Технологии раннего выявления детей с риском РАС, межведомственное и междисциплинарное взаимодействие на этапе выявления и первичной оценки.




 

Важность раннего выявления РАС.

Выделяют несколько потенциальных результатов от раннего выявления РАС:

- Результаты для семьи.

- Выбор подходящего вмешательства.

- Снижение стоимости обучения ребенка в будущем.

 

Результаты для семьи.

Максимально ранее и быстрое диагностирование РАС у ребенка дает семьям ответы на вопросы об атипичном развитии их ребенка. Это позволяет им начать получать знания о РАС, понимать, как оно влияет на ребенка. Это позволяет родителям прекратить беспокоиться о непонятном для них явлении и мобилизоваться, чтобы узнать больше о путях помощи ребенку, начать вырабатывать план действий. Разработка планов помощи ребенку облегчает у родителей тот неприятный опыт, который они получили во время диагностического процесса.

 

Результаты для маленьких детей с РАС.

Важнейшим результатом раннего выявления является то, что это позволяет вовремя выбрать подходящие стратегии помощи ребенку. Дети с РАС учатся иначе, чем дети с другими нарушениями развития и, поэтому важно понимать, что дети с РАС будут учиться быстрее, когда их обучают точно подобранным способом, используют подход, который основан на понимании их сильных сторон и стиле обучения. Большое количество исследований подтверждает, что дети с РАС, которые получают интенсивное и специализированное обучение максимально рано, показывают лучшее развитие по сравнению с детьми, которые его не начинают получать рано. Некоторые из этих исследований говорят об улучшении умственного и речевого развития детей с РАС, лучшего функционирования и лучших результатов в начальной школе, если они получают интенсивное и специализированное вмешательство в возрасте до 3-х лет.

 

Для диагностики РАС разработаны различные методы, в основу которых положены данные критерии, и задачей диагностического процесса является выявить и описать различные формы поведения ребенка, которые соответствуют диагностическим критериям. Но для того, чтобы семьям и ребенок пришли на диагностическую процедуру, необходимо выявить детей группы риска, идентифицируя у них тревожные сигналы.

Ранние сигналы РАС.

Достаточно много исследований проводится для описания первых самых ранних сигналов РАС и возраста, в котором они становятся тревожными сигналами.

 

Исследования первых сигналов РАС основываются на:

- отчетах родителей о первых годах жизни их детей

- анализе домашних видео детей, впоследствии получивших диагноз РАС

- также анализировались видео маленьких детей, имевших изначальные маркера риска РАС, такие как, плохой результат по скринингу, или они были братьями/сестрами ребенка с РАС.

Следующие сигналы могут свидетельствовать о риске РАС.

 

В первый год жизни - снижение навыков:

- отзываться на свое имя

- дружественно смотреть в лицо

Такие несоциальные сигналы, как: вращение предметов, длительное и необычное зрительное исследование. При этом поиск физического контакта, неучастие в социальных играх, частый негативный эмоциональный ответ не дифференцируют группу детей с РАС в 12 месяцев.

 

Во второй год жизни - снижение навыков:

- указывания, которое означает просьбу

- указывания, чтобы разделить с другим (например, чтобы показать интересное)

- ответа на имя,

- совместного внимания и совместной игры,

- имитации,

- социальной улыбки,

- социального интереса,

- социально-ориентированного поведения.

Есть предположение, что сенсорная ненормальность и ограниченный репертуар игр могут также быть ранними индикаторами РАС. Еще одним ранним сигналом является регресс в развитии или потеря навыков (языковые, социальные, игровое поведение).

Обобщая результаты исследований ученые и практики составили список признаков, которые могут свидетельствовать о риске наличия или развития у ребенка раннего возраста РАС. Данный список получил название «Красные флажки РАС» и может применяться для раннего выявления детей с риском РАС.

 

Красные флажки РАС.

 

- Нет указательного жеста к 1 году: малыш использует его, чтобы попросить предмет или привлечь внимание, или спросить «что это?»

- Нет лепета к 1 году: малыш говорит звуки ба-ба, да-да, па-па, он должен смотреть на кого-то пока лепечет и играть в «перекличку» - повторять звуки лепета за взрослым поочереди

- Не показывает предметы взрослому: как будто говорит «посмотри на это»

- Не использует жесты: к 1 году малыш не поднимает ручки, чтобы его взяли на руки; не машет «пока-пока», «нет», качая головой

- Не разделяет удовольствие с другим человеком: малыш не получает удовольствия от взаимодействия с другим человеком, редко улыбается и смеется, когда играет с мамой

- Повторяющиеся действия или движения (перебирание пальцев, раскачивание)

- Нет или очень короткий контакт «глаза в глаза» во время игры и коммуникации с мамой/папой

- Не следует за указательным жестом взрослого: к 1 году малыш не смотрит в том направлении, куда указывает взрослый

- Проявляет больший интерес к предметам, чем к людям

- Ограниченно играет с игрушками: малыш любит ограниченное количество игрушек, играет с частями игрушек (крутит колеса у машины)

- Не копирует действия или звуки, которые делает взрослый

- Не отвечает, когда зовут по имени

Для детей в возрасте 18-24 месяца:

- Потери слов, навыков или социальных связей (характерно не для всех детей с РАС, лишь 20-50% родителей отмечают подобные потери).

 

На основе материалов сайта https://www.hanen.org/helpful-info/articles/early-signs-of-autism.aspx




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: