ПРИЧИНЫ, ПОВОД И НАЧАЛО ВОССТАНИЯ




Билет № 1

1. Общественная организация первобытного общества.

2. Определите причины и повод национально-освободительного движения 1916 года.

3. Проанализируйте решение Тауке хана, направленное на: А) превращение Совета биев в важнейший орган управления с совещательными функциями; В) Расширение прав биев в судебном производстве.

 

 

1. 1)верховная власть принадлежала общему собранию членов общины,мужчины и жен-щины обладали равными правами голоса;

 

2) внутри общины не было аппарата͵ осуществляющего управление на профессиональ-ной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;

 

3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;

 

4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть.

 

Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе - ϶ᴛᴏ выборность, сме-няемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила последовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов вс ех членов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом.

 

 

ПРИЧИНЫ, ПОВОД И НАЧАЛО ВОССТАНИЯ

 

В 1916 г. администрация готовилась к изъятию новых земель для колонистов. Шла «добровольная» вербовка батраков-казахов для работы в кулацких хозяйствах,напредприятиях. «Само существование казахской нации стало острой проблемой», - писал в

 

1913 г. А.Байтурсынов.

 

Основным фактором, толкнувшим к восстанию, стало национальное и социальноеугнетение. Набор жигитов-казахов на тыловые работы стал поводом к восстанию.

 

Согласно царскому указу от 25 июня 1916 г. мужское трудоспособное население в возрасте от 19 до 43 лет подлежало набору «для работ по обустройству оборонительныхсооружений в районе действующей армии». Правительство хотело освободить часть русских солдат от тыловых работ, заменив их «реквизированными инородцами» - более покорной и дешевой рабочей силой. Предполагалась реквизиция более 500 тыс. жигитов из Туркестана и Степного края.

23 августа 1916 г.секретным приказом генерал-губернатора А.Куропаткина былиосвобождены от набора должностные лица волостных, сельских и аульных управлений; нижние полицейские чины; имамы, муллы; счетоводы и бухгалтеры; «туземцы», занимающие должности в правительственных учреждениях, пользующиеся правами дворян и потомственных почетных граждан.

Царизму удалось отколоть от общенационального движения «туземную» администрацию, часть байства и мусульманского духовенства, освободив их и их сыновейот мобилизации. На стороне царского указа оказалась часть баев, колониальная местная администрация – волостные управители, аульные старшины.

В ответ на царский указ стихийно, почти одновременно восстали народы Казахстана и Туркестана. Повстанцы уничтожали списки молодежи призывного возраста, нападали на байские аулы, уничтожали долговые и налоговые расписки, документы на продажу земли, громили волостные правления, аулы волостных управителей.

Восставший народ первым делом восстановил традиционные доколониальныеинституты государственного управления. Повсеместно избирались ханы из представителей степной аристократии. В Чурубай-Нуринской волости ханом был провозглашен Нурлан Кияшев, Карачагской - Оспан Чонов. В Жайылмысской волости Верненского уезда - Бекболат Ашекеев. Была воссоздана структура власти: елбеги - глава администрации, жасакшы - судейская коллегия, казнашы - казначейство, сардарбек -командующий повстанческой армией.

 

3. После смерти Жангира ханская власть перешла к его сыну Тауке (1680-1715 гг.).Таукестремился покончить с раздробленностью страны, создать сильное централизованноегосударство. Он проводил реформу, направленную на укрепление ханской власти. В целях укрепления своей власти он стал опираться на биев, чем ослабил роль султанов. Он придавал особое значение поднятию авторитета ханского совета и совета биев. Судебной властью были облечены только хан и бии. В совете при хане решающий голос при-надлежал биям. Бии повсеместно превратились в исполнительную власть. При поддержке биев хан Тауке вел борьбу со степной аристократией.

Хан Тауке превратил совет биев в важнейший орган управления с совещательными функциями, были значительно расширены права биев в судебном производстве. Вскоре совет биев стал постоянным учреждением при хане, в задачи которого входило решение важнейших вопросов внешней и внутренней политики ханства. Решения совета биев име-ли обязательную силу, даже хан не мог их отменить.

Ханская власть Тауке укрепилась в Присырдарье и столицей государства стал Туркестан.

Все спорные вопросы между родами и племенами решались на совете биев.

Хан Тауке сумел объединить под своей властью все три жуза. Ему удалось присоединить значительную часть родов кыргызов и каракалпаков, которыми он правил через их биев. Внешняя политика Тауке была направлена на создание союза казахов, кыргызов и каракалпаков перед лицом джунгарского нашествия. Тауке стремился поддерживать мирные отношения с Бухарским ханством.

Тауке особое внимание уделял укреплению государства. Для этого при участии наиболее влиятельных биев трех жузов: Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз)был разработан свод законов«Жеты-Жаргы».В его основубыли положены сформировавшиеся при прежних ханах правовые нормы «Касым ханнын каска жолы» («Проторенный путь хана Касыма») и «Есим ханнын ecкi жолы» («Исконный путь хана Есима»).

 

 

Билет № 2

1. Общественные отношения в эпоху палеолита.

2. Определите, почему восстание 1916 года приобрело общенародный характер.

3. Оцените историческое значение курултая 1711 года в Каракумах.

 

1. У различных племен и народов появление определенных форм труда и общественной жизни происходило в разные периоды. Вместе с тем для всех первобытных обществ характерно наличие ряда общих черт. Хозяйство первобытнообщинного строя характеризуется следующими признаками:

- основная форма хозяйственной практики – присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек лишь пользовался природными ресурсами, не производя материальных благ;

- основа производственных отношений – коллективная, общинная собственность на орудия труда и средства производства;

- низкий уровень развития производительных сил и медленное их совершенствование;

- низким темпом развития общества;

- уравнительное распределение, социальное равенство;

- отсутствие эксплуатации, классов и государства.

II. Особенности Хозяйственной деятельности в эпоху палеолита Самый длительныйпериод – палеолит (3 млн. – 12 тыс. лет до н.э.). Первыми формами хозяйственной деятельности человека были охота, рыболовство и собирательство. Археологические находки позволяют судить о приемах и объектах охоты. На первых порах она носила загонный, специализированный характер. Последнее связано с преобладанием определенного вида животных, например оленей, слонов, мамонтов и т.д. Практиковались коллективные приемы охоты. Копье было главным орудием охотников. Собирательство дополняло скудный рацион первобытного человека питательными злаками и кореньями.

Важнейшей чертой, отличающей человека от животного, является умение изготавливать орудия труда. Считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн. лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Такими орудиями можно было срезать ветку, снять шкуру убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень. Их набор был невелик. Человек, изготавливающий эти орудия, получил название «человек умелый» (homo habilis).

Около 1 млн. лет назад появился новый вид предчеловека – питекантроп

(обезьяночеловек). Это существо напоминало еще животных, было покрыто шерстью, имело низкий лоб и сильно выдающиеся вперед надбровные дуги. Но размер его мозга был уже довольно большим, приближаясь к размеру мозга современного человека.

Питекантроп научился делать различные орудия труда из камня – рубило правильной формы, скребки, резцы. Ими можно было рубить, резать, строгать, копать, убивать животных, снимать шкуры, разделывать туши. Со временем количество орудий возрастало. Уже в раннем палеолите (3 млн. лет – 200 тыс. лет до н.э.) некоторые археологи выделяют набор орудий с 30 – 40 функциями. В эпоху среднего палеолита (200


– 40 тыс. лет до н.э.) появились треугольные, пластинчатые и заостренные остроконечники, рубила, копья.

Развитие трудовых навыков, способность мыслить, планировать свою деятельность позволили людям приспособиться к жизни в разных климатических условиях. Они жили в холодных областях Северного Китая и Европы, в тропиках острова Ява, пустынях Африки. Во время существования питекантропа начался ледниковый период.

Суровый климат научил человека использовать природный огонь, а затем и добывать его. Огонь согревал первобытных людей, защищал от зверей, помогал охотиться. На огне начали готовить пищу, которую прежде ели сырой. Использование жареной и вареной пищи способствовало физиологическим изменениям человека.

Около 250 тыс. лет назад питекантроп уступил место древней разновидности «человека разумного» (homo sapiens) – неандертальцу. Он уже мало отличался от современного человека, хотя был грубо сложен, имел низкий лоб и скошенный подбородок.

Когда 35 – 10 тысячелетий тому назад закончилось таяние ледника, установился климат, близкий к современному. Использование огня для приготовления пищи, дальнейшее развитие орудий труда, а также первые попытки упорядочения отношений между полами существенно изменили физический тип человека. Именно к тому времени завершился процесс антропогенеза превращения предчеловека в «человека разумного». Люди, вытеснившие неандертальцев 40 – 30 тыс. лет назад, уже не имели черт, придававших их предшественникам несколько звероподобный облик. Тогда же, очевидно в результате приспособления к природной среде, сформировались существующие и поныне европеоидная, негроидная и монголоидная расы. Люди заселили все континенты, проникнув в Австралию и Америку.

Основным занятием людей оставалась охота. Ее эффективность в этот период повысилась благодаря появлению копьеметалки. Широко использовались ловушки, западни, ямы, ловчие изгороди, сети. При помощи гарпунов, сетей, примитивных рыболовных крючков они ловили рыбу.

Высокого уровня достигла техника изготовления каменных орудий. Многие из них делались из пластин правильной формы, которые отделяли, «отжимали» от ядрищ призматической формы. Пластины разных размеров подвергали дополнительной обработке, притупляя края или снимая с помощью костяного либо деревянного инструмента с поверхности тонкие чешуйки. Самым пригодным камнем для изготовления орудий был кремень, часто встречающийся в природе. Его ножевидные пластины имели такие острые края, что ими можно было бриться. Использовали и другие легко раскалывающиеся, но твердые минералы. Орудия были предстаплены разного рода скребками, наконечниками, двусторонними рубилами, режущими инструментами. Появились каменные зернотерки, песты для растирания зерна, орехов и кореньев, вкладышевые орудия, кремневые наконечники.

Дальнейшее развитие получила обработка кости. Ученые иногда называют конец палеолита «костяным веком». Среди археологических находок имеются кинжалы, наконечники копий, гарпуны, иглы с ушком, шилья и т.п. Костяные изделия украшали резьбой – орнаментом или изображениями животных, что, как полагали, придавало им особую силу. Всего сегодня известно около 150 типов каменных и 20 типов костяных орудий эпохи палеолита.

Обнаружены следы первых долговременных поселений. В них люди жили от нескольких месяцев до сотен лет. Жилищем служили землянки, шалаши, переносные шатры–чумы. Найдены остатки украшений, позволяющие воспроизвести одежду того времени.

В эпоху позднего палеолита на смену первобытному строю пришла родовая община, объединявшая людей одного рода. Она имела коллективную собственность и вела хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда и простой кооперации труда. Мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий, а женщины – собирательством, приготовлением пищи, поддержанием огня, воспитанием детей.

До появления парного брака родство устанавливалось по материнской линии. Женщина в этот период играла ведущую роль в хозяйстве. Таким образом, первой ступенью родового строя был матриархат, который продолжался до времени распространения металла.

В конце палеолита произошла «зоологическая катастрофа». Резко сократилась численность крупных млекопитающих животных, а некоторые виды полностью исчезли. Это привело к значительному уменьшению численности населения и стимулировало, по-видимому, изменения в хозяйственной жизни.

2. В 1916 г. рост классового и национального угнетения, ненависти к войне становился повсеместным. Война ускорила процесс вызревания общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявлений которого стало национально-освободительное восстание 1916 г., охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии. Главными причинами восстания явились факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и других коренных народов региона, резкое ухудшение положения широких масс в связи с войной. Непосредственным поводом к восстанию был царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации в армию на тыловые работы «инородческого» мужского населения Казахстана, Средней Азии и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет, реквизированных планировалось использовать для работ по устройству оборонительных сооружений и путей военных сообщений в районедействующей армии. В начале июля почти во всех регионах Казахстана начались стихийные выступления, вскоре переросшие в вооруженное восстание. Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: появились его крупные очаги в Тургае и Семиречье во главе с признанными лидерами А. Имановым, А. Джангильдиным, Т. Бокиным, Б. Ашекеевым, У. Саурыковым, Ж. Мамбетовым и др.Восстание охватило весь Казахстан и переросло в национально-освободительное движение, направленное против военно-колонизаторской и широкомасштабной русификаторской политики царизмаи в определенной степени — против феодально-байской верхушки аула. Вместе с тем выступление было направлено против империалистической войны, приведшей к кризису народного хозяйства и крайней степени обнищания народа. В Главной целью восстания 1916 г. являлось национальное и политическое освобождение, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского народа за свободу и независимость. Основной движущей силой восстания были широкие слои национального крестьянства — шаруа, а также представители нарождавше-гося рабочего класса, ремесленники. В целом национально-освободительное движение 1916 г. в Казахстане было мононациональным, за исключением его южных областей (Семиречья и Сырдарьинской области), где наряду с казаками в восстании участвовали уйгуры, узбеки, киргизы, дунгане и представители некоторых других народов.

3. Курултай в Каракумах.

В начале XVIII в. набеги джунгар на казахские земли приобрели угрожающий масштаб. В связи с этим представители всех жузов были вынуждены встретиться и обсудить it дан дальнейших действий. Курултай состоялся в 1710 г. в Каракумах на территории, принадлежащей роду каракесек.

На севере и северо-западе Аральского моря Каракумы граничат с горами Улытау. Здесь и произошла встреча казахских султанов, биев и предводителей родов.

На этом курултае особую роль сыграл хан Тауке. Он и раньше был известен как мудрый правитель, крупный организатор и выдающийся дипломат. Особенно сведущ он был в казахско-джунгарских отношениях, превосходно знал стратегию и тактику борьбы против джунгарских завоевателей, лично участвовал в нескольких сражениях с ними. Султаны Каип и Абулхаир тоже внесли ценные предложения по обсуждаемым вопросам, поддержанные большинством участников курултая. Известные батыры Богенбай, Жаныбек Шакшакулы, Есет выступили за объединение родовых ополчений, до сих пор защищавших территории своих родов, в единое ополчение всех трех жузов. Основным на курултае был вопрос о взаимоотношениях с Джунгарским ханством. Мнения разделились. Одни, ссылаясь на военное превосходство джунгар и в целях сохранения народа, предлагали подчиниться им и стать их вассалами. Многие начали склоняться к этому мнению. В этот решающий момент вперед вышел Богенбай батыр и, вынув меч из ножен, бросил его к ногам старейшин. "Мы должны отомстить врагу. Победа или смерть! Лучше умереть в бою, чем видеть слезы наших отцов и матерей, жен и сестер, слезы наших детей", — сказал он. После слов батыра было принято решение до последней капли крови сражаться против захватников. Был составлен новый план сражений. Главным советником здесь выступил хан Тауке. Богенбай батыр был избран главнокомандующим казахского ополчения.

Билет № 3

1.Казахские батыры XVIII века.

2. Объясните, почему производящее хозяйство уменьшило зависимость древнего человека от природы.

3. Оцените роль партии «Алаш» в национально-освободительном движении Казахстана.

