Компетентность, осведомленность и подготовка кадров




В организации должны быть следующие документы:

а). Требования к квалификации персонала, выполняющего работы, влияю­щие на качество продукции. Они излагаются в должностных и рабочих инст­рукциях (ДИ и РИ). Краткое содержание требований:

• необходимое образование;

• стаж работы по специальности или в аналогичной должности в смеж­
ной отрасли;

• дополнительные требования (острота зрения, отсутствие некоторых забо­
леваний, медицинские показания, физические и психологические воз­
можности человека, цветовосприятие и т.д.);


340__________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению

специальные требования (знание языков, компьютера, математики, на­
личие допуска к электромонтажным работам, удостоверения водителя

и др.); б). Приказы о назначении:

• ответственных за разработку и утверждение программ обучения;

• ответственных за проведение обучения;

• состава аттестационных и квалификационных комиссий;

в). Программы обучения и переподготовки персонала, которые содержат всю необходимую информацию для обучения вновь принятых сотрудников и регу­лярной проверки компетентности работающих (аттестации персонала). Как любой нормативный документ, программы необходимо регулярно пересмат­ривать и актуализировать;

г). Календарные планы обучения персонала, выполняющего работы, влияю­щие на качество продукции. Пример плана приведен в Приложении 7;

д). Протоколы аттестационных и квалификационных комиссий, подтверж­дающие, что компетентность персонала проверена уполномоченными лицами и соответствует установленным требованиям;

е). Подтверждение эффективности обучения в виде отчетов ИТР о результа­тах обучения их на курсах и семинарах вне организации или поданных и реали­зованных предложениях об улучшениях после проведенного обучения.

Вся информация, представленная в данном разделе, относится к записям по качеству и должна быть предъявлена аудиторам.

Инфраструктура

Организация должна гарантировать потребителю, что инфраструктура, ис­пользуемая для производства продукции (услуги), соответствует требованиям, установленным в документации. К инфраструктуре (по МС ИСО 9001:2000) от­носятся здания (помещения), оборудование (технологическое, техническое, а также программное обеспечение), вспомогательные службы (транспорт и связь). Список ресурсов по МС ИСО 9004:2000 гораздо шире. Он приведен в § 4.3.2 главы 4.

Данное требование означает, что на ресурсы, используемые в процессе, не­обходимо разработать спецификации, а контроль выполнения этих специфика­ций должен быть отражен в документации на процессы. Это может быть сдела­но путем назначения ответственного лица и введения графика регулярной про­верки транспортных средств, технологического оборудования или связи. Пря­мого требования МС ИСО 9001:2000 о сохранении информации о таких провер­ках нет, но подтверждать соответствие ресурсов установленным требованиям все равно придется, поэтому отметки о проведении проверок делать необходи­мо. Форма отметок может быть любой, самое простое — это записи в журналах технических осмотров (технического обслуживания и т.д.).


Глава 5 Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества 341

6.4. Производственная среда

Требования к производственной среде, регулярность и объем проверки вы­полнения этих требований должны быть зафиксированы в документации на процессы и Руководстве по качеству. К параметрам производственной среды чаще всего относят:

• температурный и влажностный режимы;

• освещенность и запыленность;

• загазованность (наличие в атмосфере вредных примесей или повышенно­
го радиационного фона и т.д.).

Отметки о регулярных проверках соответствия параметров производствен­ной среды также предъявляются аудиторам сертифицирующего органа или пред­ставителям потребителя. На практике проверки представителей потребителя часто оказываются даже более жесткими, чем проверки сертифицирующего органа. Так, например, в пищевой промышленности потребители проверяют наличие на окнах сеток от насекомых, наличие и регулярность замены ловушек для та­раканов, крыс и мышей; наличие защитных стекол на осветительных приборах во избежание попадания осколков лопнувшей лампы в продукт.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся в организациях:

• несовпадение температурного и влажностного режимов в производствен­
ном и складском помещениях с нормами, установленными в государствен­
ных, отраслевых стандартах или технических условиях на продукцию.
В производственном помещении нормы устанавливаются исходя из требо­
ваний к оборудованию, которые не совпадают с требованиями к продук­
ции. На складе нормы устанавливают исходя из соображения «что имеем»,
иногда исходя из норм на продукцию. Получается, что в цехе производить
продукцию можно (оборудование может работать), а хранить нельзя;

• маркировка тары и упаковки продукции трудночитаемыми манипуляци-
онными знаками;

• использование неповеренных или не подходящих по диапазону средств
измерений для контроля за температурой, влажностью и другими пара­
метрами.

Отметки о проверке и соответствии параметров среды нормам, установлен­ным в нормативной документации, можно делать в рабочих журналах или жур­налах передачи смен. В некоторых производствах для этой цели используют автоматические контрольные самопишущие потенциометры или автоматизиро­ванные системы поддержания климата с функцией записи данных с датчиков.

Проведение процесса

Планирование выпуска продукции

При планировании выпуска продукции цели в области качества и требова­ния к продукции могут быть установлены в Целевой программе на текущий год


342 В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению

(см. рис. 5.14), технических условиях, государственных и отраслевых стандартах или по согласованию с заказчиком в техническом задании на проект.

Разработка и утверждение процессов и документации производится в соот­ветствии с требованиями п. 7.3 и п. 4.2.4 МС ИСО 9001:2000. Планирование этой деятельности должно производиться заранее до начала производства ново­го вида продукции.

Необходимая деятельность по проверке (верификации), мониторингу, кон­тролю и испытаниям, относящаяся к продукции, а также критерии приемле­мости продукции обычно устанавливаются в технических условиях и Про­грамме обеспечения качества. Этот документ представляет собой перечень кон­трольных операций в основных процессах, которые должны быть проведены. Результаты контроля необходимо зафиксировать, а продукты, не соответству­ющие установленным требованиям, изолировать и отправить на анализ при­чины несоответствия. Подробно о том, как разрабатывать, что должна содер­жать Программа обеспечения качества и формы ее представления написано в МС ИСО 10005:1995. Пример табличной формы Программы обеспечения качества приведен в Приложении 8.

Записи, необходимые для предоставления доказательств того, что процессы выпуска продукции и получаемая продукция соответствуют требованиям, при­водят в разделах документов, содержащих описание процессов (регламентах). Фактически это подтверждение того, что технологические процессы разработа­ны, проверены и утверждены в установленном порядке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: