Текст как основная рабочая единица. Структура телевизионного сюжета
Текст— первооснова любого журналистского материала, будь то репортаж в газету или на сайт, радиосюжет или видеообзор. Именно поэтому сейчас мы с вами вспомним некоторые темы из уроков по русскому языку, но вы увидите, как это работает на практике.
Что такое текст и каковы его характеристики?
Текст (лат. textum – ткань, соединение) является единицей синтаксиса и представляет собой группу предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно.
Другими словами, если речь рассматривать не только как процесс, но и как результат, то именно текст – устный, письменный, мысленный – как раз и будет таким результатом, поскольку содержит в себе самостоятельное законченное сообщение. Из определения также следует, что основными признаками текста являются содержательность, связность и цельность, логичность и лаконичность. Напомним, в чем они проявляются.
1) Содержательность – это наличие в тексте информационной насыщенности, целесообразной с точки зрения замысла произведения.
2) Связность текста находит свое выражение в содержании и в структуре текста, это стройность и последовательность изложения.
3) Цельность проявляется в смысловом единстве.
4) В свою очередь, логичность предполагает следование трем законам логики: тождества, противоречия и достаточного основания. Суть первого в том, что в рамках одного рассуждения предмет мысли остается неизменен, отход от главной темы есть нарушение логики. Второй закон говорит о том, что не могут быть истинными два противоположных положения. Третий требует четкости в аргументации при доказательстве или опровержении какой-либо мысли.
|
5) Также показателем качества текста, его важнейшим признаком считается лаконичность, то есть умение в малой форме передать большое содержание. Одну и ту же мысль можно выразить с помощью простого и сложного предложения. Что предпочесть? Многое диктуют форма, стиль речи, особенности жанров. Например: отличительная особенность книжной письменной речи – употребление сложных предложений. Хотя известны слова Паскаля: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко». Лев Толстой писал: «Короткие мысли тем и хороши, что заставляют думать». С одной стороны, лаконичность предполагает сжатость речи, а с другой – информационную насыщенность, которую следует отличать от избыточности или уметь избегать тавтологии и плеоназмов. В то же время в художественном стиле плеоназм может придать тексту выразительность: «И устарела старина и старым бредит новизна» (А.C. Пушкин).
Чтобы текст соответствовал вышеназванным признакам, а значит тому, что связано с понятием хорошей речи, он должен быть подчинен единой теме, наилучшим образом выражать заложенную в нем идею и отличаться композиционной стройностью.
Напомним, что тема – это то, что лежит в основе речевого произведения, то, о чем говорится в тексте. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. Заглавия могут быть широкими и узкими. («Охрана природы»; «Влияние вредных выбросов в атмосферу»)
Нужно заметить, что не следует приравнивать тему к общему содержанию, поскольку последнее является более широким понятием: оно отражает не только то, о чем говорится в тексте, но и отношение автора к теме. Следует помнить, что тема может содержать микротемы, то есть части общей темы.
|
Подчеркнем, что идея текста (основная мысль) всегда связывается с тем, что хочет сказать автор, это выражение авторского замысла. Идея может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста, но чаще всего ее надо понять из контекста произведения и сформулировать. В случае затруднения обычно рекомендуется произвести смысловое сжатие текста. Как это сделать? Для этого нужно отыскать и выделить в тексте главные, опорные слова, которые являются своеобразным ключом для передачи идеи текста: именно они помогут вам сформулировать основную мысль произведения.
Тема и идея текста предполагают выбор его композиции. Данное слово восходит к латинскому «compositio» – расстановка, составление. Так, под композицией принято понимать определенный порядок следования структурно-содержательных компонентов (частей) текста.
Типы изложения содержания текста:
В зависимости от содержания и внутренней организации различаются три типа изложения содержания и соответствующие им три типа текста: описание, рассуждение, повествование.
1) Описание – это словесное изображение явлений, предметов действительности путем последовательного перечисления их признаков (свойств). Основной вопрос, на который призвано отвечать описание, – это вопрос «какой?» Композиция описания включает: 1. название предмета, 2. изображение деталей, 3. общее впечатление о предмете или явлении. Описание характеризуется статичностью, перечислительной структурой однородных компонентов, перечислительной интонацией.
|
2) Повествование представляет собой рассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности. Такие тексты отвечают на вопрос: «Что произошло?». Композиция обычно состоит из следующих компонентов: 1. экспозиция (часть, предшествующая завязке), 2. завязка (начало действия), 3. развитие действия, 4. кульминация (момент наивысшего напряжения), 5. развязка (конец действия). Это можно наблюдать в развернутых эпических жанрах: повестях, сказках, романах, но если текст-повествование является эпизодом полномасштабного произведения, то в его композиции могут быть представлены не все компоненты. Нарушение последовательности считается серьезной речевой ошибкой в текстах-повествованиях.
3) Рассуждение – это такой порядок изложения мыслей, когда высказывается какое-то утверждение и для доказательства его истинности (либо для его опровержения) приводятся доводы. Тексты-рассуждения отвечают на вопрос: «Почему?». Полная композиционная форма состоит из трех частей: 1. тезис, 2. доказательство и 3. вывод. Рассуждение характеризуется наличием сложных структур, передающих причинно-следственные связи, отношения. Речевой ошибкой считается нарушение логики, ошибочность или недостаточность аргументации.
Поговорим о композиции?
Вполне понятно, что композиция текста в целом, его построение определяется общим замыслом, типом текста и жанрово-стилевыми особенностями. Композиция может быть ступенчатой, когда автор последовательно переходит от одной мысли к другой (параграфы учебника), и концентрической, при этом автор на протяжении всего текста несколько раз возвращается к сказанному, но на новом уровне (лекции).
В основе композиции лежат те или иные конструктивные приемы – способы, в которых заключена логика отношений частей текста. Прокомментируем особенности приемов, которые наиболее часто встречаются в произведениях и которые вы сами могли бы использовать при написании текстов.
1) Если части текста противопоставлены друг другу, значит в композиции использован прием контраста. На этом приеме построено стихотворение Лермонтова «Я не унижусь пред тобою».
2) Дилемма как конструктивный прием тоже достаточно часто встречается в текстах разных жанров. Суть приема состоит в выборе между двумя противоположными положениями (знаменитый монолог Гамлета).
3) Прием вопросно-ответного хода (когда автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или слушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора.
4) Прием обрамления, когда первая и последняя фразы части текста одинаковы или почти одинаковы, способствует большей выразительности текста.
5) Прием перечисления используется для усиления, выделения логических отношений в тексте.
6) Не менее востребован и прием, называемый конкретизацией, суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли.
7) Композиция текста также может быть построена на приеме параллелизма.
8) В некоторых текстах можно наблюдать прием, именуемый парадоксом, построенном на намеренном нарушении логики.
Умелое использование конструктивных приемов делает текст более понятным, убедительным и запоминающимся.