Важность раннего выявления РАС.
Выделяют несколько потенциальных результатов от раннего выявления РАС:
- Результаты для семьи.
- Выбор подходящего вмешательства.
- Снижение стоимости обучения ребенка в будущем.
Результаты для семьи.
Максимально ранее и быстрое диагностирование РАС у ребенка дает семьям ответы на вопросы об атипичном развитии их ребенка. Это позволяет им начать получать знания о РАС, понимать, как оно влияет на ребенка. Это позволяет родителям прекратить беспокоиться о непонятном для них явлении и мобилизоваться, чтобы узнать больше о путях помощи ребенку, начать вырабатывать план действий. Разработка планов помощи ребенку облегчает у родителей тот неприятный опыт, который они получили во время диагностического процесса.
Результаты для маленьких детей с РАС.
Важнейшим результатом раннего выявления является то, что это позволяет вовремя выбрать подходящие стратегии помощи ребенку. Дети с РАС учатся иначе, чем дети с другими нарушениями развития и, поэтому важно понимать, что дети с РАС будут учиться быстрее, когда их обучают точно подобранным способом, используют подход, который основан на понимании их сильных сторон и стиле обучения. Большое количество исследований подтверждает, что дети с РАС, которые получают интенсивное и специализированное обучение максимально рано, показывают лучшее развитие по сравнению с детьми, которые его не начинают получать рано. Некоторые из этих исследований говорят об улучшении умственного и речевого развития детей с РАС, лучшего функционирования и лучших результатов в начальной школе, если они получают интенсивное и специализированное вмешательство в возрасте до 3-х лет.
|
Для диагностики РАС разработаны различные методы, в основу которых положены данные критерии, и задачей диагностического процесса является выявить и описать различные формы поведения ребенка, которые соответствуют диагностическим критериям. Но для того, чтобы семьям и ребенок пришли на диагностическую процедуру, необходимо выявить детей группы риска, идентифицируя у них тревожные сигналы.
Ранние сигналы РАС.
Достаточно много исследований проводится для описания первых самых ранних сигналов РАС и возраста, в котором они становятся тревожными сигналами.
Исследования первых сигналов РАС основываются на:
- отчетах родителей о первых годах жизни их детей
- анализе домашних видео детей, впоследствии получивших диагноз РАС
- также анализировались видео маленьких детей, имевших изначальные маркера риска РАС, такие как, плохой результат по скринингу, или они были братьями/сестрами ребенка с РАС.
Следующие сигналы могут свидетельствовать о риске РАС.
В первый год жизни - снижение навыков:
- отзываться на свое имя
- дружественно смотреть в лицо
Такие несоциальные сигналы, как: вращение предметов, длительное и необычное зрительное исследование. При этом поиск физического контакта, неучастие в социальных играх, частый негативный эмоциональный ответ не дифференцируют группу детей с РАС в 12 месяцев.
Во второй год жизни - снижение навыков:
- указывания, которое означает просьбу
- указывания, чтобы разделить с другим (например, чтобы показать интересное)
|
- ответа на имя,
- совместного внимания и совместной игры,
- имитации,
- социальной улыбки,
- социального интереса,
- социально-ориентированного поведения.
Есть предположение, что сенсорная ненормальность и ограниченный репертуар игр могут также быть ранними индикаторами РАС. Еще одним ранним сигналом является регресс в развитии или потеря навыков (языковые, социальные, игровое поведение).
Обобщая результаты исследований ученые и практики составили список признаков, которые могут свидетельствовать о риске наличия или развития у ребенка раннего возраста РАС. Данный список получил название «Красные флажки РАС» и может применяться для раннего выявления детей с риском РАС.
Красные флажки РАС.
- Нет указательного жеста к 1 году: малыш использует его, чтобы попросить предмет или привлечь внимание, или спросить «что это?»
- Нет лепета к 1 году: малыш говорит звуки ба-ба, да-да, па-па, он должен смотреть на кого-то пока лепечет и играть в «перекличку» - повторять звуки лепета за взрослым поочереди
- Не показывает предметы взрослому: как будто говорит «посмотри на это»
- Не использует жесты: к 1 году малыш не поднимает ручки, чтобы его взяли на руки; не машет «пока-пока», «нет», качая головой
- Не разделяет удовольствие с другим человеком: малыш не получает удовольствия от взаимодействия с другим человеком, редко улыбается и смеется, когда играет с мамой
- Повторяющиеся действия или движения (перебирание пальцев, раскачивание)
- Нет или очень короткий контакт «глаза в глаза» во время игры и коммуникации с мамой/папой
- Не следует за указательным жестом взрослого: к 1 году малыш не смотрит в том направлении, куда указывает взрослый
- Проявляет больший интерес к предметам, чем к людям
- Ограниченно играет с игрушками: малыш любит ограниченное количество игрушек, играет с частями игрушек (крутит колеса у машины)
- Не копирует действия или звуки, которые делает взрослый
- Не отвечает, когда зовут по имени
Для детей в возрасте 18-24 месяца:
- Потери слов, навыков или социальных связей (характерно не для всех детей с РАС, лишь 20-50% родителей отмечают подобные потери).
На основе материалов сайта https://www.hanen.org/helpful-info/articles/early-signs-of-autism.aspx