Особенности научного познания




Тест №2. По теме «Духовная деятельность».

Особенности научного познания

 

ОСОБЕННОСТИ НАЧНОГО ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  … Независимость знания от качеств познающего субъекта
Доказательность Любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы

 

Ответ: _________.

 

Области (сферы) духовной культуры

 

ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУДБТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  Искусство Отражение мира и человека в художественных образах
Целенаправленный процесс обучения и воспитания

 

Ответ: _____________.

 

Особенности научного познания

 

УРОВНИ НАЧНОГО ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  … Непосредственная направленность на изучение конкретного объекта познания
Теоретический Направленность на выявление обобщающих идей и принципов, формирование закономерностей и законов

 

Ответ: ______________.

 

 

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

1) умозаключение; 2) восприятие; 3) ощущение; 4) представление; 5) познание.

 

Ответ:

 

 

5. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют черты элитарной культуры.

 

1) отсутствие выраженной коммерческой направленности;

2) доступность для массового зрителя;

3) простота;

4) стремление творца к самовыражению;

5) сложность художественных приёмов;

6) узкий круг потребителей.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

Ответ:

   

 

6.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют черты массовой культуры.

 

1) коммерческий характер;

2) доступность;

3) использование спецэффектов;

4) развлекательный характер;

5) сложность формы и содержания;

6) узкий круг потребителей.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

   

7.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

1) ощущение; 2) восприятие; 3) познания; 4) представление; 5) суждение.

 

Ответ:

 

 

8.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

1) добро; 2) долг; 3) мораль; 4) совесть; 5) честь.

 

Ответ:

 

 

9.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к методам научного познания.

 

1) теория; 2) наблюдение; 3) эксперимент; 4) проблема; 5) классификация; 6) систематизация.

 

Ответ:

   

10.Найдите в приведённом ниже списке признаки искусства как формы (области) духовной культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) познание мира с помощью слова, цвета и звука

2) значимость художественного вымысла

3) образность и наглядность

4) получение достоверной картины мира

5) изучение закономерностей развития мира

6) объективность отражения реального мира

Ответ: ______________.

11. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

Ответ: ____________.

 

12. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Истина – это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.

2) Абсолютная истина, в отличие от относительно истины, представляет собой исчерпывающее знание о предмета.

3) Единственный критерием истинного знания является его очевидность для любого человека.

4) Истинное знание всегда имеет абстрактный и обобщённый характер.

5) Истина обусловлена реальной действительностью, общественной практикой.

 

Ответ: _________.

 

 

13.Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о том, какие книги читают его одноклассники. Найдите в приведённом ниже списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) наблюдение за поведением одноклассников в библиотеке, книжном магазине

2) запись высказываний одноклассников о чтении книг

3) выявление закономерностей выбора книг

4) анкетирование одноклассников об их любимых книгах

5) выдвижение гипотезы

6) формулирование выводов

 

Ответ:________

14.Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Истинным можно считать лишь то знание, которое разделяет большинство людей.

2) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

3) Истина – это знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, какие он существует независимо от сознания человека.

4) Истина всегда конкретна.

5) Единственный критерий истины – соответствие существующим научным теориям.

 

Ответ: ___________.

 

15.Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Искусство нацелено на открытие объективных закономерностей, действующих в природе и обществе.

2) Искусство отражает действительность в образно-символической форме.

3) Искусство, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.

4) Только искусство объясняет события, явления окружающего мира.

5) В искусстве огромную роль играет воображение художника и зрителя.

 

Ответ: _____________.

16.Установите соответствие между характеристиками и видами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫУРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) формулирование научных законов 1) эмпирический

Б) объяснение сущности изучаемых явлений 2) теоретический

В) выдвижение гипотез

Г) наблюдение изучаемых гипотез

Д) проведение количественных измерений

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ:

А Б В Г Д
         

 

17..Экспедиция медленно продвигалась в джунглях. Учёные описывали растения, насекомых, животных и птиц, встречавшихся на пути, брали пробы воды и грунта. Так они прибыли в индейскую деревню, где сняли фильм об обычаях аборигенов. Какие из перечисленных ниже методов использовали учёные в приведённой ситуации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) наблюдение

2) эксперимент

3) моделирование

4) конкретизация

5) эмпирическое описание

6) абстрагирование

 

Ответ: ________________.

 

18.Установите соответствие между характеристиками и формами (областями) духовной культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСИТИКИ ФОРМЫ(ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ

А) познание мира с помощью слова, цвета и звука 1) наука

Б) значимость художественного вымысла 2) искусство

В) получение объективной картины мира

Г) изучение закономерностей развития природы и общества

Д) стремление к истинному знанию

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ:

А Б В Г Д
         

 

19.Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание.

2) Единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации.

3) Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.

4) Истинным можно считать лишь то знание, которое соответствует объекты познания.

5) Истина всегда объективна.

 

Ответ: ___________.

 

20.Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТРИСТИКИ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) создание логической модели изучаемого объекта 1) эмпирическое познание

Б) описание изучаемых явлений 2) теоретическое познание

В) проведение научного эксперимента

Г) объяснение существующих взаимосвязей

Д) наблюдение явлений окружающего мира

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ:

А Б В Г Д
         

21.Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Достижения культура представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.

2) Содержание элитарной культуры обусловлено стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения.

3) Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры.

4) Произведения народной культуры, как правило, анонимны.

5) Коммерческая выгода является целью создания произведение элитарного искусства.

 

Ответ: _________.

22.Установите соответствие между характеристиками и видами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫРАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ

А) обилие спецэффектов, увлекательные сюжеты 1) массовая

Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей 2) элитарная

В) коммерциализация духовной деятельности

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров

Д) сложность содержания

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д
         

23.Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) объяснение существующих взаимосвязей 1) эмпирическое познание

Б) наблюдение явлений окружающего мира 2) теоретическое познание

В) выдвижение и обоснование гипотез

Г) создание логической модели изучаемого объекта

Д) описание изучаемых явлений

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ:

А Б В Г Д
         

 

24.Выберите верные суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Функция социализации является одной из основных для образовательных организаций.

2) Система образования реализует определённый общественный заказ.

3) Гуманитаризация образования проявляется в сокращении учебного времени на историческое образование.

4) Гуманизация образования предполагает учёт индивидуальных особенностей школьников.

5) Образование, в отличие от других форм духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.

 

Ответ: ________________.

 

25.Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФОРМЫВИДЫ(ЭТАПЫ) ПОЗНАНИЯ

А) понятие 1) чувственное познание

Б) представление 2) рациональное познание

В) суждение

Г) ощущение

Д) восприятие

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ:

А Б В Г Д
         

26. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Учёные рассматривают сознание как основное отличие человека от других живых существ. (Б) Сознание выражается в субъективном переживании индивидом событий внешнего мира, осознании себя самого, оценке и прогнозировании развития событий. (В) Изучением сознания человека занимаются медики, психологи, философы, учёные других специальностей. (Г) В этой связи безосновательно звучат высказывания владельцев домашних животных о наличии сознания у собак и кошек. (Д) Очевидна необходимость популяризации научных исследований проблем сознания.

 

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Ответ:

А Б В Г Д
         

27. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусства или ораторском. Позже понятие «искусство» стали всё чаще использовать для описания особой деятельности, направленное на _____________ (А) и преобразование мира в соответствии с __________________ (Б), т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее ________________ (В).

Мир и человек в совокупности их отношений друг с другом являются ___________ (Г). ____________ (Д) – художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Цель искусства двойственна: для творца – это ________________ (Е), для зрителя – наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро – с моралью».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

1) форма существования искусства

2) этические нормы

3) художественное самовыражение

4) творчество

5) отражение

6) предмет искусства

7) объективная реальность

8) мастерство

9) эстетические нормы

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

Ответ:

А Б В Г Д Е
           

 

28. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение ______________ (А) в его сознании, а ___________(Б) – получение нового знания об окружающем мире.

Учёные выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, ______________ (В). Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под ___________ (Г) обычно подразумевают познающего человека, наделённого волей и сознанием, в широком – всё общество. ___________ (Д), соответственно, является либо познаваемый объект, либо – в широком смысле – весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место __________________ (Е)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

1) результат

2) рациональное

3) объект познания

4) субъект познания

5) объективная реальность

6) самореализация

7) социальное

8) мотивация

9) самопознание

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

Ответ:

А Б В Г Д Е
           

 

29. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Наука – специфическая сфера ___________ (А) человека и общества, направленная на выработку и систематизацию ____________ (Б) о мире. Наука охватывает как познавательную деятельность, так и её результаты – систему знаний, которая лежит в основе определённой картины мира.

Науку можно рассматривать и как _____________(В), который выполняет общественно значимые функции. ______________(Г) функция науки состоит в обеспечении развития и распространения ценностей культуры и влияет на формирование личности. Производительная функция определяется включением науки в процесс ______________ (Д). ________________ (Е) функция связана с участием науки в общественном управлении».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

1) культурно – мировоззренческая

2) материальное производство

3) общество

4) духовная деятельность

5) социальная

6) компьютер

7) информационный

8) объективные знания

9) социальный институт

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

Ответ:

А Б В Г Д Е
           

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: