*Программа 12 шагов для созависимых групп (основной этап 36 часов: 12 занятий по 3 часа)
№ занятия | Тема занятия | Цель занятия | Методы работы |
Шаг 1. | Определение и критерии созависимости. | Введение в тему. Осознание участниками СВОИХ проблем. | 1.Психологическое упражнение на эффективное общение в группе («Подарок») 2. Мини-лекция. 3.Освоение участниками методов самодиагностики созависимсти. 4.Постановка проблемы созависимости и выполнение упражнения «Что я хочу изменить в себе». |
Шаг 2. | Теория Рэкетные чувства.Мини-лекция о чувствах в деструктивных (созависимых) семьях. | Научить участников определять свои чувства, попрактиковаться в их выражении словами либо языком тела и пр., увидеть сходство своих чувств с чувствами других людей, осознать, что есть «резерв» неиспользуемых чувств. На примере одного из чувств понять, как эти чувства могут быть выражены неразрушительным и здоровым образом. | 1.Упражнение «Что я чувствую» 3.Знакомство с техникой самонаблюдения «Дневник чувств» Участникам предлагается вести «Дневник чувств», чтобы в дальнейшем была возможность обсудить результаты на группе |
15. Шаг 3 | Акция – реакция Работа с чувствами Стыд Вина Обида Злость Страх Ревность | Показать на примерах из жизни присутствующих, что многие их чувства, мысли и действия возникали реактивно, лишь как реакция на больного зависимостью, в ответ на что-то. Необходимо стремиться от реактивной жизненной позиции к проактивный, т.е. к действиям, идущим от себя. | 1.Знакомство с понятиями: «реактивность» и «проактивность». 2.Групповая дисскуссия: жизнь управляется у созависимых - чувствами, у выздоравливающих от созависимости – ценностями. Главное в жизни созависимых – иметь, у проективных – быть. 3.Упражнение «Не реагировать, но откликаться» |
16. Шаг 4 | Контролирующее поведение. | Показать участникам неэффективность контролирующего поведения, мотивировать отказаться от него и взамен начать заботится о себе. | Групповая дискуссия на тему: 1. В чем источник потребности контролировать других? 2.Негативные последствия контролирующего поведения Упражнение: Напишите список потребностей, которые вы начали удовлетворять прекратив контролировать других, как это сказалось на духовной жизни. |
17. Шаг 5 | Психологические границы | Научить участников различать наряду с внешними границами и внутренние психологические границы. Упражняться в навыках отстаивания собственных границ и соблюдения границ другого. | 1.Упражнение «Скульптор и глина» 2.Знакомство с понятиями «Внешние физические и внутренние психологические границы» 3. Установлению здоровых границ помогает такой прием, как принятие. Принятие себя, принятие другого. |
18. Шаг 6 | Уверенное поведение и конструктивная обратная связь в общении. | Выработка навыков адекватной самооценки, формирование уверенной коммуникации в общении | 1.Групповая дискуссия: Зачем нам позитивная самооценка? Что является позитивной самооценкой для православного? 2.Упражнение «Представление о себе» 3.Упражнение «Выздоровление от ложного величия» |
19. Шаг 7 | Родительская семья | Проработать незавершенные отношения своего детства, выявить родительские установки и болезненными чувства, идущие из детства. Посмотреть на родительскую семью с точки зрения взрослого, зрелого человека и подойти к необходимости простить родителей. | 1.Обсуждаем в группе наши взаимоотношения с родителями. Не имеет значения, живы они сейчас или их уже нет в живых. Мы можем не осознавать, что до сих пор выполняем родительские предписания, носим в себе послания из детства. 2. Упражнение «Практикуем принятие своей семьи, из которой мы происходим». |
20. Шаг 8 | Отстранение (сепарация) | Понять и принять участникам необходимость с любовью отстраниться (эмоционально отделиться), сепарироваться от близкого, страдающего зависимостью и обсудить, как можно соблюдать здоровый нейтралитет. | 1.Упражнение «Кризис: опасность и возможности» 2.Групповая дискуссия на тему: «Правило «У-у-у-у-х» Увидеть, чего вам или вашей семье не хватает. Упорство. Уверенность. Уход от старых форм общения. Хорошие, новые взаимоотношения в семье. |
21. Шаг 9 | Избавление от психологии жертвы | Проследить с участниками негативные последствия роли жертвы и определить сознательные методы отказа от нее. | 1.Жертва Христианская и жертва созависимости: в чем отличие? 2. Негативные последствия психологии жертвы: Роль жертвы – самопораженческая роль. 3. Задание группе: проанализируйте, как ваша жизнь проходит по граням «Треугольника С. Карпмана». |
22. Шаг 10 | Работа с утратой | Ознакомление группы участников со стадиями процесса реагирования на утрату, обсудить на примерах из жизни присутствующих продуктивные и непродуктивные стороны этого процесса. | 1. Оплакивание утрат, процесс отреагирования на печальное событие может быть как здоровым, так и не здоровым. Через переживание утраты мы можем достичь большей ясности восприятия действительности. 2.Знакомство с тем, что реакция на утрату имеет ряд стадий. 3. Упражнение «Отреагирование утраты» |
23. Шаг 11 | Укреплению своей системы ценностей | 1.Групповая дискуссия: «Сколько можно жить, подстегивая себя ежедневными агрессивными приказами типа «надо, надо, надо», «работай, работай, работай», «спеши, спеши, спеши»…? Что нам помогает утверждать себя позитивным образом? -молитва -самонаблюдение -посещение группы псих. поддержки -быть благодарным – вот сильнейший способ сказать «да!» всему доброму. - Любовь – это утверждение себя. - Что еще …? | 3.Упражнение «Как предотвратить синдром сгорания и обрести равновесие в жизни» |
Шаг 12 | Постановка целей | Отработка навыка ставить свои собственные цели | Выполнение упражнения «Построение древа целей». Подведение итогов участия в группе через упражнения «Я желаю тебе» |