Глава 3. Поздний этап в истории культуры (от Македонской династии до падения империи) X - XV вв.




 

Во времена правления династии Комниносов (1081-1185 гг.) империя снова переживает последний расцвет. Центр города смещается на запад к городским стенам. Строятся новые церкви и новый дворец басилевса Влахерн.

Однако Ромейская империя так и не сумела оправиться от сверхъестественного перенапряжения изматывающих войн, приведших страну к хаосу. Она вышла из кризиса тяжелобольным обществом. Во-первых, её поразил глубочайший аграрный кризис; во-вторых, жизненные силы подтачивал рост милитаризма. Крестьянство Малой Азии, платившее налоги и поставлявшее воинов, разорялось. Когда центральную часть Малой Азии в 1071 году после битвы при Манцикерте заняли тюрки-сельджуки, крестьяне приветствовали завоевателей и широко принимали ислам. Они восприняли это как освобождение от грабителей-землевладельцев и сборщиков налогов. Культурное массовое и религиозное отступничество крестьян говорит о том, что задолго до того, как на исторической сцене появились тюрки, крестьянство империи уже было полностью отчуждено не только от политического режима, но и от православно-христианской цивилизации в целом.

В XI-XII вв. в византийской культуре происходят серьёзные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъём ремесла и торговли, кристаллизация политического и интеллектуального самосознания горожан, феодальная консолидация господствующего класса при сохранении централизованного государства, некоторое сближение с Западом при династии Комниносах не могли не отразиться и на культуре. Значительное накопление позитивных знаний, рост естественных наук, расширение представлений человека о Земле и вселенной, потребности мореплавания, торговли, дипломатии, юриспруденции, развитие культурного общения со странами Европы и арабо-мусульманским миром - всё это приводило к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. Это было время невиданного подъёма научных знаний. В литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции; в ней зарождается критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу и проскальзывают религиозные сомнения. Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство.

Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. во время 4-го крестового похода привёл к распаду Византии и кратковременному существованию Латинской империи (1204-1261). При штурме Константинополя крестоносцы практически полностью сожгли и разрушили его. В сфере культуры этот эпизод знаменует кратковременное культурное взаимодействие цивилизаций. Никейские басилевсы из династии Палеологосов (1261-1453гг.) восстановили в ходе ряда войн империю. И в этих условиях продолжали развиваться прогрессивные тенденции византийской культуры XI-XII вв. Вместе с тем они постоянно встречали отчаянное сопротивление со стороны идеологов господствующей церкви. Для культуры поздней Византии характерно идейное общение византийских эрудитов с итальянскими учеными, писателями, поэтами, что оказало влияние на формирование раненого гуманизма. Именно византийским эрудитам суждено было познакомить западных эрудитов с классической античной классикой и с трудами Платона и Аристотеля.

В целом, размеры построек во время ренессанса Палеологосов стали значительно скромнее. Монументальная живопись также претерпевает изменения. Дорогая мозаика всё чаще уступает место фреске. Однако именно в это время был построен и украшен знаменитый монастырь святого Хора. Мозаика и Фрески монастыря Хора считаются непревзойдёнными памятниками эпохи Палеологосов.

Подводя итоги развития византийской культуры в XI-XII вв., следует отметить, что она в это время еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Несмотря на его каноничность и унификацию в художественной жизни, культура уже обрела эстетические ценности.

Ещё со 2-ой половины XIV века наметилась ярко выраженная тенденция к упадку (вместе со всей империей). Важнейшими очагами художественного творчества поздней Византии стали Салоники, Мистра и Эпирское царство. Здесь по старым меркам создавали интересные памятники зодчества. XV век стал временем заката византийской культуры. Всё чаще мастера оказывались за пределами имперских владений - главным образом в Италии, на Балканах, а также в России, особенно после женитьбы Ивана III на Софье Палеологос и принятии Москвой византийской культурной традиции. Ослабленная внутренними междоусобицами сама Ромейская империя оказалась бессильной противостоять османскому нашествию. Один за другим падали под их ударами византийские города, пока 29 мая 1453 г. не был взят Константинополь. Так закончилась почти тысячелетняя история государства, оставившего глубокий след в истории человечества.

Падение Византии стало огромным ударом по православному (да и христианскому в целом) миру. Отвлекаясь от политики и экономики, христианские богословы видели главную причину ее гибели в том падении нравов и в том лицемерии в вопросах религии, которые процветали в Византии в последние века её существования. Так, Владимир Соловьёв писал: «После многих отсрочек и долгой борьбы с материальным разложением Восточная империя, давно умершая нравственно, была как раз перед возрождением Запада, снесена с исторического поприща. Оказавшись безнадежно неспособною к своему высокому назначению - быть христианским царством, - Византия теряла внутреннюю причину своего существования».


Заключение

 

Каков же вклад византийской цивилизации в мировое достояние? Прежде всего, следует отметить, что практически всё время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен от Сицилии и южной Италии, Далмации, государств Балкан, Руси, до Кавказа и Крыма. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли.

По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие века стояла впереди всех стран средневековой Европы. Естественно, наиболее интенсивно византийское культурное влияние сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с Вселенской церковью в Константинополе.

Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства - в литературу и зодчество, живопись и музыку.

Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур. Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Её основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам.

После гибели собственно Ромейской империи не осталась в забытьи самобытная и интересная византийская культура, которая передала культурно-историческую эстафету культурам других стран, в их числе и русской.


Список использованной литературы

 

1. Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв. Очерки. М., 1976.

2. Бычков В.В. «Византийская эстетика». М., 1977.

. Кортунов В.В., Столяров Д. Ю. «Учебное пособие по культурологии». М., 1999.

. «Культура Византии». М., “Наука”, 1989г.

. «Культура Византии IV - 1-ой половины VII в.». М.,1984.

. Ред. проф. А.Н. Маркова. «Культурология: учебное пособие для вузов». М., 2000.

. Медведев И.П. «Византийский гуманизм XIV-XV вв.». М., 1976.

. Поляковская М.А., Чекалова А.А. «Византия: быт и нравы». Екатеринбург, 2001.

. Розин В.М. Культурология. М., «Форум-Инфра», 1999.

10. Удальцова З.В. «Византийская культура». М., 1988.

11. Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права». М., «Юрист». 1996.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: