Развитие религиозного сознания и мировоззрения в Древнем Египте.




Египетский пантеон. Мифология.

Поклонение многочисленным богам, политеизм. Боги делились на местных божеств, почитаемых в каждом крупном селении, и общеегипетских богов, почитаемых по всей стране. Общеегипетскими богами становились божества номового центра, правители которого захватывали трон и основывали династию.

Имя бога - Природное или социальное явление - Номовый центр

1. Ра - Бог Солнца, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону. – Гелиополь

2. Птах - Бог-творец, по слову которого были созданы боги и весь мир. – Мемфис

3. Амон - В последствии «присоединил» себе некоторые функции Ра и стал Амон-Ра. Считался создателем мира,покровителем царской власти. – Фивы

4. Осирис - Умирающая и воскресающая природа, владыка загробного мира, покровитель царской власти.

5. Исида - Богиня мать, сестра и супруга(да-да, инцест дело семейное, здесь не ошибка) Осириса, покровительница супружеской любви и материнства.

6. Хор - Небо и свет, считался защитником фараона, его земным воплощением

7. Тот - Мудрость и счет

8. Сохмет - Могущественная сила

9. Хатхор - Небо, любовь и веселье

10. Хапи – Нил

11. Сиа – Познание

12. Маат - Справедливость и правосудие

Некоторых богов египтяне представляли в виде животных, что тесно связано с развитыми пережитками тотемизма: так, бог Апсис почитался в виде могучего быка, богиня Сохмет в виде львицы, бог Тот – павиана, бог водной пучины Себек – крокодила, богиня Уаджет, олицетворяющая единство Верхнего и Нижнего Египта, в виде змеи кобры. Постепенно тотемизм все больше изживался и образ богов трансформировался: они изображались как люди с головами сокола (боги Ра, Хор), барана (Хнум), головой коровы (Хатхор). Также широкое распространение получили разные символические предметы: божественный глаз у бога Хора, обелиск у Ра. Подобное обилие богов вынуждало жрецов формировать разнообразные системы взаимоотношений между богами:

● Гелиопольская система: сначала существовал единый бог Нун - первобытный водный хаос. Из него появился первый бог Атум, который после стал богом Ра, понимаемый в виде некоего холма, выступающего из водного хаоса. Бог Атум-Ра создает из себя пару богов – Шу (воздух) и Тефнут (влажность), от которых рождается бог земли Геб и богиня неба Нут, которые порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших изначальных богов - божественную девятку(Эннеаду).

● Мемфисская система: прародителем и изначальным божеством был бог Птах, создавший мир, людей и богов в ходе первичного перформативного акта.(слово)

● Выделение семей богов: Осирис, Исида и Хор; Птах, Сохмет и их сын Нефертум; Амон, Мут и их сын Хонсу.

Особую роль играл культ царствующего фараона, который считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, рожденным после священного брака бога-отца с земной матерью правителя. На земле фараон правил как воплощение бога Хора, после смерти отождествлялся с Осирисом. Символическим отражением божественной природы фараона был сфинкс, лицо которого имело физиологическое сходство с лицом правителя.

Религиозная реформа Эхнатона.

По мере укрепление и развития политического строя, начинают появляться идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей. Эти идеи рождались из синкретизма, слияния, нескольких культов. Во времена XVIII династии культ Амона стал включать в себя функции богов Ра и Птаха, а сам он стал восприниматься царем богов. При Эхнатоне, Атон, бог солнечного диска, был объявлен единым и неделимым верховным божеством. Культы иных богов стали рассматриваться как проявление Атона, который не имел ни супруги, ни детей, ни каких-либо божественных родственников, не имел ни человеческого, ни божественного образа, не воплощался в статуях. Это было абстрактное божество. Другие боги потеряли законное право на существование рядом с ним: их имена уничтожились, им не приносились жертвы. Но данная концепция оказалась недостаточно живучей: после смерти Эхнатона культ Атона был отменен.

Организация культа.

Согласно представлению египтян, боги были всемогущественными и грозными. Они создали людей лишь для того, чтобы те прислуживали им, а следовательно, если люди забывали об этом, их ждала жестокая кара. Чтобы обеспечить себе благоволение богов, люди должны были ревностно служить им и заботиться об их содержании: возводить храмы, приносить жертвы, устраивать празднества. Большое место в религии занимал заупокойный культ. Его основой было египетское понимание сущности природы и предназначения человека, которые предопределяли его жизнь. Каждый человек = синтез трех субстанций: его физического тела, его духовного двойника («ка») и его души («ба»). Только совместное существование данных трех субстанций может даровать бессмертие, что приводит к необходимости сохранять физическое тело после биологической смерти человека. Посмертное существование, изначально, воспринималось как продолжение жизни на земле с сохранением «земных» социальных ролей. Стены гробниц расписывались сценами быта для того, чтобы магически перенести все эти действия в загробный мир. Посмертное блаженство, по мнению египтян, можно получить не за «праведную жизнь», а за соблюдение культа. В Новом царстве происходит трансформация заупокойного культа. Стала разрабатываться идея о загробном воздаянии за земные поступки, появилась легенда о загробном суде: взвешивании сердца покойного при боге подземного царства Осирисе и сравнении веса его «души» с весом перышка. Если человек вел праведную жизнь, то он попадал на поля Иалу, где проводил остаток жизни без печалей и боли. Если же он жил не в соответствии с моралью, то его сжирало чудовище. Особенной пышностью отличался заупокойный культ фараона, который выражался в строительстве впечатляющих пирамид. Тем не менее, господство религиозного мировоззрения неокончательно подавляло свободу мысли. До настоящего момента дошли несколько произведений, содержащих сомнения в жреческих поучениях («Беседа разочарованного со своей душой»), сомнения в необходимости заупокойного культа («Песнь арфиста»).

 

 

Развитие религиозного сознания и мировоззрения в Древнем Египте.

III т.л. до н.э.

Погребальная практика. Широкое распространение имела особая консервация тела – мумификация. Также к покойному помещали специальную палетку, на которой разводили косметику для подводки глаз. По гипотезе Р.Б. Либина и А.О. Большакова, это было необходимо для того, чтобы сохранить покойному в том мире самое важное – зрение.

Уже в Раннем царстве внутри гробницах начинает формироваться дифференциация погребений: погребальная камера стала располагаться под землей, а наземные камеры стали предназначаться для хранения утвари и припасов. Жертвоприношение совершались перед заупокойной стелой – изображением покойного с записью его имени, титулов. Позже для данной цели стали использовать статуи, изображавшие погибшего в расцвете сил. Данная статуя изображала «двойника» (ка) умершего человека.

В рельефах широко изображался материальный достаток усопшего, но никогда не изображалась карьера погибшего человека и\или автобиографическая информация.

Важным компонентом гробницы была надпись, фиксирующая факт принесения царем жертв за погибшего.

Наземные гробницы были предназначены для поддержания жизни ка умершего. Египтяне были уверены, что сохранить двойник человека возможно при максимальном сохранении облика человека в статуи и его жизненного пути в надписях на стенах гробницы. Двойник внутри гробницы наделялся способностью «видеть» изображения, а также умением «слышать», а значит воспринимать все приносимые ради него жертвы и совершаемые обряды.

В подземной гробнице прибывала «физическая сущность» умершего ба.

Тексты пирамид.

Пирамида считалась местом, с которого фараон поднимался на небо и становился настоящим богом. До определенного момента список формул, обеспечивающих переход фараона в иной мир, бытовал в устной передаче, но при Унасе (последнем царе V династии) они были зафиксированы на стенах его пирамиды. К настоящему моменту известно около десятка списков «Текстов пирамид». Изначально они были обнаружены в конце XIX века Г.Масперо. Нормативное издание текстов было создано К. Зете уже в XX веке.

Религия и мифология Древнего царства.

В додинастическое время в Тинисе и Иераконопле формируется государственный культ бога неба Хора, который после объединения Египта становится общеегипетским.

При Хуфу вводится общеегипетский культ бога Ра, который нарекается отцом Хора. Вокруг образа Ра начинает формироваться известная Эннеада.

 

Первый переходный период

Глобальные социальные потрясения наложили отпечаток на религиозные представления. Считалось, что именно боги позволили начаться усобицам. В связи с этим, в некоторых текстах начинает звучать идея сомнения в благости божеств: именно в это время создаются «Песни арфиста».

Также начинает развиваться сомнение в том, что цари переходного периода являлись полноценными сакральными правителями. Так, даже имена фараонов очень неохотно употреблялись в надписях гробниц.

Считается, что весь мир впал в «состояние болезни», нарушен закон справедливости маат, что отражается в «Речении Ипувера» и «Пророчестве Неферти».

Для фараонов же, из-за ухудшения экономической ситуации, стало непосильным возводить пирамиды и дорогостоящие гробницы. Следовательно, происходит смещение акцента на взаимодействие с богами после смерти человека, совершении обрядов и жертвоприношений в его честь. Так, в гробницах вельмож начинают появляться формулы о просьбе «проходящего мимо» вспомнить об умершем и попросить богов дать ему хорошую загробную жизнь. Начали появляться «Тексты саркофагов».

Начала активно разрабатываться концепция суда Осириса, но при этом царствоОсириса все еще представляло собой продолжение жизни на земле.

Среднее царство

Восстановление единства Египта повлекло за собой и восстановление сакрального статуса царской власти. Важнейшим памятником, раскрывающим аспекты религии египтян Среднего царства, остаются «Тексты саркофагов». Тем не менее, как только экономическая ситуация достаточно улучшается, знать возвращается к практике создания «двойников». С эпохи Среднего царства наиболее известны гробницы скальных правителей Бенни-Хасана. В оформлении гробниц большее значение начинают принимать росписи, острее ощущается местная специфика. Начинает изображаться загробный мир и населяющие его существа – продолжает совершенствоваться культ Осириса.

Новое Царство. Период религиозной реформы.

Атон как личный бог царя и источник истины.

Бог Атон не имел человеческого облика. В ходе реформы он был провозглашен теперь фараоном Египта, правящим на ряду со своим сыном – «земным фараоном». Верховный бог стал царем мироздания.

Большой акцент делался на исключительной роли царя как сына бога Атона:постулируется наличие особенной сакральной связи между Атоном и фароном, с помощью которой он может напрямую передавать волю верховного божества. Достоверность подобных сообщений не должна была оспариваться даже со стороны жречества.

Начало гонений на традиционные культы

До 1354 года до н.э. все иные религиозные культы продолжали существовать на территории Египта. Первые признаки нетерпимости стали проявляться в 1357 году до н.э., когда на многих старых надписях начинают стирать имя прежнего верховного бога Амона, прекращают ставиться памятники прошлым богам. Прямое преследование иных религиозных культов начинается в 1354 году до н.э., когда появляется запрет на почитание любых богов, кроме Атона.

 

Поздний Египет

Серьезные изменения в религиозных представлениях египтян были связаны с упадком централизованного государства и всей царской власти. До гибели Нового Царства сакральная власть фараонов оставалась сильной, воспринималась опорой всего общества и играла важную роль в мировоззрении египтян. В позднем Египте снижается роль фараона, что перестраивает все мировоззрение.

У Египтян начинают зарождаться сомнения по поводу того, что их текущий правитель реально является «богом на земле». Максимума данное сомнение достигало в той ситуации, если престол занимал иноземный правитель. В связи с этим, получает развитие тенденция переложить ритуальные функции с фараона на кого-то еще. В связи с этим, жречество становится еще более сакральной, закрытой структурой. Также начинает развивается культ почитания животных, которые мыслились воплощением богов.

Культ быка Аписа: считался земным олицетворением ба бога Осириса-Хапи. Считалось, что после смерти быка, ба божества воплощается в ином быке, обладающим особым отличительным знаком (белым пятном особенной формы).

Существовали культы и иных животных: баран в Мендесе, черный бык в Гелиополе, бык Бухис в Гермонте. Начинается почитание домашних животных: в районе Саккара появляется огромное кладбище кошек, шакалов, ибисов и павианов.

Также египтяне начинают с особым трепетом относится к изображению богов, культовой утвари.

Также начинает возникать мысль о совершенстве бога и греховности человека по сравнению с ним (Поучение Аменемопе). Происходит полное разочарование в справедливости миропорядка, что негативно сказывается и на идее загробного суда. Появляется идея о наличии альтернативы между вечным блаженством и вечными страданиями как формами воздаяния за прижизненные деяния.

Середина I тысячелетия до нашей эры

Египетские жрецы занимались систематизацией знаний о богах, созданием религиозных систем и учений.

Развитие культа Амона: Амон начинает восприниматься как универсальное божество, из проявлений которого состоит весь окружающий мир. Разрабатываются многочисленные концепции мироздания, н. космогоническое произведение «Камень Шабаки».

Фиванская космогония «огдоады»: творение мира было четко отделено от предшествующего ему времени, когда существовали четыре пары первоначальных божеств, персонифицирующих первоначальную материю («Океан» – Нун, Наунет), бесконечность пространства (Хух, Хаухет), мрак (Кук, Каукет), нечто «невидимое» (Амон и Амаунет). В первоначальном мире уже существовала материя и было пространство, но отсутствовало условие дифференциации материи на конкретные объекты – воздух.

Подлинное творение начинается со смертью богов восьмерки.

 

18. Источники и историография древней Месопотамии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: