Реконструкция мировоззрения древних евреев по текстам Танаха.




Пророческое движение в древней Палестине

Главный мотив всех ветхозаветных пророческих речений — это страстный призыв к признанию Яхве единственным богом, к полному отказу от поклонения другим богам.

Поэтому в пророческих речениях так часто ставился вопрос о значении выполнения религиозных обрядов и этических норм в отношениях между человеком и богом.

nровозглашение единобожия и признание относительной «автономности» человека, подчеркивание значимости этических норм и резкий протест против социальной несправедливости, антигородская установка и идеализация родо-племеппого уклада, но также жесткая непримиримость и суровая нетерпимость пророков к инаковерующим наложили свой отпечаток на весь Ветхий завет и оказали огромное влияние на последующее развитие мысли древности и средних веков, в том числе и мысли оппозиционной, «еретической» и даже революционной.

есмотря на разновременность ветхозаветных пророческих книг, в них можно выделить идеи, характерные для всего пророческого движения. В отличие от жрецов остального древнего мира, чаще всего «пророчествовавших» в ответ на конкретный запрос, большинство ветхозаветных пророков выступали с речами по собственной инициативе.

В Ветхом завете упоминаются многочисленные пророки, создавшие обширную литературу, из которой сохранились лишь осколки — несколько десятков цитат из утраченных речений и 15 целых пророческих книг в Ветхом завете.

История еврейского народа в конце II – I тыс. до н.э.

Период «объединённого царства» (XI—X вв. до н. э.| 80 лет)

Правление Саула (ок. 1029—1005 гг. до н. э.)Правление Давида

На рубеже 2-1 тыс. возникает Израильское царство Давида. Давид, помазанный на царство, когда ещё был пастухом, стал знаменитейшим царём Израиля и родоначальником длинной линии царей иудейских почти до конца политического существования народа.

Правление Соломона

Эпоха Первого Храма (IX—VII вв. до н. э.| ~ З50 лет) В X веке до н. э. царём Соломоном был построен Храм ( Бейт а-микдаш, «Дом Святости») в Иерусалиме. На протяжении многих веков создаётся Танах (еврейскоеСвященное Писание)..

Иудейское царство при господстве Ассирии и Вавилонии (720—586 гг. до н. э.)Иудейское царство, остававшееся более верным истинной религии и закону Моисея и имевшее в Иерусалимском храме могучий оплот против внешних разлагающих влияний, продержалось дольше Израильского; но оно тоже не избегло роковой участи. В 586 вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели цвет его населения вВавилон (Вавилонское пленение).

Вавилонское пленение (586—537 гг. до н. э.) он послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди народов языческих, так как с этого именно времени начался тот великий процесс иудейского рассеяния, который имел столь громадное значение для подготовления языческого мира к христианству. Спустя 70 лет в силу указа великодушного Кира Персидского, сломившего могущество Вавилона, иудеи получили возможность возвратиться на свою землю и построить новый Храм в Иерусалиме.

Эпоха Второго Храма (VI в. до н. э.—I в. н. э.) Развитие своеобразной еврейской культуры на базе древней традиции и под влиянием эллинистического мира. Формирование библейского канона. Возникновение еврейской диаспоры, связанной с Иерусалимом и еврейским населением в Земле Израиля.

Иудея под персидским владычеством (537—332 гг. до н. э.)С падением Нововавилонского царства (539) и возникновением Персидской империи, включившей в свои пределы все важнейшие центры древнего мира — в Месопотамии, Малой Азии и Египте, — часть евреев возвратилась в Иудею, где ими был восстановлен Храм и возрождён религиозный центр в Иерусалиме


44. библия как исторический источник.

Библию можно рассматривать как исторический источник ил как боговдохновенный, сакральный текст. Как исторический источник – когда возникает историческая наука.

Значение: о древности из библии и произведений греческих авторов.

События: Вавилонский (месопотамский плен), израильское и иудейское царства. Но есть большое количество античных документов, поскольку библия писалась позже. Процесс нескончаемый в мировоззренческом плане, ценности.

Библейская критика (научный анализ текста). Цель – разрушить сакральность текста Билии и придать научное значение.

1. Бенедикт(Барух) Спиноза (17 век, Амстердам).

Написал богословско - политический трактат: критике подвергалось пятикнижие. (Методы&Теории, созданные при анализе Пятикнижия). Подвергалось сомнению то, что был один автор (Моисей) и сакральные тексты. данный текст создавался не тогда и не тем человеком.

Моисей – мифологический персонаж; текст был написан на основе рукописей редактором, но швы совмещения остались и требуют изучения. Спинозу исключили из еврейской общины.

2. Документальная теория.

Жан Астрюк: библейский текст (Пятикнижие) состоит из 2 документов J и E – эсхолист и яхвиист. В тори есть фрагменты, где бог называется разными именами →2 документа, пока не появился редактор и не склеил чивы – 1 и 2 главы бытия.

В 19 веке Юлиус Вельгауз выделяет еще 2 документа. Жреческий кодекс (P) и Второзаконие (D) – 7 в. До н.э. царь Иосий и его реформы.

Спорит о датировке и имени бога.

 

 

реконструкция мировоззрения древних евреев по текстам Танаха.

Все евреи из клана Иуды. Реформа Иеровоама. Евреи из 10 колен вернулись у язычеству, будучи уведенными на другую территорию перестали быть евреями. Апостол Павел – реформа, связанная с отменой ограничений на еду. Позволило сохраниться в условиях изгнания. Христианские традиции базируются на библейском ветхом завете.: 1) спеунфина – ярко выраженный монотеизм. Повлиял на ход мировой истории. 2) особое место и роль человека. Ничего в мире нет равного человеку, кроме Бога, человек – венец творения. Ставят человека в центр вселенной, идея свободной воли. Взаимоотношения человека с богом носят конфликтный характер. Комплекс идей: монотеизма, антропоцентризма, каждый человек воспринимается как отдельная личность. Идея богоизбранный народ. Нет лучше народа чем евреи. Зачем Богу евреи? Амос – одних вас я избрал из народов земли и поэтому взыщу за вами беззакония. С точки зрения евреев первый храм разрушен за идолопоклонство. Еврейский монотеизм носит этический характер (10 заповедей), потоп за разврат, гордыня за преступления друг против друга. Строя вавилонскую башню преследовали цель добраться до Бога. За грехи против друг друга – смерть. За преступление против бога – разделение на различные языки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: