Процесс письма подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.
- Анализ и синтез графических, условных изображений предметов. Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощённых графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов “что позволяет ребёнку назвать части, из которых состоит рисунок).
- Анализ образа букв. Этот процесс состоит из умения ребёнка определять:
количество элементов (сколько элементов составляет букву?); характеристику элементов (какие это элементы?);
пространственное расположение элементов в букве.
- Синтез образа букв. Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребёнка воссоздать образ путём составления элементов.
-Дифференциация образа букв. В игровых упражнениях ребёнок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы
Формирование элементарных графических умений.
- Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без неё).
- Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (“Клубочки”, “Волны”).
Крайне важно учитывать благотворное влияние движений на развитие речи и других психических процессов. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей.
Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения рекомендуется включать в индивидуальные занятия, где ребёнок выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются и дети выполняют их активно.
|
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.
Таким образом, программа решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Содержание блока «Математика. Логика» (модуль «Математические ступеньки» автор С. И. Волкова)
Блок по математике для дошкольников разработан на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Для реализации программного содержания используются:
o Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2018.
o Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
|
|
Содержание блока:
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
№ | Основные разделы блока |
1. | Арифметический. |
Числа от 0 до 10. | |
Счёт предметов. | |
Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. | |
Сравнение чисел первого десятка. | |
Свойства натурального ряда чисел. | |
Цифры и числа. | |
Решение задач с помощью рисунков. | |
Чтение чисел. | |
2. | Геометрический. |
Сравнение: - по форме; -по размеру; -по расположению на плоскости, в пространстве; -по назначению; -по цвету. | |
Изготовление моделей фигур из бумаги. | |
3. | Содержательно-логический. |
Развитие: -внимания; -памяти; -воображения; -мышления. | |
Диктанты: -зрительные; -слуховые. | |
Выполнение заданий: -выделение существенных признаков; -выявление закономерностей; -проведение анализа; -синтеза; -сравнения. |
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
4.Тематическое планирование по предметам.
4.1 Тематическое планирование по предмету«Развитие речи и чтение художественной литературы»
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата (по плану) | Дата (по факту) |
1. | Устная речь. Предложение. Слово. Составление рассказа по теме «Осень», «Игры и игрушки». | 1 | ||
2. | Совершенствование и развитие речи. М. Горький «Воробьишко». | 1 | ||
3. | Составление рассказа на тему «Осенний урожай». Звуковой анализ слов, отгадывание загадок. | 1 | ||
4. | Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа по сюжетной картинке на тему «Зима». | 1 | ||
5. | Составление рассказа по теме: «Зимние забавы», Чтение стихов А.С. Пушкина | 1 | ||
6. | Совершенствование и развитие речи. Составление рассказов о жизни животных зимой. | 1 | ||
7. | Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа по картинке на тему: «Весна», «Признаки весны». | 1 | ||
8. | Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа на тему «Весенние заботы». | 1 | ||
9. | Совершенствование и развитие речи. Составление рассказов, сказок о весне, её признаках. | 1 | ||
10. | Совершенствование и развитие речи. Слушаем русские народные сказки. | 1 | ||
11. | Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа по картинке «Летний отдых детей». | 1 | ||
12. | Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа по картинке «Необыкновенное вокруг нас». | 1 | ||
13. | Совершенствование и развитие речи. Продолжите сказку… | 1 | ||
14. | Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа по картинке «Семья». | 1 | ||
15. | Совершенствование и развитие речи. Элементы самообслуживания. Составление предложений о себе. | 1 | ||
16. | Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа «Отдых семьи». | 1 | ||
17. | Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа на тему «Профессии». | 1 | ||
18. | Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа на тему «Школа». | 1 | ||
19. | Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа на тему «Класс». | 1 | ||
20. | Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа на тему «Наш учитель». | 1 | ||
21. | Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа на тему «Школьные принадлежности». | 1 | ||
22. | Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа на тему «На занятиях». | 1 | ||
23. | Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня. Сказка по иллюстрации. | 1 | ||
24. | Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня. Сказка «Три медведя». | 1 | ||
25. | Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня Сказки, стихи, рассказы. Сказка к иллюстрации. | 1 | ||
26. | Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня. Рассказ «Косточка» Л. Толстого. | 1 | ||
27. | Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня. Сказки и рассказы. | 1 | ||
28. | Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня. Сказки. Рассказы. | 1 | ||
29. | Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня. Сказки. Рассказы. | 1 | ||
30. | Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня. Сказки. Рассказы. | 1 | ||
31. | Совершенствование и развитие речи. Мир вокруг меня. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». | 1 | ||
32. | Совершенствование и развитие речи. Пословицы и поговорки. | 1 | ||
33. | Совершенствование и развитие речи. Потешки. | 1 | ||
34. | Совершенствование и развитие речи. Рассказ К. Ушинского «Дятел». | 1 |
4.2 Тематическое планирование по предмету «Обучение грамоте (письмо)»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (по факту) |
1. | Гласный звук [О], буквы О,о. Письмо овалов и полуовалов. | 1ч | ||
2. | Гласный звук [а], буквы А, а. Письмо полуовалов в строке и междустрочном пространстве. Дорисовать узор. | 1ч | ||
3. | Гласный звук [у], буквы У,у. Штриховка предметов по образцу. | 1ч | ||
4. | Буква Ы. Обведение по контуру. | 1ч | ||
5. | Буквы И, и. Обведение по контуру. | 1ч | ||
6. | Буквы Э, э. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
7. | Буква Я, я. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
8. | Буквы Ю, ю. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
9. | Буквы Е, е. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
10. | Буквы Ё, ё. Обведение по контуру. | 1ч | ||
11. | Буквы Л, л. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
12. | Буквы М, м. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
13. | Буквы Н, н. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
14. | Буквы Р, р. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
15. | Буквы В, в. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
16. | Буквы Ф, ф. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
17. | Буквы З, з. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
18. | Буквы С, с. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
19. | Буквы Ш, щ. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
20. | Буквы Ж, ж. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
21. | Буквы Б, б. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
22. | Буквы П, п. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
23. | Буквы Д, д. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
24. | Буквы Т, т. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
25. | Буквы Г,г. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
26. | Буквы К, к. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
27. | Буквы Х, х. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
28. | Буквы Ц, ц. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
29. | Буквы Щ, щ. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
30. | Буквы Ч, ч. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
31. | Буква й. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
32. | Буквы Ь, Ъ. Обведение по контуру. Дорисовывание по образцу. | 1ч | ||
33. | Повторение написания букв. | 1ч | ||
34. | Повторение написания букв. |
4.3.Т ематическое планирование по предмету «Математика. Логика»