План-модель НОД
Воспитатели должны организовать непрерывную образовательную деятельность (НОД) в соответствии с ГОС ДО – в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Однако педагог часто остается единственной центральной фигурой в ходе образовательной деятельности. Но это указывает и тот факт, что уровень речевой активности детей остается низким даже на занятиях по развитию речи. Причина этого, а немалой степени в том, что воспитатели традиционно используют подобные конспекты НОД, где картина занятия выстроена в мельчайших деталях вплоть до возможных ответов детей. Иногда воспитатель не дает детям высказываться, потому что опасается, что не успеет выполнить то, что задумал. Но ведь цель НОД – развивать детей, а не исполнять задуманный сценарий.
Предлагаю попробовать использовать в работе план-модель НОД. Он дает представление об идее и логике образовательной деятельности, отражает последовательность действий и диалога с детьми, но не ограничивает воспитателя и детей в импровизации, идеях, свободном выборе и общении.
План-модель НОД по объему занимает от 2/3 до 1 страницы. В нем нет познавательного материала, стихотворений, загадок, игр. Их воспитатель берет из картотек и книг, если это необходимо. Такой план воспитателю легче удержать в памяти, чем развернутый конспект или сценарий. Написание такого плана отнимает меньше времени на бумажную работу, что позволяет быстрее подготовиться к образовательной деятельности.
План-модель универсален - его может использовать другой воспитатель: взять идею и развить ее по своему.
План-модель имеет рамочный характер, поэтому он описывает только основные элементы НОД:
|
· Этапы НОД, включая целеполагание;
· Ключевые вопросы;
· Ситуация выбора – элемент партнерского взаимодействия.
Целеполагание. Цель, которую воспитатель ставит перед собой, т.е. это цель образовательной деятельности
Цель НОД должна быть:
Актуальной
(Например, воспитатель организует исследовательскую деятельность с целью расширения представлений детей об объекте или явлении. Но у дошкольников не получается работать совместно: они конфликтуют, не могут договориться. Какой вывод можно сделать? На данном этапе актуальнее в этой группе сформировать навыки бесконфликтного общения. То есть цель НОД – организовать ситуацию, в которой у детей формируются навыки бесконфликтного общение. Современный образовательный процесс в ДОУ должен быть вариативным и гибким. Воспитатель может выстраивать его с учетом особенностей группы и конкретных детей.)
Конкретной
(Цель должна быть одна. Частая ошибка воспитателей – стремление объять не объятное. Ставиться столько целей, что достичь их в отведенный на образовательную деятельность отрезок времени невозможно. Ведь необходимо не только реализовать поставленную цель, но и отслеживать, насколько успешно это получается сделать. Это не значит, что воспитанники развиваются только в одном направлении. Интеграция глубоко проникла в образовательный процесс, и дети развиваются разнонаправленно. Но педагогическая деятельность в ходе НОД станет более эффективной, если воспитатель сосредоточится на одной конкретной цели)
Измеримой
(Воспитатель не сможет измерить достижения 4-5 целей, когда проводит педагогическое наблюдение. Например, у какого количества детей наметился прогресс в овладении умением? Какой уровень самостоятельности проявляют дети, выполняя практические задания? Сколько детей из группы следуют правилам? А определить достигнута ли одна цель, ему под силу)
|
Достижимой и соотноситься с определенным сроком
(Когда воспитатель планирует образовательную деятельность, не нужно ставить стратегические цели. Например, нельзя за 20 минут развить в детях познавательный интерес, но можно создать для этого условия, организовать образовательную ситуацию для развития познавательного интереса. В последующем анализе воспитатель сможет перечислить эти условия и подтвердить, что цель НОД достигнута)
Соотноситься с целью более высокого порядка
(Главный принцип системы планирования – следовать от стратегических целей (целевых ориентиров) к тактическим, от годовых целей к целям на месяц, неделю, конкретным целям и задачам каждой образовательной деятельности)
Задачи НОД должны отражать те шаги, которые планирует предпринять педагог, чтобы достичь поставленной цели. Часто у педагогов задачи – это те же цели, иногда даже шире самой цели, что не логично. Также не верно цели и задачи менять на программное содержание. Педагогическая деятельность не может быть бесцельной.
Если уели и задачи обозначены правильно, они могут дать общее представление о планируемой НОД.
Пример целеполагания НОД Цель: организовать образовательную ситуацию, способствующую развитию навыков бесконфликтного общения в ходе продуктивной деятельности (выполнение аппликации) Задачи: 1. Повторить правила совместной работы; 2. Организовать работу в группах посредством свободного выбора партнеров по деятельности; 3. Побуждать на протяжении всей деятельности соблюдать правила совместной работы; 4. Предоставить возможность обсудить и оценить ход совместной деятельности и взаимодействие в группе. 5. Цели и задачи должны быть взаимосвязаны. Целевой блок показывает, чего хочет добиться воспитатель в ходе НОД. Выполнение аппликации – средство достижения более важной для конкретной группы цели. Эстетический вкус, аккуратность, мелкая моторика так же будут развиваться, но не они – цель данной НОД, поэтому не упоминаются. |
Мотивация. Организация мотивационного этапа так же вызывает у воспитателей затруднения. Об этом можно судить по тому, как однообразны приемы, которые используют воспитатели в конспектах.
|
Педагоги, которые работают с детьми дошкольного возраста, должны изучать методическую литературу, опыт коллег, применять творческий подход к процессу, чтобы вызывать у детей живой отклик, неподдельную заинтересованность, увлечь их различными видами деятельности. Сложно каждый раз придумывать эффектное, мотивирующее и мобилизующее начало, но стремиться к этому нужно. Произвольное внимание в дошкольном возрасте только формируется, и воспитателю нужно постараться, чтобы мотивом участия детей в НОД был их непосредственный интерес, а не указание взрослого.
Для этого необходимо постоянно пополнять копилку мотивационных приемов. Для каждого приема можно придумать условное краткое название, чтобы в плане его подробно не описывать.
Ключевые вопросы. Ключевые вопросы придают общую логику НОД. Это несколько связных между собой вопросов, которые побуждают детей к продуктивному диалогу. Их количество – 4-5, иногда больше. Они заставляют думать, рассуждать, действовать и в итоге приводят к результату.
Вопросы могут быть мотивирующими (побуждающими к действию), направляющими, проблемными, оценочно-рефлексивными.
Чаще всего большинство вопросов, которые задает воспитатель детям, носят репродуктивный характер, т.е. от ребенка требуется вспомнить что-то, воспроизвести то, чему его научили. Такие вопросы тоже нужны. Но на каждом НОД обязательно должны быть и открытые вопросы – такие, которые подразумевают развернутые ответы и их разные варианты. Особенно это важно для старших дошкольников. Чем больше воспитатель будет задавать открытых вопросов, тем интереснее диалог он выстроит с ним.
Формулировки ключевых вопросов должны быть краткими, четкими и понятными. В ходе НОД, если дети не уловили сразу суть вопроса, лучше повторить его несколько раз, обращаясь непосредственно к отдельным воспитанникам, а не переформулировать каждый раз вопрос, запутывая детей. Просто нужно дать им время подумать.
В ходе диалога будет больше вопросов и ответов, мнений, высказываний и рассуждений со стороны воспитателя и детей. Но все их запланировать и прописать невозможно и не нужно, если воспитатель добивается свободного общения.
Совместная работа. На данном этапе, как и на следующем, воспитатель предусматривает ситуацию выбора материалов, вида активности, партнера по деятельности и общению. Даже если он предоставляет ребенку не широкий выбор, а всего лишь два варианта, это позволит дошкольнику самостоятельно принять решение.
Самостоятельная работа детей. Данный этап можно не отражать в плане, если воспитатель не предполагает самостоятельную работу. Это зависит от цели НОД. Но если он планирует ее, то должен обозначить свою роль на данном этапе. Воспитатель может:
· Провести индивидуальную работу с детьми, которым необходима помощь.
· Продолжить диалог со всеми детьми по теме НОД.
· Дать дополнительную информацию.
· Сделать пометки, чтобы потом их внести в индивидуальные карты наблюдений.
Рефлексия – последний и обязательный этап НОД. Формировать рефлексивные навыки как показатели личностного роста детей – важная задача воспитателя.
В конце образовательной деятельности можно и нужно обсуждать:
· Результат – соответствует ли он цели, ожиданиям в начале НОД (он может быть коллективный (У нас получилось?) и индивидуальный (У тебя получилось?));
· Моменты, которые требуют коррекции (Что хотели бы исправить?);
· Содержание (Что узнали? О чем расскажете дома?);
· Способы, последовательность деятельности (Как достигли результата?);
· Взаимодействие в ходе деятельности: внимание к интересам других, взаимовыручка;
· Отношение к происходящему, эмоциональный фон (С каким настроением работали?);
· Перспективы деятельности (Что еще можно сделать? Что хотели бы еще сделать? Узнать? Какой способ выбрали бы в следующий раз?).
Шаблон плана-модели НОД
Этап 1. Мотивация.
Прием, который использует воспитатель.
Этап 2. Постановка цели
Ключевой вопрос (вопросы)
Цель: формулировка должна быть понятна детям
Этап 3. Совместная работа с детьми (открытие новых знаний, поиск способов деятельности)
Ключевой вопрос (вопросы) для диалога с детьми
Ситуация выбора