Рабочая программа внеурочной деятельности
«Идущие вместе»
(направление: социальное, духовно-нравственное)
Категория обучающихся 8-9 класс
Общее количество часов – 12 ч.
Автор- составитель программы: Гончаренко И.В.
заместитель директора по воспитательной работе
С. Новотроицкое 2020г.
Пояснительная записка
Актуальность
Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать общественные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.[1]
Для того чтобы воспитать такого человека, необходимо предоставить возможность школьникам попробовать себя в социально-значимой деятельности. Педагогическими условиями для этого являются детские общественные организации, объединения. Главная идея программы организовать объединение обучающихся (ученическое сообщество), умеющих проявлять заботу друг о друге, своей семье, школе, селе.
Использование и реализация предложенных форм работы в рамках программы благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться гражданские качества, культура межличностных взаимоотношений.
Данная программа может быть использована в работе классных руководителей, старших вожатых, социальных педагогов.
Условия реализации: занятия проходят во внеурочное время, или в каникулярное время (профильная смена)
Курс рассчитан на 12 часов.
Возраст – 14– 16 лет.
Особенности построения содержания курса: занятия направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, акций, десантов
Цель программы:
Активация обучающихся на добровольческую деятельность, развитие их самостоятельной познавательной деятельности по профилактике вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Задачи:
1. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
2. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий,
тематических выступлений, конкурсов и др.)
3. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
4. Возродить идею шефства, как средства распространения волонтерского движения.
5. Активизировать работу школы с окружающим социумом.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
· формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные и предметные:
· умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
· обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
· умении организовывать волонтёрскую деятельность;
· способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Ожидаемые результаты
· Обучающиеся будут знать:
· историю волонтерского движения в России и в мире;
· права и обязанности волонтеров,
· основные направления деятельности волонтерских отрядов,
· основные формы работы волонтеров,
· Обучающиеся будут уметь:
· организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
· проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
· проводить профилактическую работу в школьном учреждении;
· аргументировано отстаивать свою позицию;
· адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
· издавать агитационную печатную и видео продукцию;
· формировать собственное портфолио;
· принимать общечеловеческие ценности.
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся
· Активность участия.
· Умение спланировать работу.
· Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе
· Самостоятельность
4.Тематическое планирование
№ п/п | № в теме | Наименование разделов, темы занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Создание волонтерского отряда (1ч.) | ||||
Права и обязанности волонтеров. | ||||
Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (2ч.) | ||||
2. | 1. | Тренинг «Познаю себя» | ||
3. | 2. | Тренинг «Мое отношение к миру» | ||
Учимся работать с документами. (1ч.) | ||||
4. | 1. | Создание печатной продукции для проведения мероприятий. | ||
Участие в акциях и конкурсах. (4ч.) | ||||
5. | 1. | Подвижные игры для младших школьников (правила проведения «динамической перемены» | ||
2. | Правила проведения «динамической перемены» | |||
Акция «Спаси дерево». Сбор макулатуры | ||||
День волонтера. Праздничный концерт | ||||
Пропаганда здорового образа жизни. (4ч.) | ||||
1. | Безопасность школьников в сети интернет, подготовка и вручение буклетов школьникам. | |||
10. | 2. | Вредные привычки - беседа для 1-4 классов с показом презентации, вручение буклетов. | ||
11. | 3. | «Мы – за ЗОЖ!» - выступление агитбригады | ||
4. | «Мама, папа, я – спортивная семья!» - спортивное мероприятие |
Содержание курса внеурочной деятельности
Наименование раздела | Формы организации и виды деятельности |
Раздел 1. Создание волонтерского отряда | Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров.Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят идею волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. |
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). | Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям. |
Раздел 3. Учимся работать с документами | Обучающиеся научатся создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры учатся оформлять личное портфолио. |
Раздел 4. Участие в акциях и конкурсах. | Учащиеся разрабатывают акции и мероприятия различных направлений, с привлечением родительской общественности,социума; организуют «активные перемены». Участвуют в Конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности. |
Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни. | Пропаганда законов РФ касательно здравоохранения;пропаганда базовых знаний медицины и гигиены, ведения активного образа жизни, Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах |
Литература
1. Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников
2.Примерные программы внеурочной деятельности, под редакцией В.А..Горского, М. Просвещение 2010
«Школьная республика» автор В.В.Гаврина;
Интернет-ресурсы:
1. Практическое руководство для начинающих волонтеров:
https://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82
2."Библиотека волонтера" форум: www.charite.org.ua
3.https://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319