В организации должны быть следующие документы:
а). Требования к квалификации персонала, выполняющего работы, влияющие на качество продукции. Они излагаются в должностных и рабочих инструкциях (ДИ и РИ). Краткое содержание требований:
• необходимое образование;
• стаж работы по специальности или в аналогичной должности в смеж
ной отрасли;
• дополнительные требования (острота зрения, отсутствие некоторых забо
леваний, медицинские показания, физические и психологические воз
можности человека, цветовосприятие и т.д.);
340__________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению
• специальные требования (знание языков, компьютера, математики, на
личие допуска к электромонтажным работам, удостоверения водителя
и др.); б). Приказы о назначении:
• ответственных за разработку и утверждение программ обучения;
• ответственных за проведение обучения;
• состава аттестационных и квалификационных комиссий;
в). Программы обучения и переподготовки персонала, которые содержат всю необходимую информацию для обучения вновь принятых сотрудников и регулярной проверки компетентности работающих (аттестации персонала). Как любой нормативный документ, программы необходимо регулярно пересматривать и актуализировать;
г). Календарные планы обучения персонала, выполняющего работы, влияющие на качество продукции. Пример плана приведен в Приложении 7;
д). Протоколы аттестационных и квалификационных комиссий, подтверждающие, что компетентность персонала проверена уполномоченными лицами и соответствует установленным требованиям;
е). Подтверждение эффективности обучения в виде отчетов ИТР о результатах обучения их на курсах и семинарах вне организации или поданных и реализованных предложениях об улучшениях после проведенного обучения.
|
Вся информация, представленная в данном разделе, относится к записям по качеству и должна быть предъявлена аудиторам.
Инфраструктура
Организация должна гарантировать потребителю, что инфраструктура, используемая для производства продукции (услуги), соответствует требованиям, установленным в документации. К инфраструктуре (по МС ИСО 9001:2000) относятся здания (помещения), оборудование (технологическое, техническое, а также программное обеспечение), вспомогательные службы (транспорт и связь). Список ресурсов по МС ИСО 9004:2000 гораздо шире. Он приведен в § 4.3.2 главы 4.
Данное требование означает, что на ресурсы, используемые в процессе, необходимо разработать спецификации, а контроль выполнения этих спецификаций должен быть отражен в документации на процессы. Это может быть сделано путем назначения ответственного лица и введения графика регулярной проверки транспортных средств, технологического оборудования или связи. Прямого требования МС ИСО 9001:2000 о сохранении информации о таких проверках нет, но подтверждать соответствие ресурсов установленным требованиям все равно придется, поэтому отметки о проведении проверок делать необходимо. Форма отметок может быть любой, самое простое — это записи в журналах технических осмотров (технического обслуживания и т.д.).
Глава 5 Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества 341
6.4. Производственная среда
|
Требования к производственной среде, регулярность и объем проверки выполнения этих требований должны быть зафиксированы в документации на процессы и Руководстве по качеству. К параметрам производственной среды чаще всего относят:
• температурный и влажностный режимы;
• освещенность и запыленность;
• загазованность (наличие в атмосфере вредных примесей или повышенно
го радиационного фона и т.д.).
Отметки о регулярных проверках соответствия параметров производственной среды также предъявляются аудиторам сертифицирующего органа или представителям потребителя. На практике проверки представителей потребителя часто оказываются даже более жесткими, чем проверки сертифицирующего органа. Так, например, в пищевой промышленности потребители проверяют наличие на окнах сеток от насекомых, наличие и регулярность замены ловушек для тараканов, крыс и мышей; наличие защитных стекол на осветительных приборах во избежание попадания осколков лопнувшей лампы в продукт.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся в организациях:
• несовпадение температурного и влажностного режимов в производствен
ном и складском помещениях с нормами, установленными в государствен
ных, отраслевых стандартах или технических условиях на продукцию.
В производственном помещении нормы устанавливаются исходя из требо
ваний к оборудованию, которые не совпадают с требованиями к продук
ции. На складе нормы устанавливают исходя из соображения «что имеем»,
иногда исходя из норм на продукцию. Получается, что в цехе производить
продукцию можно (оборудование может работать), а хранить нельзя;
|
• маркировка тары и упаковки продукции трудночитаемыми манипуляци-
онными знаками;
• использование неповеренных или не подходящих по диапазону средств
измерений для контроля за температурой, влажностью и другими пара
метрами.
Отметки о проверке и соответствии параметров среды нормам, установленным в нормативной документации, можно делать в рабочих журналах или журналах передачи смен. В некоторых производствах для этой цели используют автоматические контрольные самопишущие потенциометры или автоматизированные системы поддержания климата с функцией записи данных с датчиков.
Проведение процесса
Планирование выпуска продукции
При планировании выпуска продукции цели в области качества и требования к продукции могут быть установлены в Целевой программе на текущий год
342 В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению
(см. рис. 5.14), технических условиях, государственных и отраслевых стандартах или по согласованию с заказчиком в техническом задании на проект.
Разработка и утверждение процессов и документации производится в соответствии с требованиями п. 7.3 и п. 4.2.4 МС ИСО 9001:2000. Планирование этой деятельности должно производиться заранее до начала производства нового вида продукции.
Необходимая деятельность по проверке (верификации), мониторингу, контролю и испытаниям, относящаяся к продукции, а также критерии приемлемости продукции обычно устанавливаются в технических условиях и Программе обеспечения качества. Этот документ представляет собой перечень контрольных операций в основных процессах, которые должны быть проведены. Результаты контроля необходимо зафиксировать, а продукты, не соответствующие установленным требованиям, изолировать и отправить на анализ причины несоответствия. Подробно о том, как разрабатывать, что должна содержать Программа обеспечения качества и формы ее представления написано в МС ИСО 10005:1995. Пример табличной формы Программы обеспечения качества приведен в Приложении 8.
Записи, необходимые для предоставления доказательств того, что процессы выпуска продукции и получаемая продукция соответствуют требованиям, приводят в разделах документов, содержащих описание процессов (регламентах). Фактически это подтверждение того, что технологические процессы разработаны, проверены и утверждены в установленном порядке.