Четвертое размышление: Об истине и лжи




Вопрос 22.

Рене Декарт «Размышления о первой философии»

Первое размышление: О том, что может быть подвергнуто сомнению

Чтобы продвигаться в познании вещей, Декарт пробует:
1) Оставить все предубеждения
2) Найти основания, на которых можно всё построить
3) Выявить причину заблуждений
4) Ясно и отчётливо всё рассмотреть
Чтобы достичь первого, второго и третьего, Декарт высказывает универсальное сомнение: он начинает сомневаться во многих вещах.
1. Чувство
"Все, что я до сих пор принимал за самое истинное, было воспринято мною или от чувств, или через посредство чувств; а между тем я иногда замечал, что они нас обманывают..."
По мысли Декарта, не следует доверять тому, что хотя бы один раз обмануло.
2. Состояние мышления
По мысли Декарта, сон и бодрствование ничем не различаются.
«...как часто виделась мне во время ночного покоя привычная картина – будто я сижу здесь, перед камином, одетый в халат, в то время как я раздетый лежал в постели! Правда, сейчас я бодрствующим взором вглядываюсь в свою рукопись, голова моя, которой я произвожу движения, не затуманена сном, руку свою я протягиваю с осознанным намерением – спящему человеку все это не случается ощущать столь отчетливо. Но на самом деле я припоминаю, что подобные же обманчивые мысли в иное время приходили мне в голову и во сне; когда я вдумываюсь в это внимательнее, то ясно вижу, что сон никогда не может быть отличен от бодрствования с помощью верных признаков; мысль эта повергает меня в оцепенение, и именно это состояние почти укрепляет меня в представлении, будто я сплю.»

3. Универсальные понятия и истины арифметики и геометрии.
Философ задаётся вопросом: «...поскольку я иногда считаю, что другие люди заблуждаются в вещах, которые, как они считают, они знают в совершенстве, то не устроил ли Бог так, что я совершаю ошибку всякий раз, когда прибавляю к двум три или складываю стороны квадрата либо Произвожу какое-нибудь иное легчайшее мысленное действие?». Декарт в связи с этим допускает, что его создатель - некий злой дух, ведь обманываться или заблуждаться есть некоторое несовершенство и чем менее могущественного автора своего возникновения он будет себе приписывать, тем более вероятным будет то, что он настолько несовершенен, чтобы всегда обманываться.
Декарт заключает, что знания, которые ранее казались ему прозрачными истинами, сомнительны до тех пор, пока он не установит своего творца.

 

4. Собственное существование
1) Он не может быть причиной самого себя, ибо в этом случае он наделил бы себя всеми совершенствами, присущими Богу, и был бы самим Богом.
2) Родители не могли быть его создателями, поскольку они не могут ни создать его, как res cogitans (вещь мыслящую), ни сохранить его
3) Его могла сотворить только одна причина, а не их множество. Декарт заключает, что в нем есть идея Бога как самого совершенного существа.
Из акта своего существования и из того, что в нем есть идея Бога как самого совершенного существа, Декарт делает вывод, что все это очевидным образом демонстрирует существование Бога. Поэтому своё начало Декарт берёт именно от Бога.

 

Второе размышление: О природе человеческого ума: о том, что ум легче познать, нежели тело

Разум отделён от познания. Его проще познать, чем тело (оно делится, а ум нет;

С помощью чувств он замечает телесные вещи. Познание надо осуществлять разумом, а не чувствами. Разум – действие мышления. «Я есть мыслящая вещь…

Эксперимент с кусочком воска. Описывает все его свойства, потом подносит к пламени свечи, и все свойства исчезают. «Если воск существует, то…»
Виды сознания:
1. Восприятие (когда я думаю, что воспринимаю что-то)
2. Воление- воля (когда я думаю, что я желаю что-то)
Знание имеет 2 стороны:
1. Содержательный момент знания (любые содержания познания)
2. Формальный момент (самосознание)


"Усомниться можно во всём, но только не в том, что я сомневаюсь. Сомнение – акт мысли, значит я мыслю. Но я не мог бы мыслить, если бы не существовал". Декарт приходит к умозаключению: "Даже если я во всем ошибаюсь и не могу отличить реальность от иллюзии, тем не менее, сам факт наличия сознания и в этом случае несомненен". Так, формулируется знаменитый постулат Декарта "Cogito ergo sum" («Я мыслю, следовательно, я существую"). Эту истину Декарт принимает за первый искомый им принцип философии. Этот принцип делает "сознание более достоверным, чем материю, и мой ум (для меня) более достоверен, чем ум других"

Четвертое размышление: Об истине и лжи

По Декарту, свобода – это свобода воли и выбора. Она безгранична, в отличие от слабого интеллекта, который нам дал бог. Интеллект слабый, потому что мы сомневаемся, заблуждаемся.

Декарт выводит причины, по которым человек заблуждается:
1) "Поскольку я оказываюсь созданным таким образом, что являюсь как бы чем-то средним между Богом и небытием... во мне нет ничего, что приводило бы меня к заблуждению и обману, однако, поскольку я некоторым образом причастен также небытию... неудивительно, что я заблуждаюсь.
2) "...Мне случается заблуждаться потому, что способность истинного суждения, которую он (Бог) мне даровал, не является во мне бесконечной..."
3) "...Существует, быть может, множество вещей, идей которых у меня попросту нет... потому что не могу привести ни одного аргумента, который бы доказывал, что Бог обязан был даровать мне большую способность познания, чем он дал мне в действительности..."
4) "Поскольку воля обширнее интеллекта, я не удерживаю ее в тех же границах, что и интеллект, но простираю ее также на вещи, которых не понимаю; когда она безразлична к этим вещам, она легко отклоняется от истины и добра, и таким образом я допускаю ошибки и погрешности..."

Вопрос 26



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: