Практика - это материальная, чувствнно предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразов прир и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движ силу развития челов общества и познания. Под пр прежде всего разумеют не только и не столько деят отдельного чел, сколько совокупную деят, опыт всего человечества в его исторразвитии.. Какпо содерж так и по форме практика носит общ характер. Совр практика есть р-т всемирной истории. Практика включает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на кот направлена деятельность, средства достиж цели и р-т деятельности. Общ практика находится в диалект единстве с познавательной деятельностью, с теорией. По отнош к познанию она выполн. троякую роль. Во-первых, явл источником, основой познанияч, его движ силой, дает ему необход фактический материал. Во-вторых, практ явл способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. Конечной целью познан являются незнания сами по себе, а практ преобразование действит для удовлетворения матер и духовных потребностей общества. В-третьих, практ служит критерием истинности рез познания. История познания свидетельствует о том, что вслед за применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соотв области теории. Естеств и обществ науки, выходя на арену практ применения, создают механизм обратной связи между теорией и практикой. Этот мех позволяет осущ взаимокорректировку теорет и практ деятельноси, кот и обеспечивает практике ее функцию быть критерием истины. Тесное взаимоувязывание теор и практ, четкость действия мех обратной связи особенно ощутимы на соврем этапе развития общества.
|
Для правильного понимания практики необходимо ее представить как нечто объективное в отличие от субъективного, понятого как нечто психическое, просто человеческое. Если вывести человеческую практику (практическую деятельность) из сферы материальных отношений и их законов, то неизбежна ее субъективизация в указанном смысле.
Иногда противопоставление практической деятельности объективному естественноисторическому процессу доводится до того. что ее относят на сторону процессов и явлений, не имеющих объективного характера. Объективное в этом случае выступает как закономерный, естественноисторичсский процесс, существующий вне и независимо от сознания человека, а практика как активная сознательная деятельность людей, преследующих свои цели, оставляется по эту сторону объективного процесса, причисляется к субъективно-психическому.
Из такого противопоставления следует, что ни материально-производственная деятельность людей, ни их социально-историческая практика не являются объективными процессами, не входят в структуру объективного общественного бытия. В структуру объективного включается только нечто мертвое, овеществленное (если даже речь идет о производительном труде): географическая среда, средства общественного производства, обезличенный экономический базис, материализованные продукты культуры и т.п.
Дальнейшим шагом в субъективизации практической деятельности выступает обычно ее превращение в некий центральный фактор, а в субъективизации объективных процессов, производственных отношений - их превращение в среду или внешние условия, в которых протекает человеческая деятельность. При этом объективное и субъективное ставятся в отношение "нерасторжимого единства", в котором вес происходящее в жизни общества может осуществляться только проходя предварительно через сознание.
|
Основными формами практической деятельности человека являются:
Вопрос 71
1) общественно-производственная деятельность (промышленное и сельскохозяйственное производство, торговля и сервис, деятельность на транспорте и связи, в ресурсодобывающей сфере и т.д.); 2) изготовление продуктов потребления; 3) социально-политическая деятельность: государственная, партийная, профсоюзная, деятельность в сфере социальной защиты граждан, формирования гражданского общества и т.п.;
4) научно-экспериментаторская деятельность, связанная с намеренным изменением объекта исследования или созданием новых объектов с использованием научных знаний, методик и технологий; 5) семейно-бытовая деятельность; 6) духовная деятельность человека: по видам духовной жизни общества и человека.
Вопрос 70
К тому же нужно видеть и учитывать неодинаковую дистанцию разных отраслей знания от практики: связь технических наук с производственной практикой самая непосредственная, фундаментальных наук - более отдаленная, опосредованная.
Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т.к. всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Практическая деятельность относительна и по той причине, что ограничена объективными возможностями практической деятельности (наличным уровнем развития материального производства, возможностями самого человека и т.д.), преодоление этой ограниченности связано с выходом за пределы объективного опыта в сферу субъективного – например, фантазию.
|
Выделяют следующие функции: 1) Базисная функция (т.е. практика — основа познания), 2) Детерминирующая (обуславливать) функция практики. Практика — это движущая сила познания и она детерминирует переход от чувственно-эмпирического познания к теоретическому, 3) Критериальная функция практики. Практика выступает критерием истины. Маркс (“Тезисы о Фейербахе”): “Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления”, 4) Целеполагающая функция. Практические задачи всегда, в конечном счете, определяют развитие общества. Ленин: “Практика выше теоретического познания, ибо она обладает достоинством не только всеобщности, но и непосредственной действительности”. Соотношение практики и опыта. Практика — это сама деятельность человека по изменению мира, а опыт — это знания, получаемые из деятельности.