МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области
«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»
Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57
E-mail: centrresurs@gmail.com
ВНИМАНИЕ, АУТИЗМ.
Методическое пособие для специалистов
Службы ранней помощи по организации помощи
Детям раннего и дошкольного возраста
С расстройством аутистического спектра и их семьям
Екатеринбург
ВНИМАНИЕ, АУТИЗМ.
Методическое пособие для специалистов
Службы ранней помощи по организации помощи
Детям раннего и дошкольного возраста
С расстройством аутистического спектра и их семьям
Информационно-методические материалы подготовлены по заказу ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.
Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.
Авторы-составители: Самарина Лариса Витальевна, Ермолаева Евгения Евгеньевна, Игрушкина Татьяна Викторовна
Введение
Известно, что число детей с диагнозом «расстройство аутистического спектра» достаточно быстро возросло за последние десятилетия. Средний возраст детей, которым устанавливается диагноз - 4,5 года. При этом мальчики имеют такой диагноз в 5 раз чаще, чем девочки. В целом РАС встречается у детей всех расовых, этнических и социо-экономических групп. При этом, до сих пор остаются открытыми вопросы о причинах возникновения РАС.
В последнее время сделано большое количество исследований, которые говорят о возможности распознавания признаков РАС у совсем маленьких детей. Явные сигналы РАС обычно четко представлены к возрасту 2 года, треть родителей начинает беспокоиться о развитии ребенка уже к концу первого года жизни. Но при этом клинический диагноз у ребенка появляется не ранее 4 лет или даже позже. Однако раннее выявление и получение терапии является крайне важным для успешного роста и развития ребенка.
Кроме этого, после постановки диагноза остро встает вопрос об организации программы помощи детям раннего возраста и организации программы перехода ребенка в образовательное учреждение. Существует большое количество различных методов помощи, однако, зачастую, они не носят системный характер, и специалисты затрудняются в их применении на разных этапах составления и реализации программы вмешательства.
В данный момент важнейшей задачей является развитие системного подхода к организации помощи семьям с детьми раннего возраста с риском попадания в спектр расстройств или с установленным нарушением развития РАС. Данная система включает в себя: систему раннего выявления детей с РАС, систему организации и реализации программы помощи для семей и детей и систему организации перехода ребенка в ДОУ.
Такая система позволяет значительно снизить возраст постановки диагноза, своевременно начать оказывать необходимую помощь для ребенка и семьи, значимо улучшить функционирование ребенка и повысить компетентность родителей.
Методическое пособие позволит читателям:
- Понимать важность раннего выявления признаков РАС у детей раннего возраста и раннего вмешательства.
- Знать основные компоненты организации системной модели ранней помощи.
- Знать диагностические критерии РАС по DSM-5.
- Знать красные флажки РАС у младенцев и тоддлеров.
- Знать различия между скринингом и диагностикой РАС.
- Знать инструменты скрининга на РАС.
- Уметь интерпретировать результаты скрининга и объяснять их родителям.
Выявление детей группы риска, диагностика РАС.
Организация системной модели ранней помощи для семей с детьми с РАС.
Для организации качественной системной модели ранней помощи необходимо, чтобы данная модель включала в себя все обязательные технологические компоненты сопровождения.
Первый этап – раннее выявление детей с РАС, включающее в себя наблюдение за развитием, проведение скринингов развития и проведение процедуры первичного приема в Службе ранней помощи, с целью выявления рисков попадания в спектр аутистических расстройств и включения ребенка в программу раннего вмешательства.
Второй этап – проведение комплексной дифференциальной психолого-медико-педагогической диагностики с целью постановки заключения о наличии или отсутствии у ребенка РАС.
Третий этап (проводится параллельно со вторым этапом) – проведение углубленной оценки развития ключевых навыков с целью построения функциональных целей и задач программы помощи.
Четвертый этап – реализация программы помощи для ребенка и семьи с целью развития функциональных навыков у ребенка и повышения компетентности родителей ребенка с РАС.
Пятый этап – организация выхода ребенка из программы раннего вмешательства и перехода ребенка в образовательное учреждение с целью поддержки ребенка и семьи в образовательном учреждении и обеспечении инклюзивного образования для ребенка.
Далее мы рассмотрим организацию основных этапов системы поддержки семьи ребенка с РАС.