Аналитико-синтетическая деятельность.




Процесс письма подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

- Анализ и синтез графических, условных изображений предметов. Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощённых графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов “что позволяет ребёнку назвать части, из которых состоит рисунок).

- Анализ образа букв. Этот процесс состоит из умения ребёнка определять:

количество элементов (сколько элементов составляет букву?); характеристику элементов (какие это элементы?);

пространственное расположение элементов в букве.

- Синтез образа букв. Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребёнка воссоздать образ путём составления элементов.

-Дифференциация образа букв. В игровых упражнениях ребёнок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы

Формирование элементарных графических умений.

- Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без неё).

- Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (“Клубочки”, “Волны”).

Крайне важно учитывать благотворное влияние движений на развитие речи и других психических процессов. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей.

Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения рекомендуется включать в индивидуальные занятия, где ребёнок выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются и дети выполняют их активно.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.

Таким образом, программа решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Содержание блока «Математика. Логика» (модуль «Математические ступеньки» автор С. И. Волкова)

Блок по математике для дошкольников разработан на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Для реализации программного содержания используются:

o Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2018.

o Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015.

 

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Содержание блока:

Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.

Основные разделы блока
1. Арифметический.
  Числа от 0 до 10.
  Счёт предметов.
  Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10.
  Сравнение чисел первого десятка.
  Свойства натурального ряда чисел.
  Цифры и числа.
  Решение задач с помощью рисунков.
  Чтение чисел.
2. Геометрический.
  Сравнение: - по форме; -по размеру; -по расположению на плоскости, в пространстве; -по назначению; -по цвету.
  Изготовление моделей фигур из бумаги.
3. Содержательно-логический.
  Развитие: -внимания; -памяти; -воображения; -мышления.
  Диктанты: -зрительные; -слуховые.
  Выполнение заданий: -выделение существенных признаков; -выявление закономерностей; -проведение анализа; -синтеза; -сравнения.


Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

4.Тематическое планирование по предметам.

4.1 Тематическое планирование по предмету«Развитие речи и чтение художественной литературы»

№ занятия Тема занятия Кол-во часов Дата (по плану) Дата (по факту)
1. Устная речь. Предложение. Слово. Составление рассказа по теме «Осень», «Игры и игрушки». 1    
2. Совершенствование и развитие речи. М. Горький «Воробьишко». 1    
3. Составление рассказа на тему «Осенний урожай». Звуковой анализ слов, отгадывание загадок. 1    
4. Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа по сюжетной картинке на тему «Зима». 1    
5. Составление рассказа по теме: «Зимние забавы», Чтение стихов А.С. Пушкина 1    
6. Совершенствование и развитие речи. Составление рассказов о жизни животных зимой. 1    
7. Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа по картинке на тему: «Весна», «Признаки весны». 1    
8. Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа на тему «Весенние заботы». 1    
9. Совершенствование и развитие речи. Составление рассказов, сказок о весне, её признаках. 1    
10. Совершенствование и развитие речи. Слушаем русские народные сказки. 1    
11. Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа по картинке «Летний отдых детей». 1    
12. Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа по картинке «Необыкновенное вокруг нас». 1    
13. Совершенствование и развитие речи. Продолжите сказку… 1    
14. Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа по картинке «Семья». 1    
15. Совершенствование и развитие речи. Элементы самообслуживания. Составление предложений о себе. 1    
16. Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа «Отдых семьи». 1    
17. Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа на тему «Профессии». 1    
18. Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа на тему «Школа». 1    
19. Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа на тему «Класс». 1    
20. Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа на тему «Наш учитель». 1    
21. Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа на тему «Школьные принадлежности». 1    
22. Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа на тему «На занятиях». 1    
23. Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня. Сказка по иллюстрации. 1    
24. Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня. Сказка «Три медведя». 1    
25. Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня Сказки, стихи, рассказы. Сказка к иллюстрации. 1    
26. Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня. Рассказ «Косточка» Л. Толстого. 1    
27. Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня. Сказки и рассказы. 1    
28. Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня. Сказки. Рассказы. 1    
29. Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня. Сказки. Рассказы. 1    
30. Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня. Сказки. Рассказы. 1    
31. Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». 1    
32. Совершенствование и развитие речи. Пословицы и поговорки. 1    
33. Совершенствование и развитие речи. Потешки. 1    
34. Совершенствование и развитие речи. Рассказ К. Ушинского «Дятел». 1    

4.2 Тематическое планирование по предмету «Обучение грамоте (письмо)»

Тема Кол-во часов Дата проведения (по плану) Дата проведения (по факту)
1. Гласный звук [О], буквы О,о. Письмо овалов и полуовалов.    
2. Гласный звук [а], буквы А, а. Письмо полуовалов в строке и междустрочном пространстве. Дорисовать узор.    
3. Гласный звук [у], буквы У,у. Штриховка предметов по образцу.    
4. Буква Ы. Обведение по контуру.    
5. Буквы И, и. Обведение по контуру.    
6. Буквы Э, э. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
7. Буква Я, я. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
8. Буквы Ю, ю. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
9. Буквы Е, е. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
10. Буквы Ё, ё. Обведение по контуру.    
11. Буквы Л, л. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
12. Буквы М, м. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
13. Буквы Н, н. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
14. Буквы Р, р. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
15. Буквы В, в. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
16. Буквы Ф, ф. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
17. Буквы З, з. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
18. Буквы С, с. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
19. Буквы Ш, щ. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
20. Буквы Ж, ж. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
21. Буквы Б, б. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
22. Буквы П, п. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
23. Буквы Д, д. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
24. Буквы Т, т. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
25. Буквы Г,г. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
26. Буквы К, к. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
27. Буквы Х, х. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
28. Буквы Ц, ц. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
29. Буквы Щ, щ. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
30. Буквы Ч, ч. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
31. Буква й. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
32. Буквы Ь, Ъ. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу.    
33. Повторение написания букв.    
34. Повторение написания букв.      

4.3.Т ематическое планирование по предмету «Математика. Логика»

№ урока Тема урока Кол-во часов Дата
1. Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». Шире, уже. Справа, слева. 1 08.09.
2. Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой-маленький, больше – меньше. 1  
3. Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже. 1  
4. Ориентация на плоскости: слева, справа. 1  
5. Длина. Длиннее – короче. 1  
6. Сравнение групп по количеству: больше, меньше, столько же. 1  
7. Повторение. 1  
8. Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник. 1  
9. Прямоугольник. Квадрат. 1  
10. Закрепление пройденного материала. 1  
11. Сравнение групп предметов по количеству. Раньше. Позже. 1  
12. Сравнение групп предметов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее. 1  
13. Закрепление пройденного материала. 1  
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел.
14. Число и цифра 1. Понятие «один – много» 1  
15. Число и цифра 2. Понятие «пара» 1  
16. Число и цифра 3. Состав числа 3 1  
17. Повторение пройденного материала 1  
18. Число и цифра 4. Состав числа 4. 1  
19. Число и цифра 0. 1  
20. Число и цифра 5. Состав числа 5. 1  
21. Понятие «равенство» =. 1  
22. Действие сложение. Конкретный смысл действия сложения. Знак действия сложения. 1  
23. Действие вычитание. Конкретный смысл действия вычитания. Знак действия вычитания «- «. 1  
24. Повторение и закрепление пройденного материала. 1  
25. Число и цифра 6. 1  
26. Число и цифра 7. 1  
27. Число и цифра 8. 1  
28. Число и цифра 9. 1  
29. Повторение и закрепление пройденного. 1  
30. Число 10. Особенности записи числа 10. 1  
31. Сравнение чисел. 1  
32. Сравнение выражений. 1  
33. Повторение. 1  
34. Обобщающее занятие. Подведение итогов. 1  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: