Факторы окружающей среды представляют собой отдельную группу факторов, которые влияют на проявление активности и участия ребенка в повседневной жизни.




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»

Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57

E-mail: centrresurs@gmail.com

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.

Факторы окружающей среды

(информационно-методические материалы)

Екатеринбург

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ)

Факторы окружающей среды

(для детей раннего возраста)

Информационно-методические материалы подготовлены по заказу ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.

Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.

Авторы-составители: Ермолаева Евгения Евгеньевна

 


«Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» - МКФ (International Classification of Functioning, Disability and Health) задает «рамки» для современного понимания построения программ помощи детям с ограничениями жизнедеятельности основываясь на функционировании ребенка в повседневной жизни и его социальном участии.

Анализ функционирования ребенка на основе МКФ-ДП осуществляется в биопсихосоциальной модели. Рисунок ниже показывает соотношение между основными факторами, влияющими на активность и участие ребенка: здоровье, функции и структуры организма, контекстуальные факторы, включающие личностные факторы и факторы окружающей среды. Функционирование ребенка является результатом комплексного взаимовлияния всех элементов этой модели, которые находятся в динамическом взаимодействии друг с другом. Воздействие на один элемент потенциально может изменить другой или другие элементы и состояние системы в целом.

 

Схема 1. «Факторы, влияющие на функционирование ребенка».

Факторы окружающей среды

Факторы окружающей среды представляют собой отдельную группу факторов, которые влияют на проявление активности и участия ребенка в повседневной жизни.

Факторы окружающей среды создают физическую и социальную обстановку в которой постоянно живет и проводит свое время ребенок. Они способствуют развитию ребенка и облегчают его функционирование в повседневной жизни. Недостаточно хорошо организованная и недоступная окружающая среда для ребенка, может стать барьером для его функционирования.

Факторы окружающей среды оказывают большое влияние на жизнь ребенка, их точная и достоверная оценка позволяет найти те ресурсы в окружающей среде, которые станут «платформой» и «фундаментом» для качественного функционирования ребёнка. Оперируя факторами окружающей среды, специалисты могут находить приемы и способы быстро вмешаться в ситуацию и улучшить функционирование ребенка в повседневных жизненных ситуациях, тем самым способствовать улучшению развития ребенка. (например, для ребенка со спинально-мышечной атрофией будет подобрано специальное адаптированное кресло в качестве способа передвижения в пространстве и ребенок будет исследовать и познавать мир не ограничивая себя в движении). Кроме этого, специалисты вместе с родителями могут рассматривать обыденные ситуации с точки зрения потенциальной опасности для состояния ребенка, например, с точки зрения возникновения вторичных осложнений (например, отсутствие туторов ведет к развитию контрактур, деформаций; отсутствие технических средств для коммуникации приводит к вторичным нарушениям социального взаимодействия и др.). Факторы окружающей среды, способствующие функционирование ребенка, принято называть «фасилитаторы», факторы окружающей среды, которые ограничивают функционирование ребенка - «барьеры».

Все факторы окружающей среды можно разделить на 5 больших категорий, которые сгруппированы в МКФ по разделам(доменам).

Рисунок 3. «Факторы окружающей среды, влияющие на функционирование ребенка в повседневной ситуации».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: