Анализ процесса по отношению к типовым требованиям




Любой процесс организации можно анализировать С точки зрения удовлет­ворения некоторым требованиям. В настоящее время в мире нет специализи­рованных стандартов, регламентирующих требования к бизнес-процессам. Практически единственным документом, предъявляющим определенные тре­бования к организации процесса, является МС ИСО 9001:2000. Предлагаемая ниже структура требований к организации процесса разработана нами с уче­том этих требований.

МС ИСО 9001:2000 рекомендует использовать цикл PDCA (Plan-Do-Check-Act) Деминга для организации системы постоянного улучшения процесса. Мы считаем, что применение данного цикла также является обязательным требова­нием, которое необходимо предъявлять к процессам.

Кроме этого, процесс должен включать известную схему управления по от­клонениям: «планирование процесса — выполнение процесса — учет — конт­роль — принятие решений».


Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов 211

Итак, типовой процесс должен, на наш взгляд, удовлетворять следующим группам требовании:

• регламентация всех состаапяюших процесса в соответствии с требования
ми МС ИСО 9001:2000;

• использование цикла постоянного улучшения процесса PDCA.
Требования к организации процесса, учитывающие положения международ­
ного стандарта, представлены в табл. 3.17.

Таблица 3.17 Требования к типовому процессу

 

№ п.п. Требования к типовому процессу
1. Требования квладельцу процесса
1.1. Должен существовать один владелец процесса
1.2. Полномочия и ответственность владельца процесса должны быть четко определены
1.3. Не должно быть пересечений полномочий и ответственности с другими руководителями организации
2.Границы процесса
2.1. Границы процесса должны быть четко определены (по функциям и ответственности руководителей) и зафиксированы документально
2.2. Границы функциональных подразделений процесса должны быть четко определены
3. Регламентирующие документы
3.1. Должно существовать действующее описание процесса вцелом
3.2. Должны существовать действующие положения о подразделениях
3.3. Должны существовать действующие должностные инструкции
3.4. Должны существовать действующие методики (внутренние стандарты)
3.5. Должна функционировать система актуализации документации
3.6. Процесс должен соответствовать существующим законодательным актам и нормативным документам, регламентирующим выполнение процесса
4. Выходы процесса
4.1. Выходы процесса должны быть четко определены
4.2. Пользователи каждого выхода процесса должны быть четко определены, потребности пользователей оформлены документально
4.3. Должны существовать спецификации, содержащие требования на каждый выход процесса
4.4. Каждый выход должен быть закреплен за ответственным исполнителем
4.5. Должна функционировать система контроля качества выходов процесса
5. Входы процесса
5.1. Входы должны быть четко определены

Более подробная таблица для оценки процесса приведена в главе 4.


212__________________________ ВВ. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управл ению

Таблица 3.17 (окончание)

 

№ п.п. Требования к типовому процессу
5.2. Поставщики каждого входа процесса должны быть четко определены, требования к поставщикам — специфицированы
5.3. Должны существовать спецификации, содержащие требования на каждый вход процесса
5.4. Каждый вход должен быть закреплен за ответственным исполнителем
5.5. Должна существовать система входного контроля качества
6. Ресурсы
6.1. Ресурсы должны быть четко определены
6.2. Должны существовать спецификации, содержащие требования к каждому ресурсу
6.3. Каждый ресурс должен быть закреплен за ответственным исполнителем (материально ответственным лицом)
7. Показатели процесса
7.1. Показатели эффективности процесса должны быть определены и постоянно использоваться на практике
7.2. Должны быть определены и использоваться показатели услуг процесса
7.3. Должна существовать система сбора и использования данных удовлетворенности клиентов процесса

При проведении анализа процесса необходимо собрать информацию в соот­ветствии с требованиями, приведенными в табл. 3.17. Выполнение такой рабо­ты может быть целесообразным при осуществлении проекта реорганизации про­цессов на предприятии.

Процесс должен быть подвергнут анализу на наличие цикла PDCA. Напом­ним, что цикл PDCA создается «вокруг» процесса, как показано на рис. 3.52.


Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов 213

Назначение функций цикла постоянного улучшения процесса показано в табл. 3.18.

Таблица 3.18 Описание цикла PDCA

 

№ п.п. Функциицикла PDCA Описание
  Планирование процесса Группа функций по планированию: - показателей эффективности процесса; - показателей продукта
  Анализ процесса Группа функций по анализу: - показателей эффективности процесса; - показателей продукта; - данных удовлетворенности клиентов процесса
  Улучшение процесса Группа функций по улучшению процесса за счет изменения: - регламентирующих документов процесса; - персонала; - инфраструктуры

Более подробно информация по внедрению цикла PDCA приведена в главе 4.

Процесс должен быть подвергнут анализу с точки зрения наличия цикла управления по отклонениям. Это цикл включает пять групп функций процесса, назначение которых показано в табл. 3.19.

Таблица 3.19 Функции цикла управления

 

№ п.п. Функции цикла управления Описание
  Планирование Группа функций по технико-экономическому и финансовому планированию выполнения работ по процессу
  Выполнение Группа функций по выполнению процесса (примеры: подготовка документа, производство продукции и т.д.)
  Учет Группа функций по регистрации фактической информации по выполнению процесса
  Контроль Группа функций по контролю выполнения плановых показателей деятельности (в сравнении с фактическими)
  Принятие решений Группа функций по подготовке и принятию управленческих решений на основании данных по отклонениям от плановых показателей деятельности

Схема цикла управления по отклонениям приведена на рис. 3.53.

Если в результате анализа выясняется, что процесс удовлетворяет всем ука­занным выше трем группам требований, то организацию процесса можно счи­тать удовлетворительной. Дальнейшая работа по улучшению такого процесса будет заключаться в анализе и улучшения его показателей.


       
 
   
 

214 ВВ. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: