Правило №3. Говорить просто и своевременно




В ГЛУБОКИЕ ТАЙНЫВЕРЫНЕЛЬЗЯ ПОСВЯЩАТЬ РАНЬШЕ ВРЕМЕНИ»

О церковном воспитании детей

Протоиерей Владимир Пархоменко

https://www.pravoslavie.ru/93476.html

Я считаю, что самое главное это в принципе приучить ребенка к молитве. Не к заученным текстам, а к молитве как к способу общения с Богом, чтобы он общаться с Богом привык. Как говорили святые отцы, привычка к благому помогает, спасает. Поэтому в хорошем смысле привычка должна быть сформирована. Пусть это будет кратко – «Господи, помилуй», «Пресвятая Богородица, спаси нас»…

Правило №2. Не превращать в формальность

— А если ребенок еще не понимает, от чего его нужно спасать и зачем миловать?

— Да, вы правы, он не понимает, потому что у него нет еще чувства вины. Поэтому пусть молится так: «Слава тебе, Господи!», «Пресвятая Богородица, моли Бога о нас». «Моли», а не «спаси».

Главное возносить Богу славословия, хвалить Его, благодарить, славить. Славословие — это высшая форма молитвы, и именно она каким-то чудесным образом оказывается понятна и ребенку.

Святому можно молиться: «Святой, — допустим, — Андрей, моли Бога о нас». И так ему и объяснять, что у тебя есть святой, который за тебя перед Богом молиться, чтоб у тебя все было хорошо. То есть простые вещи такие.

Но самое главное в религиозном воспитании — формировать у ребенка представление о том, что Бог — живой. Что Он находится везде, все видит, все слышит. Он даже знает, что у человека в мыслях, в сердце, поэтому к Богу нужно обращаться сердцем — такие фразы ребенку говорить.

Это не надо делать специально, но при случае, когда вы говорите о Боге, надо это в сознание закладывать. Тогда у него не будет формироваться представление, что иконка в углу это Бог, что Бог это картинка. Такое отношение неправильно формирует религиозное сознание, попахивает не то чтобы идолопоклонством, но таким языческим отношением к Богу.

— А как ему помочь почувствовать Бога как живую Личность? Ведь Бога нельзя увидеть, потрогать, ребенок видит только образ с картинки…

— Образ это тоже хорошо, просто надо объяснять, что Бог на иконе изображается так, как Он на землю приходил. Но как Бог Он везде. Если ребенок задает вопросы, можно сказать — ну вот видишь, как воздух везде находится или как свет, также и Господь — он Дух и поэтому присутствует везде, все слышит, все знает, поэтому к Нему можно обратиться всегда, в любое время. Понятно, что это несовершенные образы, но они помогают понять аналогию.

Поэтому мы детей учим: «в школу идешь — помолись, или в садик, или перед каким-то делом, кратенько: "Помоги мне, Господи", и тогда Господь будет помогать, и твое дело сделается лучше...». То есть вот так по-простому ему объяснять. По крайней мере, в нашей семье так. Мы не садимся с детьми и не разбираем с ними катехизис.

Потом, когда дети начинают подрастать, можно книжку им дать почитать, Евангелие подарить в определенном возрасте…

— А в каком, кстати, возрасте стоит начинать читать с ребенком Евангелие?

— Не знаю, у меня сложное отношение к детскому Евангелию. Если это все в церковных семьях происходит, то я не вижу опасности. Понятно, что ребенок в церковной семье растет, и когда вырастет, он познакомится с взрослым Евангелием. Но я сталкивался с несколькими взрослыми людьми, которые росли в не очень церковных семьях, которым просто в свое время подарили вот эти детские Библии. Они что-то там прочитали с родителями, что-то запомнили, но отношение так и осталось — как к сказке, как к детским рассказикам таким… Поэтому если детское Евангелие читается в нецерковной среде, то я думаю, что это вряд ли хорошо.

Правило №3. Говорить просто и своевременно

— Моего ребенка при чтении Евангелия очень волнует момент распятия, он задает вопросы, почему Христос на Кресте, зачем Его убили и т.п. Переживает. Я ему пытаюсь объяснить, но до конца он все равно не понимает. Как это сделать доступно?

— Да, иногда даже ребенок в 5-6 лет задается вопросом, почему Господь на Кресте?

Это все очень сложно объяснить, если пытаться объяснять, как взрослому. Объяснять надо просто, в доступной для ребенка форме. Можно не вдаваться в физиологические подробности крестной казни. Надо объяснить, что Господь взошел на Крест добровольно. Пока ты этого еще не можешь понять, но Он это сделал для освобождения человека от власти дьявола. Нужно объяснить, что дьявол это падший ангел, который творит зло, и людей на зло совращает. Ребенку может быть не очень понятна смерть или вечная жизнь, зато ему понятно, что такое зло, что такое плохо, что есть силы зла, что есть духи, которые на стороне зла находятся. И вот чтобы нас от их власти освободить, Христос принес такую жертву, которая их власть над человеком разрушила. Не нужно объяснять, как разрушила, просто констатировать этот факт.

И самое главное — не отделять распятие от воскресения. Он был распят, чтобы воскреснуть — так надо в сознании увязывать. Чтобы распятие не фиксировалось в сознании отдельно, само по себе.

— Кстати, о воскресении. Сейчас многие мальчики с самого детства играют в разные компьютерные игры, где у героев много жизней, где они как бы постоянно воскресают. И они иногда путают Христа с компьютерным героем. Меня ребенок спрашивает: мама, а что, Бог был «неубиваемый»?

— Да, да, воскресение как еще один бонус… Я тоже с этим сталкивался. Понимаете, сказать, что Христос «неубиваемый», это значит, что смерть для Него ничего не значила. Нет, здесь надо уходить от этих парадигм, которые навязываются подобными играми. Нужно говорить, что дело не в том, что Он «неубиваемый», а в том, что Он умер по-настоящему. В этом-то и чудо. Если бы Он не умирал, никакого чуда не было бы.

В целом, что касается религиозного воспитания, то тут дело обстоит примерно так же, как с половым воспитанием. Как об интимных отношениях мужчины и женщины нельзя ребенку рассказывать раньше времени, так же и в глубокие тайны веры не нужно раньше времени посвящать. Потому что у ребенка сразу возникнет масса вопросов, на которые в принципе нельзя будет ответить. Он в принципе не сможет еще этого понять…

Протоиерей Владимир Пархоменко

Источник: Православие и современность 20 мая 2016 г.

https://www.pravoslavie.ru/94734.html

«ДО ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО НУЖНО ДОРАСТИ!»

Протоиерей Владимир Пархоменко

Источник: Православие и современность

Мы продолжаем цикл бесед с протоиереем Владимиром Пархоменко о том, как говорить с ребенком о вере. Сегодня речь пойдет о храме – как сделать так, чтобы он стал для маленького человека родным, а пребывание в нем — радостным и осмысленным.

Образ — в тебе

— Много вопросов возникает по поводу посещения служб с маленькими детьми. С одной стороны хочется, чтобы ребенок подольше на службе постоял, помолился, подумал. С другой стороны, это «стояние» — оно ведь должно быть для ребенка осмысленным, он ведь не должен как подсвечник там стоять – просто потому, что надо. Как объяснить ребенку смысл богослужения? Как его заинтересовать?

— Заинтересовать очень просто —начните с самого простого. Не надо с ним изучать катехизис, объяснять смысл богослужебных текстов.

Как обычную жизнь ребенок сначала постигает на вкус — тут полизал, там потрогал, абсолютно все то же самое и в церковной жизни. Зашел в церковь — ощутил запах: ладан, свечки красиво горят… Понюхал, пощупал, посмотрел… Это все абсолютно нормально.

Когда ребенок подрос, можно попытаться ему объяснить символическое значение богослужения. Сначала символ храма, что в нем и зачем, почему так, что значит, когда священник выходит с Евангелием, что означает каждение и т.д.

— А что оно, кстати, означает?

— Это очень древний благочестивый обычай. Священник, кадя иконы или человека, почитает в нем образ Божий и в тех святых, которые на иконах изображены. И ребенку, если он вдруг спросит, можно так и сказать, что это такая форма почтения и что батюшка таким образом почитает образ Божий, который находится в святых и в тебе. Потому что ты — творение Божие, поэтому тебя тоже кадят. Вот представьте, как ему будет интересно…

Насилие и несвоевременность – две ошибки религиозного воспитания. Не надо говорить ребенку: «А-а-а, ты ничего не понимаешь в богослужении?! Давай-ка я тебе сейчас объясню!..» Это глупость, она ребенку ни к селу, ни к городу, ни уму, ни сердцу. Пусть он понимает то, что понимает, что ему доступно, а со временем…

Когда говорят, что если ребенку ничего не объяснять, а только давать свечки нюхать, то его духовная жизнь на этом уровне и останется, я в это не верю. Она может остаться, если дальше развития не будет. Но любой нормальный ребенок развивается. В том числе и духовно.

И этот момент пропускать нельзя. Нравится ребенку свечки ставить? Замечательно, пусть. Расскажите ему как бы невзначай символическое значение свечки, а почему именно свеча, из чего она сделана, почему ставят свечку именно такую, а не черную, не синюю. Что она сделана из воска, который сгорает и что это символ горения человеческого духа и т.д.

«Паки, паки, иже херувимы…»

— Как научить ребенка понимать церковнославянский язык? Адаптировать, переводить, объяснять смысл слов?

— А зачем? Процентов пятьдесят того богослужебного текста, который слышит ребенок в храме, ему понятен. Те же ектеньи «Господи, помилуй!» неужели ему не понятны?

— А все остальное?

— А до всего остального еще надо дорасти. Я вам сейчас если некоторые тексты богословские переведу, вы все равно ничего не поймете. Есть уровни, как в школе – первый класс и одиннадцатый класс. В духовной жизни то же самое.

Для Церкви церковнославянский язык никогда не был проблемой, я считаю, что это искусственно выдуманная проблема, когда говорят: «Ой, я в храме стою, совершенно ничего не понимаю!» Это чушь, я никогда в это не поверю. Почему? Потому что такое может сказать человек, который не стоит в храме.

Вот я сам был советский курсант, никогда меня никакому славянскому языку не учили, я был в этом ни бум-бум. Но когда я пришел в храм, не могу сказать, что ничего не понял, потому что понял главное: «Господи, помилуй» и молитву «Отче наш». А остальные тексты — ничего страшного, всему свое время. Апостолы за Христом ходили — тоже не все сразу понимали. Не надо делать из этого проблему. Не надо думать, что если ты чего-то не понял, молитва мимо тебя прошла. Да ничего подобного.

Между прочим, в церкви ведь тексты не просто так читаются. Есть еще ритмика богослужения, его символика, когда священник входит, выходит, вот это движение — это для чего? В том числе и для того, чтобы внешне выразить те идеи, которые на слух, может быть, не воспринимаются. В этом и смысл богослужения, оно всесторонне влияет на человека. А глухой придет в храм, к примеру? Он не слышит, что говорится и поется в храме, но, видя внешнюю сторону и зная в принципе, что происходит, он в него включается и участвует в нем.

Что такое язык и как ребенок ему учится? Вы же ему не объясняете значение каждого слова, он просто слышит и сопоставляет, потому что у него есть мозг и способность анализировать. Так же и церковнославянский язык. Сколько я знаю людей, которые ходят в храм, они никогда специально языку не учились, но все начали со временем прекрасно понимать. Он стал для них таким же естественным, как и язык, на котором они с рождения разговаривают. Они в словарь никогда не заглядывали, но значение слова «иже» вам объяснят.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: