Организация системной модели ранней помощи для семей с детьми с РАС.




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»

Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57

E-mail: centrresurs@gmail.com

ВНИМАНИЕ, АУТИЗМ.

Методическое пособие для специалистов

Службы ранней помощи по организации помощи

Детям раннего и дошкольного возраста

С расстройством аутистического спектра и их семьям

Екатеринбург

ВНИМАНИЕ, АУТИЗМ.

Методическое пособие для специалистов

Службы ранней помощи по организации помощи

Детям раннего и дошкольного возраста

С расстройством аутистического спектра и их семьям

 

Информационно-методические материалы подготовлены по заказу ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.

Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.

 

Авторы-составители: Самарина Лариса Витальевна, Ермолаева Евгения Евгеньевна, Игрушкина Татьяна Викторовна

 

Введение

 

Известно, что число детей с диагнозом «расстройство аутистического спектра» достаточно быстро возросло за последние десятилетия. Средний возраст детей, которым устанавливается диагноз - 4,5 года. При этом мальчики имеют такой диагноз в 5 раз чаще, чем девочки. В целом РАС встречается у детей всех расовых, этнических и социо-экономических групп. При этом, до сих пор остаются открытыми вопросы о причинах возникновения РАС.

В последнее время сделано большое количество исследований, которые говорят о возможности распознавания признаков РАС у совсем маленьких детей. Явные сигналы РАС обычно четко представлены к возрасту 2 года, треть родителей начинает беспокоиться о развитии ребенка уже к концу первого года жизни. Но при этом клинический диагноз у ребенка появляется не ранее 4 лет или даже позже. Однако раннее выявление и получение терапии является крайне важным для успешного роста и развития ребенка.

Кроме этого, после постановки диагноза остро встает вопрос об организации программы помощи детям раннего возраста и организации программы перехода ребенка в образовательное учреждение. Существует большое количество различных методов помощи, однако, зачастую, они не носят системный характер, и специалисты затрудняются в их применении на разных этапах составления и реализации программы вмешательства.

В данный момент важнейшей задачей является развитие системного подхода к организации помощи семьям с детьми раннего возраста с риском попадания в спектр расстройств или с установленным нарушением развития РАС. Данная система включает в себя: систему раннего выявления детей с РАС, систему организации и реализации программы помощи для семей и детей и систему организации перехода ребенка в ДОУ.

Такая система позволяет значительно снизить возраст постановки диагноза, своевременно начать оказывать необходимую помощь для ребенка и семьи, значимо улучшить функционирование ребенка и повысить компетентность родителей.

Методическое пособие позволит читателям:

- Понимать важность раннего выявления признаков РАС у детей раннего возраста и раннего вмешательства.

- Знать основные компоненты организации системной модели ранней помощи.

- Знать диагностические критерии РАС по DSM-5.

- Знать красные флажки РАС у младенцев и тоддлеров.

- Знать различия между скринингом и диагностикой РАС.

- Знать инструменты скрининга на РАС.

- Уметь интерпретировать результаты скрининга и объяснять их родителям.

 


Выявление детей группы риска, диагностика РАС.

Организация системной модели ранней помощи для семей с детьми с РАС.

Для организации качественной системной модели ранней помощи необходимо, чтобы данная модель включала в себя все обязательные технологические компоненты сопровождения.

 

Первый этап – раннее выявление детей с РАС, включающее в себя наблюдение за развитием, проведение скринингов развития и проведение процедуры первичного приема в Службе ранней помощи, с целью выявления рисков попадания в спектр аутистических расстройств и включения ребенка в программу раннего вмешательства.

Второй этап – проведение комплексной дифференциальной психолого-медико-педагогической диагностики с целью постановки заключения о наличии или отсутствии у ребенка РАС.

Третий этап (проводится параллельно со вторым этапом) – проведение углубленной оценки развития ключевых навыков с целью построения функциональных целей и задач программы помощи.

Четвертый этап – реализация программы помощи для ребенка и семьи с целью развития функциональных навыков у ребенка и повышения компетентности родителей ребенка с РАС.

Пятый этап – организация выхода ребенка из программы раннего вмешательства и перехода ребенка в образовательное учреждение с целью поддержки ребенка и семьи в образовательном учреждении и обеспечении инклюзивного образования для ребенка.

 

Далее мы рассмотрим организацию основных этапов системы поддержки семьи ребенка с РАС.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: