Тема: «Выполнение эскиза садово-парковой композиции с искусственным рельефом»




 

Цель работы: способствовать формированию умения выполнять

 

графическую зарисовку садово-парковой композиции с искусственным

 

рельефом. Задачи:

 

· формирование целостной мыслительной деятельности на основе межпредметных связей;

· способствовать развитию у студентов творческого мышления;

 

· изучить технологию выполнения графических зарисовок с использованием архитектурной графики.

Вид учебной деятельности: Выполните объемно – пространственной зарисовки садово-парковой композиции на листе

 

Оборудование: листы формата А4, простой карандаш (твердо-мягкий), ластик, линейка, циркуль, транспортир, методические рекомендации. Задание:

 

1. Внимательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями.

 

2. Рассмотрите способ изображения садово-парковой композиции с искусственным рельефом на примере рисунка № 1.

 

3. Ответьте на вопросы: Что такое целостность композиции? Какие виды равновесия вы знаете? Что такое соподчиненность?

 

4. Рассмотрите лист-задание №1.

 

1. Выполните графическую зарисовку объемно – пространственной садово-парковой композиции с искусственным рельефом на листе – задании № 2.


 

Рисунок № 1. Холмистый сад в японском стиле


 

 

Спецификация

 

Компози́ция (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение). Сущность понятия "композиция" - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму.

 

Термин "композиция применяется в двух аспектах:

 

1) это целенаправленное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением;

 

2) это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут художественного произведения.

 

Сущность понятия "гармония" - в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.

 

Формальная композиция - форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:

 

-характеристики и свойства элементов композиции -через структурную организацию элементов композиции

 

Три основных вида композиции: фронтальная, объемная, объемно-пространственная.

 

Ø Фронтальная. Распределение элементов по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному. Относят плоскостные композиции и рельеф.

Ø Объемная. Распределение элемента по координатам высоты, ширины и глубины.

Ø Объемно-пространственная. Состоит из нескольких объемных композиций, расположенных в пространстве с определенными

 

интервалами.

Условия, от которых зависят сохранение фронтальности композиции:

 

1) Определенное соотношение между вертикальными и горизонтальными размерами.

 

2) Фронтальность зависит от силуэта плоскости.

 

3) Зависит от характера элементов по глубине.


 

 

4) Фактурность поверхности, цвет...

 

Три основных элемента композиции: точка, линия, пятно.

 

У точки и линии нет свойств (кроме одного: если точку увеличить до определенных размеров, она превращается в пятно, и наоборот) Классификация свойств пятен:

 

· Физические: величинные (размеры и пропорции), пластические (форма

 

и структура), свойства поверхности пятна (цвет, фактура, текстура и т.д.)

· Субъективные: (состоят из комбинаций физических):

 

выразительность/невыразительность, статичность/динамичность. Размещение элементов отображается степенью контакта элементов композиции:

* Полное отсутствие связи.

 

* Подразумевающиеся (логические) связи.

* Физический контакт или очевидные связи.

 

* Физический контакт со слиянием группы, монолит.

 

Композиционные оси - это невидимые оси композиции (силовые линии) на которых расположены элементы. Оси выявляют структуру изображения и обеспечивают взаимодействие элементов и целостность композиции.

 

Размещение фронтальной композиции отображаются двумя способами: плоскостным и иллюзорно-пространственным.

 

Ø В плоскостном варианте элементы двухмерны и не накладываются друг на друга.

Ø В иллюзорно-пространственном варианте элементы объемные, они накладываются друг на друга и добавляется перспектива.

В зависимости от размещения выделяют следующие типы композиции:

 

· замкнутая (ничего не выходит за пределы визуального восприятия композиции),

 

· неограниченная (подразумевается продолжение композиции за

 

пределами визуального восприятия)

 

Основные законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение.

 

v Цельность. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной

 

упорядоченности. Т.е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.

 

Основные черты закона целостности:

 

1) неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов. Неделимость закладывается с помощью конструктивной идеи


 

2) необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции (имеется ввиду необходимость отслеживать, насколько эти элементы идут вместе и не оторваны ли они друг от друга).

 

v Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и

 

динамическое равновесие.

 

1). Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.

 

2). Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

 

v Соподчинение и равноценность элементов. Соподчинение - это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней доминантов, выделяют две степени иерархии между элементами: 1) двухуровненный (доминанта и второстепенный[-ые] элементы или доминант и акцент). 2) трехуровненный (например: доминант, акцент и второстепенные элементы).

Композиционный центр зависит от:

1) Своей величины и величины остальных элементов.

 

2) Положения на плоскости. Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И на главный элемент указывают силовыми линиями второстепенные.

 

3) Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.

 

4) Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.

 

5) Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).

 

6) Проработки элементом. Главный элемент более проработан, чем второстепенные.

7) Освещения элемента.


 

Результат обучения: умение выполнять графическую зарисовку садово-парковой композиции с искусственным рельефом.


 

Ответ на вопросы

 

 

 

Критерии оценки результатов

1.Соответствие названия и содержания рисунка

2.Оригинальность замысла (самостоятельность выполнения рисунка)

3.Раскрытие темы (наполнение содержанием)

4.Точная передача состояния природы

5.Правильное изображение предметов, соответствующее действительному общему пространственному положению объекта, его направлению в пространстве.

6.Композиционное расположение изображения: изображение не выходит за пределы листа бумаги, рисунок хорошо компонуется на листе бумаги).

7.Изображение общего пространственного положения объекта в рисунке: правильное изображение, соответствующее действительному общему пространственному положению объекта, его направлению в пространстве.

8.Передача в рисунке пропорций объекта изображения: правильная передача пропорций (пропорции на изображении соответствуют реальным пропорциям натуры в зависимости от конкретной точки зрения).

9.Передача в рисунке конструктивного строения объекта (объектов) изображения: правильная передача в рисунке конструктивного строения объекта изображения (в рисунке выявлены геометрическая основа строения натуры).

10.Передача в рисунке цвета натуры: правильная передача цвета (цвет изображения соответствует действительному цвету натуры), отношений цветовых тонов, которые являются результатом восприятия действительного цвета натуры, обусловленного особенностями освещения, воздушной перспективы, окраской окружающих предметов и т.д.

11.Изображение пространства в рисунке: правильное изображение пространства (в рисунке основание более близких предметов изображаются ниже, дальних предметов – выше относительно нижнего края листа бумаги, передние предметы изображаются крупнее равных по размерам, но удаленных предметов).

12.Передача в рисунке пропорций изображаемых объектов: правильная передача пропорций (пропорции изображаемых в тематической композиции объектов соответствуют пропорциям этих объектов в действительности).

13.Передача в рисунке цвета объектов: правильная передача цвета (цветовая окраска изображенных в тематическом рисунке объектов соответствует действительному цвету этих объектов, в композиции наблюдается цветовая гармония, единство и цельность цветовых пятен).

14.Аккуратность исполнения работы

15.Соблюдение сроков работы

ИТОГО:

Баллы:

0 – рисунок не удовлетворяет данному критерию

1 – рисунок частично удовлетворяет данному критерию

2 – рисунок в полной мере удовлетворяет данному критерию

 

Процент результативности Балл(отметка)
80-100, 24-30 б 5(отлично)
60-79, 18-23 б 4(хорошо)
40-59, 12-17 б 3(удовлетворительно)
Менее 40, 0-11 б 2(неудовлетворительно)

 

Автор-составитель: Прозоров Л.Н.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: