Источники по истории древней Месопотамии




1) Памятники материальной культуры:

- Археологические раскопки городов Эреду, Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Ларса, Эшнуна, Мари, Ашшур, Ниневия, Вавилон и др.:

- Остатки жилых и хозяйственных построек, крепостей, ирригационных сооружений, некрополей, предметов быта.

- Орудия труда, погребения, зерна, кости животных

- Памятники монументального строительства – дворцы, храмы и городские стены. Так как они часто перестраивались, их исследование дает возможность уточнить стратиграфию (последовательность археологических слоев, отражающих хронологию соответствующих периодов).

- цилиндрические печати. Изображения на них позволяют судить о мифологических и идеологических представлениях древних месопотамцев, об их иконографии, торговых контактах (Так, месопотамские печати, найденные на территории Египта и Индии свидетельствуют о широких торговых связях Месопотамии. Аналогичную роль играют иноземные предметы на территории Месопотамии).

2) Письменные источники:

Особое значение имеют находки целых архивов (отметим хозяйственно-административные архивы из шумерских городов, из ассирийской торговой колонии в Канише, из Аррапхи и вавилонских городов VI–V вв., а также административно-дипломатический архив царя Зимрилима из Мари) и клинописных библиотек (наиболее замечательный пример – знаменитая Ниневийская библиотека Ашшурбанапала, VII в. до н. э.).

А) Кодексы законов и другие юридические документы – это судебники царя Шульги (XXI в. до н. э.), царства Эшнунны и Иссинского царя Липит-Иштара (XX в. до н. э.), Хаммурапи Вавилонского (XVIII в. до н. э.), судебник из Ашшура (среднеассирийские законы, 2-я пол. II тыс. до н. э.), фрагменты нововавилонских законов VI в. до н. э., огромное количество судебных протоколов и постановлений.

Б) Дипломатические документы и царская корреспонденция представлены:

  1. Договором между шумерскими городами Лагашем и Уммой (XXIV в. до н. э.)
  2. Договором Нарамсуэна Аккадского и правителя Элама (XXIII в. до н. э.)
  3. Дипломатической перепиской месопотамцев XVIII в. до н. э., известной по архиву из Мари, и XIV в. до н. э., известной по архиву клинописных документов в Ахетатоне (современная Амарна, откуда название «Амарнский архив;
  4. Перепиской правителей Хеттского государства с Ассирией и Вавилонией (XIII в. до н. э.), известной по архиву из хеттской столицы Хаттусы
  5. Договорами ассирийского царя Асархаддона с мидийскими князьями (VII в. до н. э.); административной корреспонденцией новоассирийских царей VIII–VII вв. до н. э., найденной в их резиденциях – Ниневии, Кальху и др.

В) Из царских надписей, к которым относятся также развернутые подписи под рельефами, прославляющими деяния царей, исследователи черпают большую часть сведений о военно-политической истории Месопотами:

  • Надписи аккадских царей XXIV–XXIII вв. до н. э. и ассирийских царей XIII и IX–VII вв. до н. э.;
  • Надпись Уруинимгины из Лагаша (XXIV в. до н. э.) о произведенных им там социально-политических реформах
  • Надписи Гудеа из того же Лагаша (XXII в. до н. э.), дающие ценные сведения о шумерской идеологии.

Дополняют царские надписи списки лет, служащие пособием при реконструкции хронологии Месопотамии. Месопотамцы в течение многих веков давали каждому году название по какому-либо его важному событию и вели списки лет, приводя их под этими названиями – датировочными формулами. В других списках лет, применявшихся в Ассирии, каждый год назывался по имени лица, занимавшего тогда должность верховного сановника, кроме того, отмечалось какое-либо важное событие, произошедшее в этом году.

Г) Запросы царей к богам, оракулы, покаянные молитвы царей особенно важны тем, что в них, в отличие от царских надписей, правители откровенно выражают собственные страхи и говорят о своих реальных проблемах.

Д) Царские списки:

  • «Шумерский царский список», составленный в XXI в. до н. э., содержит перечень правителей ведущих шумерских городов с начала III тыс. до н. э.
  • Ассирийский царский список, начинающийся примерно с 2000 г. до н. э.
  • Синхронические списки вавилонских и ассирийских царей и др.

Е) Хроники. Всего их дошло несколько десятков, в том числе:

  1. Ассирийская «Синхроническая история», повествующая о вавилоно-ассирийских отношениях с XVI по IX в. до н. э. (причем отмечены в ней только ассирийские победы)
  2. Вавилонская «Хроника P», посвященная истории Вавилонии, начиная с утверждения касситской династии (в ней нередко отражены те же события, что и в ассирийской «Синхронической истории», однако под иным углом зрения);
  3. Вавилонские хроники VI–V вв. до н. э., повествующие о крушении Ассирийского и Нововавилонского царств.

Собственно история Месопотамии («Вавилонская [или Халдейская] история» в трех книгах от допотопных времен до завоевания Вавилона Александром Македонским) написана на греческом языке вавилонским жрецом Беросом (ок. 300 г. до н. э.) на основе множества месопотамских надписей, хроник и литературных текстов. От труда Бероса уцелели только фрагменты.

 

Ж) Литературные тексты

a. Шумерские эпические произведения, подобные былинам. Повествуют главным образом о героических деяниях шумерских царей, в том числе фольклоризованных.

b. «Былины» мифологического содержания, сводные мифологические эпосы («Энума элиш» – эпос о сотворении мира, «Эпос об Атрахасисе», «Эпос об Эрре»);

c. Историко-литературные эпосы («Эпос о Гильгамеше», эпические композиции о великих царях прошлого, прежде всего царях Аккада).

d. Дидактические тексты так называемой литературы мудрости, повествующие о судьбе человека (поэмы о невинных страдальцах, «Диалог господина и раба», вавилонский политический трактат I тыс. до н. э. «Поучение царю»)

e. Сказки и пословицы

 

З) Гимны богам и записи ритуальных текстов дают представление о картине мира и обрядовой практике.

 

Многие письменные источники дошли с существенными повреждениями и не полностью. Огромное количество текстов найдено и сохранено в музейных коллекциях, но еще не введено в научный оборот;

Важные сведения о Месопотамии дают нам источники из других регионов Древнего Востока, особенно Ветхий Завет, надписи Ахеменидов и сохранившиеся исторические сочинения античных авторов – от «Истории» добросовестного Геродота (V в. до н. э.) и «Персидской истории» фальсификатора Ктесия (IV в. до н. э.) до эллинистических компиляций, таких как «Историческая библиотека» Диодора (I в. до н. э.) или мировая история Помпея Трога (I в. до н. э.). Отдельно отметим «Иудейские древности» Иосифа Флавия (I в. до н. э.).

 

И) Хозяйственные документы:

Огромную роль для реконструкции экономики и социальных отношений древности играют хозяйственные документы, в изобилии найденные при раскопках месопотамских городов:

a. Наиболее древние хозяйственны архивы (конец IV тысячелетия до н.э.), содержащие около 1000 глиняных табличек, дошли до нас из Урука и Джемдет-Насра. По содержанию они представляют собой документы хозяйственной отчетности: учет выдачи и поступления продуктов, количества рабов или работников и тд.

b. Храмовые и государственные хозяйственные архивы из Ура и Лагаша (III тыс. днэ)

c. Архив аморейских и ассирийских купцов – сделки, счета, расписки, судебные протоколы и др. Более 10000 табличек было обнаружено при раскопках Кюльтепе («Холм пепла») - Малая Азия. (Каниш)

d. 4000 табличек из Аррапхи. Дают информацию о социально-экономическом устройстве хурритов. (XV – XIV вв. д.н.э.)

e. Царские архивы ассирийских городов (Ашшур) (XII – XI вв. до н.э.)

f. Хозяйственные документы из царских архивов в древних ассирийских городах (например, Ашшур). (конец II тыс. днэ)

g. 10000 документов из Ниппура, Вавилона, Борсиппы, Сиппара, Ура, Урука, в Сирии, Финикии, Иране (I тыс д.н.э). Это храмовые архивы, собрания деловых документов крупных торговых домов, из которых хорошо сохранился найденный в Ниппуре архив «дома Мурашу» (V в. днэ, свыше 800 документов).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: