Глава 1. Ранний этап в истории культуры (от возникновения до становления империи) IV - VII вв.




Введение

 

В истории мировой культуры Византии (её официально название - Ромейская империя) принадлежит особое, выдающееся место, которое она занимает сразу же после Древней Эллады и Рима, тем более что во многом она являлась их преемницей. Византийская империя возникла на рубеже двух эпох - крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западно-римской империи (Хесперии) концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке - в Византийской империи. На берегу Босфора императором Константинусом I в 324 году была основана новая столица Константинополь.

Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные исторические времена, то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение эллино-романских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путём, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и Запада, что определило и характерные особенности её культуры.

Если попытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы, Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы:

1. языковая общность (основным языком был греческий);

2. религиозное единство (основной - государственной - религией было христианство в форме православия);

. при всей много этничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков.

. отличительной чертой была устойчивая государственность и централизованное управление.

При этом культура Византии сама подвергалась культурному влиянию со стороны, как населявших её народностей, так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой ей стадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития. Византийцы (сами себя они называли «ромеями») называли их “варварами”.

Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нём были эпохи подъёма и упадка. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена. Поэтому культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями, о котором можно будет поговорить поподробнее.

Для византийской культуры характерны торжественная пышность, внутреннее благородство, изящество формы и глубина мысли. В течение всего 1000-летнего своего существования Ромейская империя, впитавшая в себя наследие эллино-романского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII века Византия по уровню своего развития находилась впереди всех стран средневековой Европы и лишь частично уступала некоторым арабо-мусульманским государствам.


Глава 1. Ранний этап в истории культуры (от возникновения до становления империи) IV - VII вв.

 

Первые столетия существования Ромейской империи можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Формирование неоплатонизма совпадает с зарождением христианства, с разложением и упадком Рима. В целом для него характерен глубокий пессимизм, разочарование в земной жизни, убеждение в испорченности человеческой природы. Вместе с тем имеет место процесс отталкивания, обособления и одновременно сближения, слияния неоплатонической философии и христианского богословия, который завершается поглощением неоплатонизма христианством.

Расцвет византийского искусства раннего периода связан с укреплением могущества империи при Юстинианосе I. В Константинополе в это время воздвигаются великолепные дворцы и храмы. Этот город превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в «палладиум наук и искусств». Константинополь быстро рос и стал сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира. Его даже стали называть просто Город. В результате масштабного строительства Константинополь увеличивается в несколько раз, существенно возрастает прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций. Кстати, население Константинополя в начале IV века составляло 87500 человек, в 1-ой половине V века - 188 тысяч жителей, в 1-ой половине VI века - 375 тысяч, а в 1-й половине XV века - всего 30 тысяч. Для сравнения, в Париже и Лондоне XIII века проживало около 30-50 тысяч человек.

Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм - базилика, назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Ближнем Востоке, но в большинстве случаев помещался на круглом основании; если же основание было квадратное или многогранное, то между ним и куполом не существовало надлежащей органической связи. Византийцы первые в мире удачным образом разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и вообще четырёхугольного плана, а именно посредством т.н. парусов. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а эллино-романские святилища служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека. Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения.

Расположенный в центре города, на самом высоком холме храм св. Софии был сооружён Юстинианос I в 532-537 гг. в память о подавлении восстания «Ника». Впервые в нём была воплощена идея увенчанного гигантским куполом грандиозного центрического храма, на вершине которого был изображен огромный крест, обрамленный звёздным небом. Он представляет собой в плане продолговатый четырёхугольник (75,6м в длину и 68,4 в ширину), образующий три нефа: средний - широкий, боковые - более узкие. Храм св. Софии был далеко виден с Босфора. Басилевс желал, чтобы воздвигаемая церковь превзошла величиной и роскошью все когда-либо существовавшие храмы, и не останавливался ни перед какими расходами на создание. Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. После землетрясения около 560 года, когда был повреждён, в особенности купол; здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид, купол же сложили вновь, причём сделали его более возвышенным. Собор св. Софии стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более чем тысячи лет - вплоть до строительства собора св. Петра в XVII веке.

Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, т.н. смальты с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов.

Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале (св. Виталиуса) в Равенне VI века. Этот шедевр поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора (басилевса) Юстинианоса I и императрицы (басилисы) Феодоры и их свиты. Они расположены на боковых нефах апсиды, по обеим сторонам от окон. Художник помещает персонажи на нейтральном золотом фоне. Лица имперской четы наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью. Всё в этой сцене исполнено торжественного величия. Обе мозаичные картины, расположенные под фигурой восседающего Христа, внушают зрителю мысль о незыблемости власти басилевса. В живописи VI-VII вв. кристаллизуется очищенный от инородных влияний специфический образ. В основе его лежит опыт мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась великолепным качеством исполнения, утонченным артистизмом, живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее. Церковное богослужение превратилось в Византии в своеобразную пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные колоннады, великолепную драгоценную утварь. По мысли церкви всё это должно было затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать ему отраду в повседневности реальной жизни. В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре и живописи, определилась ведущая линия развития византийского искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания. Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в формах художественного выражения. Вместе с тем и сюда проникали постепенно художественные традиции народов Востока. Здесь, хоть и меньше, нежели в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие варварского мира.

Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не сказаться и на характере музыкальной культуры, которая представляла сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. В V-VII вв. происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус, включается в систему репрезентации государственной власти. Особый колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно-музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время, обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия, и включило её в свой сакральный ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии.

Если подвести итог по 1-ому периоду существования Византии, то можно отметить, что в этот период сформировались основные особенности византийской культуры. Прежде всего, к ним следует отнести то, что византийская культура была открыта другим культурным влияниям, получаемым извне. Но постепенно уже в ранний период они синтезировались главной, ведущей эллино-романской культурой. Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности, где сохранялось богатое наследие античности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: