и творчеству.
Патриотическое воспитание школьников не должно быть прерогативой исключительно педагогов, в этом процессе должна участвовать и семья. Очень важно проводить беседы с детьми на темы национальной терпимости, правил поведения и моральных норм.
Организуя пикники и субботники, следует акцентировать внимание детей на сознательности и ответственности человека, необходимости постоянно думать о защите окружающей среды.
Педагогу не всегда удается найти подходящий момент и побеседовать с учениками на столь глубокие темы, поэтому такую работу должны проводить и родители. А вот классные часы, деловые игры, тематические праздники – прерогатива учителей. Внеурочные занятия в игровой форме, способствуют более глубокому запоминанию основных принципов преподаваемого материала.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основополагающих элементов школьного образования, что содействует воспитанию добрых, искренних, трудолюбивых людей.
Патриотическое воспитание через культурно-историческое направление
Культурно-историческое патриотическое воспитание школьников предполагает работу по следующим направлениям:
1. привитие любви у учащихся к родному краю, его природе и людям;
2. создание установки на сохранение памятников боевой славы, имеющих культурную и историческую ценность;
3. воспитание толерантности к людям разных народностей и религий.
В русской культуре очень много традиций, которые играют огромную роль для русского человека. Воспитание в культурно-историческом контексте формирует понимание значимости государства в мире и истории, а также знание традиций своего народа.
Задача педагога, работая в этом направлении, воспитать чувство долга перед государством, семьей и Родиной, привить любовь к родной природе и уважение к окружающим.
Для формирования гражданственности, духовности, воспитания нравственности используется множество методов и форм обучения, среди которых:
· создание краеведческих кружков и музеев;
· организация исторических экскурсий;
· проведение уроков мужества и толерантности, тематических вечеров;
· ведение конкурсной работы на экологическую тему.