Итак, противоречие - это предъявление противоположных требований к ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ ЭЛЕМЕНТУ.




Анекдот - Чем больше я пью, тем больше у меня тpясутсяpуки. Чем больше у меня тpясутсяpуки, тем больше я пpоливаю. Чем больше я пpоливаю, тем меньше я пью. Таким обpазом, чем больше я пью, тем меньше я пью.

Виды противоречий

Чтобы найти противоречие, надо знать, какие бывают противоречия.

Г.Альтшуллер предлагает три вида противоречий в ТЕХНИКЕ, но они могут быть распространены и на другие области знаний.

- АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ - когда указаны только недостатки (ЗНАЮ ЧТО, НО НЕ ЗНАЮ КАК). Например, такого типа: "Не нравится ситуация, не знаю, как ее исправить". "Снизилась успеваемость". "Класс не управляем". "Не успеваю дать весь положенный программой материал".

При такой "аморфной" постановке задачу решить трудно.

А. п., как правило порождает сам человек, точнее, те организационные обстоятельства, которые он создал. (случай про коронацию Карла Великого и Наполеона)

Основные признаки: неясность ситуации, конфликт между человеком и техникой, появление новой потребности при отсутствии средств ее реализации, неспособность техники удовлетворить старые потребности, но в большем объеме, несоответствие в производственной ситуации желаемого и действительного.

Причины: отсутствие новой или исчерпание возможностей старой т. с., для удовлетворения повышенной или вновь возникшей потребности.

Последствия: повышение вредного влияния на надсистему, природу человека.

Условия разрешения: анализ ситуации, выявление технического противоречия.

- ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ –(ЗНАЮ КАК, НО ОТ ЭТОГО ЕЩЕ ХУЖЕ) это первое уточнение объекта, к которому предъявляются противоречивые требования. Лежит в глубине административного противоречия и его уточняет.

Т.п.- это конфликт внутри технической системы, между ее узлами. При улучшении чего-то одного недопустимо ухудшается другое.

Основные признаки: ухудшение каких-либо частей системы при улучшении других.

Причины: исчерпание возможностей т. с., неверный выбор места изменения системы, борьба со следствием, а не с причиной.

Последствия: усложнение системы и надсистемы, резкое повышение материальных и экономических затрат.

Условия разрешения: проведение причинно-следственного анализа, выявление первопричины возникновения нежелательного явления и микрозадачи в подсистеме, определение ф. п.

- ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ –(ЗНАЮ, ЧТО И КАК, НО НЕ ЗНАЮ КАКИМ ОБРАЗОМ) лежит в глубине технического противоречия и предъявляет требования к СВОЙСТВАМ объекта.

Ф. п. возникает не между параметрами т. с., а внутри какого-либо одного элемента или даже в части его.

Основные признаки: возникновение противоречивых требований к физическому состоянию одного элемента подсистемы.

Причины: несоответствие состояния вещества элемента или вида энергии требуемому.

Последствия: усложнение системы, введение новых элементов и новых видов энергий.

Условия разрешения: уточнение физических требований по времени и пространству, задействование ранее неиспользуемых веществ и энергий, имеющихся в системе, надсистеме, подсистеме, использование знаний законов природы.

К нетехническим противоречиям относятся:

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - это конфликтные взаимодействия между людьми во всех сферах их деятельности, когда не совпадают желания и возможности. Например, личные противоречия. Это противоречия между желаниями одного человека:

  • Хочу, но нельзя.
  • Хочу, но не могу (не хватает ресурса). Хочу купить горные лыжи и хочу купить пальто, а денег на обе покупки не хватает.
  • Не хочу, но надо.
  • Не хочу, но заставляют...

Частным случаем социальных противоречий являются:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - это конфликтные взаимодействия между желаниями людей в сфере образования. Например: противоречие между интересами взрослых и детей:

1. ЕСЛИ учить детей в строгом соответствии с требованиями школьных программ,
ТОбудет выполнен приказ об образовании,
НО интересы детей и требования реальной жизни к составу знаний и умений могут быть не выполнены.

В школах имеются механизмы для разрешения этого противоречия, которые мы здесь рассматривать не будем.

Дети ДОЛЖНЫмного времени двигаться,
ЧТОБЫразвиваться физически,
НО при этом не хватит времени на интеллектуальные занятия.

Дети должны много времени сидеть,
ЧТОБЫучиться,
НО при этом не хватит времени на физическое развитие и так далее...

Типовые образцы - формулировки противоречий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: