Для того чтобы требования заказчика были выполнены, необходимо задокументировать все работы, процессы и подпроцессы. Иначе эти действия будут носить случайный характер и давать непрогнозируемый результат.
По нашему мнению, большим недостатком МС ИСО 9000 был и остается термин «документация системы качества» (по версии 1994 г.) и «документация системы менеджмента качества — СМ К» (по версии 2000 г.). Наличие этого термина очень часто воспринимается в реальных организациях как необходимость разработки дополнительной системы документации — «документация системы менеджмента качества». Такая терминология вводит в заблуждение руководителей и персонал. На самом деле в организации должна быть единая система документации, часть из которой может быть использована при проведении аудита СМК как доказательство выполнения требований МС ИСО 9001:2000.
Все попытки создать отдельную документацию СМК приводили к тому, что требования этой документации воспринимались отдельно от реальных процессов и продукции и, соответственно, считались необязательными для исполнения. СМК, оформленная таким образом, оставалась только на бумаге, иногда даже проходила сертификацию, но пользы организации не приносила, а только дискредитировала идеи СМК.
К сожалению, есть немало примеров, когда деятельность организации была направлена на достижение «бумажных результатов», поэтому одной из главнейших задач при проведении реинжиниринга процессов и бизнес-процессов организации является возвращение доверия к документации, придание ей законодательной силы.
Для этого при разработке, проверке и утверждении документации необходимо соблюдать следующие правила.
|
Правило I. Каждый документ следует рассматривать с точки зрения его максимальной полезности и оптимальных трудозатрат на его создание и исполне-
Глава 4 Практика внедрения процессного подхода к управлению 267
ние. Содержание документа, регламентирующего какую-либо деятельность, должно быть достаточным и понятным для исполнителя. Создавая документ, необходимо отчетливо представлять себе ответы на следующие вопросы:
• Что улучшает этот документ'
• Для чего он нужен?
• Кто является его ЗАКАЗЧИКОМ и будет его принимать?
• Кто является его ИСПОЛНИТЕЛЕМ и как он будет работать в соответ
ствии с этим документом?
Пример 4.9. В Должностной инструкции водителя-экспедитора вместо описания порядка его действий при получении товара, транспортировании и сдаче на склад была написана фраза: «Водитель-экспедитор обязан выполнять требования «Инструкции по бухгалтерскому учету». Какой водитель в состоянии извлечь из этой инструкции несколько строк, посвященных порядку сдачи-приемки товара? Руководитель отдела закупок облегчил себе жизнь, но перевел эту Должностную инструкцию в разряд невыполнимых пустых бумажек. Результат — водитель-экспедитор будет принимать и сдавать товары без накладных и/или сертификатов (паспортов и т.д.). т.е. как ему удобнее, а не так. как это необходимо для организации.
Правило 2. Система документов должна быть построена оптимальным образом, чтобы исключить возможности:
а) неоднозначного толкования содержания документов и взаимодействия
исполнителей;
б) отсутствия необходимых документов на рабочих местах;
|
в) несогласованности в текстах смежных документов;
г) незнания персоналом своих действий в штатной и нештатных ситуациях.
Правило 3. Критерий правильности документа, регламентирующего любую
деятельность, — документ можно использовать для обучения вновь принятых сотрудников без дополнительных пояснений. Если новый сотрудник, имеющий начальную профессиональную подготовку, после прочтения документа способен выполнять данную работу, значит, и документ, и сотрудник соответствуют предъявленным требованиям. Если же нет, то от одного из них нужно отказываться: или от сотрудника, или от документа.
Правило 4. Запрещается утверждение, выпуск и использование документации, не согласованной с соисполнителями (подразделениями в лице их руководителей). Все разногласия при разработке и выпуске документации должны быть сняты путем переговоров на этапе согласования. В ином случае смежное подразделение не будет его исполнять, а если все-таки будет, то «максимально неэффективным образом», т.е. тихо саботируя.
Для этого в организации должен быть установлен порядок разработки, согласования, утверждения, рассылки, ознакомления, ведения и аннулирования документации, обеспечивающий максимально эффективное ее использование.
268________________________________ В В Репин, В. Г. Елиферов. Процессный подход к управлению