 

1. Богембай

Батыр Богембай (вар. – Богенбай) из рода канжигалы, племени аргын является, пожалуй, самым известным батыром времен казахско-джунгарских войн в героическом эпосе и произведениях жырау. В то же время, в письменных источниках он упоминается гораздо реже, что, прежде всего, связано было с его общественным положением. В отличие от других знаменитых батыров, он особой власти не имел и не принимал участия в управлении своим родом.

Бокенбай

Батыра Бокенбая из рода табын, союза жетыру, казахстанские историки очень часто путают с батыром Богембаем из рода канжигалы. В некоторых работах, оба персонажа сливаются в одного человека, который отличался необычайным долгожительством и отменной физической формой, позволявшей ему на протяжении шестидесяти лет принимать активное участие в сражениях.

На самом деле, Бокенбай из Младшего жуза родился несколько раньше своего почти тезки из жуза Среднего. По крайней мере, около 1710 г., когда в приаральских Каракумах состоялся знаменитый курултай, Бокенбай был уже избран главнокомандующим казахским ополчением. К этому времени он, потерявший в джунгарской войне четырех своих братьев, уже и сам успел прославиться своими подвигами. Как рассказывал тому же А. И. Тевкелеву сам Бокенбай, во всех сражениях он находился «в первых огнях и выездах». Батыр убедил всех казахских вождей продолжать борьбу, хотя многие уже предлагали признать себя поданными джунгарского хунтайджи, а другие призывали уходить на Кубань для объединения с ногайцами.

Кабанбай (настоящее имя Ерасыл)родился в 1691году в нынешнем Уржарском районеВКО, умер в 1770году, похоронен там же. Каракерей Кабанбай-батыр – один из организаторов национально-освободительной борьбы казахов с джунгарскими завоевателями, полководец и поединщик. Известный востоковед и историк МашкурЖүсип Копей аулие говорил: «У казахов не было батыра как Каракерей Кабанбай". Кабанбай батыр происходит из ветви "Байжигит" племени "Каракерей" рода "Найман", удостаивался звания «Хан батыры» (Богатырь хана). Занимался миротворческой миссией, вершил суд в обществе степняков.

Наурызбай Куттымбетулы —герой войны против джунгар,один из трех знаменосцев(Кабанбай, Богенбай, Наурызбай) Абылай хана, полководец – глава тумена, десятитысячного войска. Родился он в местности Жалпактас-Сериктас (нынешняя территория Жамбылского района Атматинской области) в 1706 году, и происходил из рода толемис племенного союза шапрашты. Вся жизнь Наурызбай батыра прошла в войнах с джунгарами. Расцвет его полководческой и общественной деятельности пришелся на 30–40-е годы XVIII века. На всю казахскую степь были известны победы Наурызбая в 1729 году в поединках с Шамал ханом и Каскеленом. В 1750–1752 годах он вместе с батырами Малайсары, Кыстык Малаем и Шапрашты Каскары одержал победу над джунгарами, отбросив их за Турфан (нынешняя территория КНР) и освободив из плена множество казахов. В джунгарских войнах погибли три брата Наурызбая – Кудайберген, Шолпан и Дуйсен.

и Прогресс помог нам отстраниться от природы, обуздать ее и использовать ее уникальность в своих интересах. Все, что производит человек сегодня, это результат многовековых наблюдений и накопления опыта. На протяжении тысячи лет жизнь людей зависела от охоты и рыболовства. Благодаря этому человеку удалось сохранить свое превосходство и достичь новых эволюционных высот. Появление земледелия и скотоводства предопределили перерождение присваивающего натурального хозяйства в воспроизводящее, для которого характерно появление новых, более сложных орудий труда и новых способов их изготовления (огонь, полировка и шлифовка камня, сверление т. п.). Блага природы дополняются «экономическими благами», созданными трудом человека. Появляется гарантированный минимальный уровень потребления. Собирательство и охоту постепенно вытесняет производство.

Воспроизводящее хозяйство уменьшило зависимость человека от природной стихии, гарантируя постоянное возобновление определенного минимума материальных благ.

3. Самое значительное место в политической истории Казахстан досоветского периода и в первые годы коммунистического правления занимает партия «Алаш».

Первая буржуазно-демократическая революция в России дала толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию в крае национально-освободительного, рабочего, аграрного и других форм движения против колониального, социального и других видов угнетения. Отношение различных слоев населения края к событиям 1905-- 1907 гг. в России было неоднозначным. Из-за низкого уровня экономического, социального и политического развития края по сравнению с другими несколько шире развивалось рабочее движение поднявшееся в годы революции на качественно новую ступень.

Особо важно отметить значение казахской интеллигенции в национально-освободительном движении, которое тесно переплеталось с борьбой казахского населения за справедливое решение аграрного вопроса в крае. Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них, в основном выходцы из низов, придерживались социалистических идей, сотрудничали с социал-демократами, эсерами.

Билет № 4

1. Развитие политических процессов в Казахстане после Февральской революции 1917 г.

2. Анна Иоанновна использовала сложившуюся историческую обстановку в Центральной Азии для реализации одного из стратегических целей Петра I. Назовите это историческое событие. Классифицируйте последствия этого события для царской России по следующим критериям: А) Границы России; В) Экономика России.

3. Заполните таблицу «Первоначальные религиозные представления».

Виды религии Описание
Тотемизм  
Анимизм  
Магия  

 

1. В феврале 1917 г. победила буржуазно-демократическая революция, свергнувшая царизм.

Своебразие февральской революции заключалось в установлении двоевластия в лице Временного правительства и Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Казахское население с самого начала Феральской революции приветствовало свержение царизма. Этому способствовали и некоторые меры Временного правительства по демобилизации «инородцев» на тыловые работы. 14 марта 1917 г. была приостановлена их мобилизация, а через месяц было принято решение об их демобилизации.

В марте 1917 г. в Казахстане повсеместно сформировались местные органы Временного правительства – областные, и уездные исполнительные комитеты, отражавшие интересы предпринимателей, купцов, чиновников.

Верной опорой Временного правительства в областях и уездах были казачьи комитеты. Татарские, узбекские и уйгурские купцы и торговцы объединились в «мусульманские» и «татарские» комитеты.

В Казахстане были образованы национальные казахские областные и уездные комитеты как третьей силы наравне с органами Временного правительства и местными Советами во главе с национальной интеллигенцией. Эти органы власти имели четкую национальную ориентацию, направленную на создание казахской национальной автономии, решение аграрного вопроса, проблемы образования и религии.

Полностью поддержав Временное правительство, национальная интеллигенция приняла активное участие в деятельности его органов. 7 апреля 1917 г. было опубликовано постановление Временного правительства об организации Туркестанского комитета в составе члена Государственной Думы Н.П. Щепкина, А.Букейханова, М.Тынышпаева и др. Кроме этого руководители алашской интеллигенции получили должности: А.Букейханов был назначен комиссаром Тургайской области,

М.Тынышпаев – Семиреченской области, Х.Досмухамедов – Уральской области.

7 марта 1917 г. Временное правительство издало указ об амнистии участникам восстания 1916 г. Для предотвращения межнациональных столкновений, переданных русской стороне беженцев размещали в отдаленных от крестьянских и казачьих поселений. В сентябре 1917 г. Временное правительство приняло постановление об отпуске из казны 11 млн. 150 тыс.руб. для оказания помощи русскому и туземному населению Семиреченскойобласти.

Из этой суммы 5 млн. предназначалось казахам, остальная сумма русскому населению. При этом на каждую кибитку по 100 руб; русскому населению предоставлялось право на получение из казны безвозвратно пособие по 500 руб.

Временное правительство с первых дней приступило к созданию органов власти на местах. В Казахстане стали создаваться областные, уездные и волостные комитеты. Основной задачей, которых была подготовка съездов.

Эти съезды хотя и поддерживали Временное правительство и продолжение войны до победного конца, они стремились определить стратегические задачи широких слоев казахского народа в борьбе за национальное освобождение, решение земельного вопроса, религиозных и культурных проблем.

Областные съезды подготовили организацию 1 Всеказахского съезда (июль 1917 г.).

Временное правительство устранило от власти военных губернаторов, царских чиновников. Вместо них появились областные комиссары. В волостях, аулах, селах оставались те же волостные, аульные управители, сельские старосты.

6 марта 1917 г. всем участникам восстания 1916 г. была объявлена амнистия.

Мартовские демонстранты и митинги послужили началом создания Советов рабочих депутатов в городах и на железнодорожных линиях. В марте 1917 г. Советы рабочих депутатов возникли в Перовске, Казалинске, Челкаре. Затем Советы рабочих депутатов объединились с Советом солдатских депутатов.

Таким образом, в Казахстане наряду с местными органами Временного правительства стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. К весне 1917 г. в Казахстане насчитывалось более 25 Советов.

2. Петр 1: Казахстан ключ к вратам Азии. Но смерть помешала ему осуществить свои планы, и Анна Иоановна решать закончить начатое им дело. Абулхаир на службе объективности Рубежным в подчинении Казахстана Российской империи стал 1731 год. Хан Абулхаир обратился к российской императрице Анне Иоанновне с просьбой о подданстве и покровительстве.

Действия Абулхаира получили весьма противоречивые оценки в исторической литературе. В качестве его сторон, подвергшихся осуждению, названы корыстные интересы борца за единоличную власть; предательство интересов казахского народа, поскольку он выступил от имени всех казахов; стремление Абулхаира и его окружения возвыситься над остальными соперниками благодаря покровительству могущественной державы. Эти оценки во многом отражают субъективные причины просьбы хана Абулхаира о российском подданстве.

Однако при подписании акта о присоединении Младшего жуза к России преобладали обстоятельства, оправдывающие действия Абулхаира.

Когда на юге активные завоевания вел иранский шах Надир, а с востока постоянно наступали джунгары, казахам нужен был сильный патрон, которого они и нашли в лице Петербурга. Кроме внешних факторов приход под скипетр российского императора помогал реализовать давнее стремление сильных казахских ханов (того же Абулхаира) образовать централизованное государство с госаппаратом и усмирить сепаратистов из числа родовой знати. А еще стабильность, которую приносил имперский протекторат, позволяла регулярно торговать.

В октябре 1730 года в Петербург прибыло казахское посольство во главе с батыром Сеиткулом Кайдагуловым и бием Котлумбетом Коштаевым, которые доставили русской императрице письмо хана Младшего жуза Абулхаира с изложением просьбы о принятии его с подвластным народом в российское подданство.

А 19 февраля 1731 года императрица Анна Иоановна подписала жалованную грамоту к хану Абулхаиру о принятии в российское подданство Младшего жуза. Уже в октябре вместе с Абулхаиром присягнули российскому престолу, поставив подписи, 56 человек, представлявших следующие роды: 17 из рода аргынов, 7 из найманов, 4 из кипчаков, 2 из рода тама, 3 из жагалбайлы, 1 - кердери, 4 - алаша, 2 - байбакты, 2 - жаппас, 2 - маскар, 10 - представителей табынов, 1 - шомекей, 1 - кете.

Состоявшийся в Оренбурге в 1740 году съезд представителей старшин и султанов Младшего и Среднего жузов способствовал закреплению первых результатов российского подданства. Хан Абулмамбет и султан Абылай, приехавшие на съезд, все еще опасались джунгарского нашествия, поэтому высказались за принятие российского подданства. Тогдашняя присяга группы султанов и страшин Младшего и Среднего жузов обусловила подчинение России лишь части Среднего жуза. Основные же регионы северо-восточного центрального Казахстана вошли в состав империи лишь в 1820-1840-е вследствие военно-политических акций царизма.

3. Тотемизм — некогда почти универсальная и ныне ещё весьма распространённая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин этот, впервые употреблённый Лонгом в конце XVIII в., заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ.

 

Аними́зм (от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) — вера всуществование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Анимистические представления присутствуют во всех религиях

Ма́гия (лат. magia, от др.-греч. μᾰγείᾱ)— символические действия (обряды) илибездействие, направленные на достижение определённой цели сверхъестественным путём [1].

Магия основана на системе мышления, при которой человек обращается к тайным силам с

целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи[2].

Билет № 5

1. Антропологическая характеристика людей раннего железного века.

2. Классифицируйте цели Сырыма Датова в ходе восстания по следующим критериям: А) Отношение к ханской власти; В) Отношение к колониальной политике царской власти.

3. Оцените роль казахской интеллигенции в восстановлении целостности казахских земель в 20 годы XX века.

 

1. Типы древних людей в эпоху раннего железного века. Антропологический облик людей сакского и сармато-уйсунского времени имеет свои особенности.
Череп саков небольшой, лицо широкое, плоское, глазницы большие, надбровные кости выступающие, переносица с горбинкой. Саки были европеоидами, однако по сравнению с андроновцами эти черты у них стали размываться.
Это заметно уже из того, что череп у саков стал более округленным, лоб - более покатым, уменьшилась горбоносость. Во внешнем облике саков больше стало появляться монголоидных черт.

 

 

2. Национально-освободительное движение казахов под предводительством Сырыма Датулы

 

(1723-1797)

Причины восстания.

 

Во-первых, ужесточились требования к казахам, временно пребывавших на внутренней стороне

пограничной линии. К примеру, на внутренней стороне могли задержать любого казаха за

противоправное деяние, совершенное его соплеменником. Во-вторых, не прекратились в степи

прежние «воинские поиски» со стороны казахов Уральского войска. В-третьих, с каждым годом

падал авторитет хана Нуралы и его окружения, которые постепенно становились марионетками в

руках царского правительства. Так, хан Нуралы ежегодно получал жалование в Оренбурге. С их

стороны шло открытое игнорирование проблем казахского населения. Ханская семья по-своему и

в свою пользу распределяла пастбищные угодья и собранные налоги.

Цель восстания.

Поддержка ханом Нуралы правительственной политики вызвала раскол среди высшей феодальной верхушки. В дальнейшем Нуралы хан и его окружение открыто содействовали казачьим карательным отрядам. В условиях усиления политической конфронтации между сторонниками и противниками восстания Сырым Датов пришел к выводу о необходимости устранения Нуралы с ханского престола. В своих стремлениях он не был одинок, так как значительная часть феодальной прослойки по достоинству оценивала личный авторитет и влияние Сырыма Датова, зная его популярность как организатора восстания и славного батыра, известного далеко за пределами Младшего жуза. К тому же Датов, сумевший создать крупные вооруженные отряды, выглядел в глазах ханской оппозиции единственным лидером, способным возглавить борьбу не только против правительственных сил, но и против Нуралы хана, дискредитировавшего себя в глазах народа как главного пособника царизма в реализации его политики захвата казахских земель.

3 момента свершения Февральской революции (1917 г.) начинается бурное развитие общественно-политической жизни. Первый всеказахский съезд состоялся в июле 1917 г. в г. Оренбурге. В повестке дня было 14 вопросов; система государственного управления,

автономия, земельный вопрос,- народная милиция, земство, образование,, суд, религиозные проблемы, женский вопрос, участие в учредительном собрании, образование политической партии и т.д. Съезд решил отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе демократической, парламентской и Федеративной Российской Республики. В резолюциях съезда особое внимание обращалось земельному вопросу о, необходимости прекращения изъятия земель, переселения в степь, возвращение конфискованных участков. В качестве депутатов в Учредительное собрание было выдвинуто 81 человек. На первом все казахском съезде произошло образование партии "Алаш". Это событие является знаменательной вехой в многовековой истории казахов. Общественная активность казахской интеллигенции, сплотившейся вокруг газеты



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: