Формулировка противоречия - наполовину решенная задача




Формулирование противоречий - один из творческих этапов решения задач.

1. Г.С. Альтшуллер предлагает формулировать пару взаимосвязанных противоречий по форме:

  ЕСЛИ..., ТО..., НО...

I. ЕСЛИ... (дается описание первого состояния элемента системы),
ТО...(объясняется, что при этом хорошо и для кого),
НО...(объясняется, что при этом плохо и для кого).

II. ЕСЛИ... (дается описание противоположной ситуации или противоположного состояния этого же элемента системы),
ТО... (объясняется, что при этом хорошо),
НО... (объясняется, что при этом плохо).

Например. В аквариум к мирным рыбкам надо подсадить очень хищных, прожорливых рыбок, которых принесли в маленькой баночке. Другого аквариума нет. В систему входят следующие основные элементы: хищные рыбки (А), мирные рыбки (В), аквариум, баночка, вода.

I. ЕСЛИ подсадить хищных рыбок,
ТОим будет просторно плавать и будет за кем охотиться,
НО мирным рыбкам будет плохо, т.к. их съедят хищные рыбки.

II. ЕСЛИ не подсаживать хищных рыбок,
ТО мирным рыбкам никто не угрожает,
НО хищные рыбки погибнут от удушья в тесной баночке.

Для детей это можно представить в виде схемы "Глазки". Первая ситуация: делаю хорошо элементу А, но становится плохо элементу В. Вторая ситуация: делаю хорошо элементу В, но становится плохо элементу А.

Отсюда легко сформулировать ИДЕАЛЬНОЕ решение: (и элементу А, и элементу В хорошо) и хищные, и мирные рыбки живут в одном аквариуме дружно, всем хорошо.

Или другая формулировка идеального решения: хищные рыбки сами не хотят есть мирных рыбок. (Противоречия нет).

2. Приведем упрощенную формулировку противоречий для детей:

  ЕСЛИ..., ТО...

I. ЕСЛИ... (дается описание состояния системы),
ТО... (объясняется, что при этом произойдет).

II. ЕСЛИ...(описывается обратное состояние),
ТО...(объясняется, что при этом произойдет).

Например:

ЕСЛИ пустить хищных рыбок в аквариум, ТО они съедят мирных рыбок.
ЕСЛИ не пускать хищных рыбок, ТО они погибнут в маленькой баночке.

Строго говоря, это просто условное предложение.

3. Третья схема формулировки противоречий:

  ОБЪЕКТ ДОЛЖЕН БЫТЬ..., ЧТОБЫ..., НО ПРИ ЭТОМ...

I. ОБЪЕКТ...(то, что мы улучшаем) ДОЛЖЕН БЫТЬ...(перечисляются требования к нему),
ЧТОБЫ...(перечисляются хорошие следствия),
НО ПРИ ЭТОМ или НО ТОГДА...(перечисляются плохие следствия).

II. ОБЪЕКТ (то, что мы улучшаем) НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ...,
ЧТОБЫ...,
НО ПРИ ЭТОМ...

ТО ЕСТЬ: "Должно выполняться действие "А", чтобы задача была решена, -

и должно выполняться (выполняется) действие "неА", потому

что такова реальность".

"Данная часть системы должна обладать свойством "В", чтобы

выполнять нужную функцию, - и свойством "неА", чтобы

удовлетворять существующим ограничениям и требованиям".

Например:

I. Гоночный автомобиль ДОЛЖЕН БЫТЬ тяжелым, ЧТОБЫбыло хорошее сцепление с дорогой, НО ПРИ ЭТОМ он становится не маневренным.

II. Гоночный автомобиль НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ тяжелым, ЧТОБЫбыть маневренным, НО ПРИ ЭТОМ у автомобиля очень плохое сцепление с дорогой и возможны аварии.

Или: Карандаш ДОЛЖЕН быть длинным, ЧТОБЫон долго писал, НО тогда он становится очень неудобным для письма.

Задачи

1. Одно из чудес света — Александрийский маяк на египетском берегу Средиземного моря. Время разрушило маяк, но многие археологи утверждают, что он был высотой более 300 м.Несколько веков простоял маяк с надписью на вершине: «Для богов и во имя спасения моряков построил Состратос из Книда, сын Дексифона». Так звали строителя, и люди запомнили его имя на века. Но история помнит и другое. Когда строительство маяка заканчивалось, Состратоса вызвал правитель и повелел: «Ты высечешь на маяке мое имя!».

Строителю было запрещено высекать свое имя, и он знал, что если он не выполнит приказа, то его казнят, а если выполнит, то потомки никогда не узнают имени настоящего автора маяка.Строитель остался жив, но весь мир узнал его имя.Как это могло произойти? Сформулируйте три вида противоречий к этой задаче и решите ее.

2. В экспериментальной лаборатории для испытания длительного действия кислот на поверхность образцов сплавов имеется установка, которая представляет собой герметичную камеру.На дно камеры устанавливаются образцы в виде кубиков. Камеру заполняют агрессивной жидкостью и создают необходимую температуру и давление.Проблема заключается в том, что агрессивная жидкость действует не только на образцы, но и на стенки камеры, вызывая их коррозию. Камеру приходиться изготовлять из благородных металлов, что чрезвычайно дорого.Сформулируйте три вида противоречий к этой задаче и решите ее.

3. На одной из метеостанций требовалось зимой, в лютые морозы четыре раза в сутки опускать в прорубь приборы для замеров параметров воды и взятия пробы. Работа осложнялась тем, что прорубь через 2? 4 ч полностью замерзала и ее приходилось ломом пробивать заново. Никаких сложных механизмов на метеостанции нет. Как освободить работника метеостанции от ручной работы по пробиванию проруби? Сформулируйте противоречия и найдите решение.

4. Из замкнутого резервуара с непрозрачными стенками в химический реактор поступает агрессивная и ядовитая жидкость. Требуется измерять скорость истечения этой жидкости, однако никаких измерительных устройств на пути этой жидкости ставить нельзя. Сформулируйте противоречия и найдите решение.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: