Формирование компьютерной зависимости у подростков и молодых людей




 

У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании (лудомании) [28, с. 78]. Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь – это недуг, который формируется постепенно. Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром.

Компьютерная зависимость у подростков более серьезная, чем в детском возрасте. С возрастом подростки осваивают очень быстро игры, инструкции к ним, умеют скачивать их с Интернета разные программы. Признаки компьютерной зависимости у подростков такие же, как и у детей, но немного усугубляются переходным возрастом: подросток более раздражителен и родители зачастую уже сами не в силах справиться.

Какие же формы может принять Интернет-зависимость?

1. Порнозависимость – самая распространенная, хотя и относительно безопасная аддикция. Порнозапросы до сих пор лидируют в поисковиках, 70% взрослых мужчин и 38% женщин время от времени просматривают страницы непристойного содержания. С одной стороны, интерес к изображениям половых органов и актов любви был свойственен человечеству издревле, с другой – живому человеку трудно конкурировать с извращенными фантазиями.

2. Киберсексуальная зависимость. Более опасна, чем увлечение порнографией – виртуальный партнер не пахнет несвежими подмышками, не заставляет мыть посуду и не возражает против смелых эротических экспериментов. «Идеал» быстро замещает образ реального супруга, приводит к конфликтам в семье, охлаждению и разводу. Вариант «киберсекса» - романы по переписке, в которых собеседникам важна не столько эротическая, сколько эмоциональная составляющая.

3. Зависимость от социальных сетей. Это – бич интравертов, одиноких и закомплексованных людей. Общение в киберпространстве создает иллюзию дружбы, семьи, позволяет человеку изобразить себя каким угодно – молодым, красивым, богатым и т.д. Естественно, что соцсети довольно быстро становятся интересней реальной жизни со всеми вытекающими отсюда последствиями.

4. СМС-зависимость, она же зависимость от чатов и мессенджеров. Это потребность в обмене моментальными сообщениями, создающая чувство безопасности, востребованности, унимающая тревожность.

5. Зависимость от веб-серфинга. Беспорядочный, хаотичный поиск разнообразной информации в сети сродни телемании и переключению каналов телевизора – человек «забивает» мозг ненужными сведениями, чтобы отвлечься от насущных проблем [30, с. 36].

6. Геймомания, зависимость от компьютерных игр – самая опасная, особенно для подростков и молодых людей. Неоднократно азартные игроки кончали с собой из-за проигрыша, засиживались до инфаркта или истощения перед экраном, убивали в реальной жизни виртуального противника.

7. Игромания с элементами реальности – зависимость от интернет-казино, аукционов, бирж и азартных игр, обычно совмещенная с навязчивым желанием обогатиться. Сюда же можно отнести шопоманию – зависимость от неконтролируемых покупок он-лайн.

 

Основные типы компьютерной зависимости

  • Зависимость от Интернета (сетеголизм)
  • Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция)

Сетеголизм

Сетеголиками (зависимость от Интернета) проявляются бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. Это неряшливые, неуравновешенные люди, которые наплевательски к близким[12, с. 146]..

Есть некоторые признаки сетеголика:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего сеанса он-лайн;
  • увеличение времени, проводимого он-лайн;
  • увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Кибераддикция

Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:
I. Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности).
II. Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).

Признаки компьютерной зависимости:

  • Значительное улучшение настроения от работы за компьютером,
  • Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере,
  • Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам,
  • Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере,
  • Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера,
  • Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера,
  • При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике,
  • Отказ от общения с друзьями.

Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:

  • нарушение зрения,
  • снижение иммунитета,
  • головные боли,
  • повышенная утомляемость,
  • бессонница,
  • боли в спине,
  • туннельный синдром (боли в запястье).

У детей и подростков наблюдаются четыре степени компьютерной зависимости[27, с. 25]..

1. Подросток проводит за компьютером менее 7 часов в неделю, его деятельность в сети разнообразна, он охотно рассказывает, чем занят. Сам выключает компьютер, «отлучение» от Интернета и необходимость прерваться (для уроков, разговора и т.д.) воспринимает спокойно, проблем со сном и аппетитом нет. Учеба в норме, одевается как всегда, в комнате порядок.

2. Подросток находится за компьютером до 15 часов в неделю, деятельность разнообразна, но однонаправлена (игры, соцсети и т.д.), рассказывает не обо всем. Компьютер выключает после напоминания, необходимость прерваться воспринимает по-разному, в том числе и негативно. Иногда объедается у компьютера или забывает поесть, изредка бывают ночные кошмары. Учеба в норме, может неаккуратно одеться, захламить комнату.

3. Подросток пребывает за компьютером до 22 часов в неделю, деятельность узконаправлена (3-4 чата, соцсети или игры), неохотно рассказывает о ней. Компьютер выключает после нескольких напоминаний, перерывы воспринимает негативно. Аппетит заметно снижен или повышен, сон нарушен – спит то мало, то много, кричит и мечется во сне. Учеба страдает, одежда часто неаккуратна, в комнате беспорядок. Несколько меняется круг общения и интересы.

4. Подросток засиживается за компьютером более 3-х часов в день, ежедневно, не отрываясь, предпочитая 1-2 игры или соцсети или беспорядочный серфинг. Компьютер старается не выключать вообще, постоянно проверяет почту и мессенджеры, на просьбы прерваться или рассказать, чем занят, реагирует агрессивно. Аппетит и сон сильно нарушены, успеваемость сильно упала, одежда и комната в беспорядке, круг общения и интересы сменились.

Первая-вторая стадия почти не требуют вмешательства – это естественный интерес, необходимый для жизни в современном мире. Достаточно разговаривать с детьми об их увлечениях и ненавязчиво отслеживать, чем они заняты, о чем пишут в социальных сетях, во что играют. Хороший способ поднять родительский авторитет – обыграть ребенка в его игру или поддержать флэшмоб в социальной сети.

Третья стадия свидетельствует о необходимости серьёзного вмешательства, консультаций с психологом. Надо «выдернуть электрод», обеспечив ребенку полноценную жизнь в реальности – сильные впечатления, дружную компанию, полезное занятие. Пусть лазает по веревочным лестницам и скалодромам, учится фехтовать или ездить верхом, играет в КВН, в крайнем случае использует компьютерные навыки для дизайна или написания программ. Договоритесь об ограничении времени за компьютером с правом раз в неделю или раз в месяц наиграться вволю.

Четвертая стадия, к сожалению, без вмешательства профессионалов может окончиться печально. Для определения степени тяжести заболевания, объема вмешательства и лечения, обратитесь к тем специалистам, к которым вас направит школьный психолог, врач из поликлиники или частной клиники[14, с. 96].

 

 

ВЫВОД: При грамотном подходе и контроле Интернет – прекрасный обучающий элемент, инструмент для наблюдения за развитием и проблемными зонами молодежи. Но без контроля ситуация легко скатывается в хаос. У подростков Интернет-зависимость формируется быстрее, чем у взрослых. Психика молодежи податливей, виртуальный мир быстро становится для ребенка более комфортным, чем реальность, в которой надо слушаться родителей, ходить в школу и подчиняться скучным правилам. Если упустить момент, вытащить сына или дочь из киберпространства без помощи психологов или даже психиатров окажется невозможно.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: