В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида действий к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем к контрольно-оценочным). Существенно развивается умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных способов решения.
Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет - периодом между детством и юностью. Это один из кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.
Контингент школьников подросткового возраста - это ученики средних классов. Обучение и развитие в средней школе специфически отличается от таковых в младшей школе. К тому же специфичность придает и сама «кризисность» возраста.
По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем не отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростка остается прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и находятся на иждивении родителей или государства. Отличия отражаются во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к выводу, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально, но он стремится к ней и претендует на равные со взрослым права. Новая позиция проявляется в разных сферах деятельности и хорошо заметна во внешнем облике, в манерах. «Чувство взрослости» - отношение подростка к себе как ко взрослому в своих работах рассматривает Д.Б. Эльконин. «Чувство взрослости» он считает центральным новообразование этого возраста. Стремление к взрослости и самостоятельности подростка часто сталкивается с неготовностью, нежеланием или даже неспособностью взрослых понять и принять это. Желание выглядеть взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих. Особенно характерен в этом отношении младший подростковый возраст (11-13 лет). К старшему подростковому возрасту взрослый для ребенка начинает играть роль помощника и наставника. В учителях подростки начинают ценить не только личностные качества, но и профессионализм, разумную требовательность.
В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового возраста наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения. В старшем школьном возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Особую роль приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе – приемов самообразования. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипичные способы их решения. В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии. Развитие целеполагания выражается в том, что старшеклассник при постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает умение оценить реалистичность своих целей.
Тренинг направлен на формирование адекватной мотивации к учебной деятельности младших подростков.
Цель: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности.
Задачи:
-сформировать у подростков необходимую позитивную мотивацию;
-сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии;
-дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий;
-предоставить подросткам возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями).
Возраст: 11-14 лет.
Время: 10 занятий по 90 минут (1,5 часа).
Кол-во участников: 10-15 человек.
Занятие 1
Время: 90 мин.
Цель: создание благоприятных условий для тренинговой группы, способствовать самораскрытию членов группы.
Задачи:
- повышение позитивного настроя;
- сплочение участников тренинговой группы;
- повышение положительного отношения к школьной жизни.
Ход занятия: Приветствие. Представление ведущего. Информирование о целях тренинга специальных умений и знакомство с правилами работы в тренинговой группе.
Оборудование: стулья, игрушка.
Знакомство с правилами тренинговой группы:
Ведущий информирует участников о том, что для плодотворной работы в группе необходимо принять следующие правила:
1. Правило конфиденциальности. Всё, что происходит во время тренинга не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам быть искренними и чувствовать себя свободно.
2. Активное участие. Каждый участник задействован в тренинговой работе.
3. Искренность в общении.
4. Уважение друг к другу.
5. Без оценочного отношения друг к другу.
Упражнение №1 «Знакомство»
Цель упражнения: познакомиться друг с другом.
Время: 10 мин.
Материалы: мягкая игрушка.
Ход проведения: по кругу передаётся игрушка. Каждый называет своё имя. А на первую букву имени называет ещё качество. (Например: Катя - красивая, Миша – милый и т.д.).
Упражнение № 2 «Настроение»
Цель упражнения: рассказать о своём настроении.
Время: 10 мин.
Ход проведения: каждый рассказывает о том, какое настроение испытывает в данные момент и называет цвет своего настроения.
Рефлексия: сложно ли подобрать цвет к своему настроению?
Упражнение № 3 «Интервью»
Цель упражнения: познакомиться друг с другом.
Время: 15 мин.
Ход проведения: дети разбиваются по парам. И расспрашивают друг друга. На задание даётся 5 мин. Затем каждый из пары, должен рассказать о своём оппоненте. Один ребёнок садится на стул, а другой подходит к нему сзади, кладёт руки ему на плечи и рассказывает о нём от его имени.
Рефлексия: легко ли было узнать за короткое время информацию о другом человеке?
Упражнение № 4 «Сильные стороны».
Цель упражнения: формирование умения говорить и принимать комплименты.
Время: 10 мин.
Материалы: мягкая игрушка.
Ход проведения: участникам тренинга предлагается по очереди передавать друг другу мягкую игрушку, говоря о достоинствах и сильных сторонах того, кому достаётся игрушка.
Рефлексия: удалось справиться с заданием? Какие возникали трудности?
Упражнение № 5 «Самопрезентация».
Цель упражнения: развитие навыков самопрезентации.
Время: 10 мин.
Ход проведения: участникам тренинга предлагается попробовать представить себя так, чтобы всем запомниться.
Рефлексия: трудно ли было представлять себя? Что вы чувствовали?
Упражнение № 6 «Позитивные мысли»
Цель упражнения: развитие осознания сильных сторон своей личности.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: участникам по кругу предлагается дополнить фразу: «Я горжусь собой за то…»
Рефлексия: трудно ли было говорить о положительных сторонах своей личности?
Упражнение № 7 «Школьные дела»
Цель упражнения: развитие положительного отношения к школе.
Время: 5 мин.
Ход упражнения: ученики должны продолжить фразу «В школе мне нравится, что…».
Рефлексия: трудно ли было говорить о том, что нравится в школе?
Упражнение № 8 «Я сегодня…»
Цель упражнения: подведение итогов занятия.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: каждый по кругу рассказывает о том каким был на занятии, чем оно понравилось, а чем не очень.
Занятие 2
Время: 90 минут.
Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.
Задачи:
- формирование положительной мотивации учения;
- формирование положительного отношения к школе;
- развитие положительного отношения к себе и к окружающим.
Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.
Оборудование: стулья, мячик.
Упражнение № 1 «Ласковое имя».
Цель упражнения: формирование положительного отношения к своему имени.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает.
Рефлексия: какие чувства вы испытывали, слыша своё имя?
Упражнение № 2 «Настроение»
Цель упражнения: рассказать о своём настроении.
Время: 10 мин.
Ход проведения: каждый рассказывает о том, какое настроение испытывает в данные момент и называет цвет своего настроения.
Рефлексия: сложно ли подобрать цвет к своему настроению?
Упражнение № 3 «Ассоциация»
Цель упражнения: формирование положительного отношения к школе.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: дети по кругу называют ассоциацию на слово «учитель».
Рефлексия: сложно ли было выполнить это упражнение?
Упражнение № 4 «Сочини рассказ»
Цель упражнения: формирование положительного отношения к школе.
Время: 15 мин.
Ход упражнения: Даны слова: Флаг, воротник, зима, нос, школа, ученик, урок, награждение. Используя эти слова в любом порядке нужно сочинить рассказ.
Рефлексия: сложно ли было написать сочинение, почему?
Упражнение № 5 «Запомни и назови»
Цель упражнения: развитие памяти.
Время: 15 мин.
Ход упражнения: дети смотрят вокруг себя и пытаются запомнить увиденное в кабинете. Затем закрывают глаза и отвечают на вопрос ведущего о местоположении и других характеристиках той или иной вещи в кабинете.
Рефлексия: трудно ли было запомнить, почему?
Упражнение № 6 «Наоборот»
Цель упражнения: развитие внимания.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: Я показываю движение, а вы должны сделать его наоборот. Например, я опускаю руки, а вы поднимаете.
Рефлексия: трудно было выполнить упражнения, почему?
Упражнение № 7 «Зрительная память»
Цель упражнения: развитие зрительной памяти.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: Перед вами 10 картинок. Запомните все предметы на этих картинках. Кто сможет повторить?
Рефлексия: трудно ли было выполнить упражнение, почему?
Упражнение № 8 «Закрепим»
Цель упражнения: подведение итогов занятия.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: Дети в трёх словах делятся тем, чему научились на занятии, перекидывая друг другу мяч.
Рефлексия: трудно ли подвести итог занятия?
Занятие 3
Время: 90 минут.
Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины, формирование адекватной самооценки.
Задачи:
- формирование положительной мотивации учения;
- формирование положительного отношения к школе;
- сформировать адекватную самооценку у подростков;
- развитие положительного отношения к себе и к окружающим.
Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.
Оборудование: стулья, мячик.
Упражнение № 1 «Мои чувства»
Цель упражнения: осознание своего настроения.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: Дети делятся чувствами и своим настроением.
Упражнение № 2 «Мотивы моей учёбы»
Цель упражнения: осознание учениками мотивов их обучения.
Время: 15 мин.
Ход упражнения: Ученикам необходимо написать 10-15 предложений «Я учусь в школе потому, что…»
Рефлексия: какие трудности вызвало это упражнение?
Упражнение № 3 «Первое впечатление»
Цель упражнения: формирование самооценки.
Время: 15 мин.
Ход упражнения: Вспомните, когда вы впервые увидели своего соседа слева, вспомните первое впечатление о нем, скажите об этом другим участникам. (по кругу).
Рефлексия: какие трудности вызвало это упражнение?
Упражнение № 4 «Как мы поддерживаем или изменяем свою самооценку».
Цель упражнения: формирование адекватной самооценки
Время: 15 мин.
Ход упражнения: Участники на листочках пишут, как они поддерживают или изменяют свою самооценку. (улучшение внешности, самообразование, способности, талант, хобби, взаимопомощь, целеустремленность). Затем ребята делятся своим опытом работы в этом направлении.
Рефлексия: что вы узнали о себе нового после выполнения упражнения?
Упражнение № 5 «Комплименты»
Цель упражнения: осознание качеств другого и поднятие своей самооценки.
Время: 20 мин.
Ход упражнения: Необходимо поставить друг напротив друга 2 стула. Один из участников садится на стул, другие по очереди садятся на второй стул и отмечают в слушателе только положительные качества. Слушатель может что-то уточнять, задавать дополнительные вопросы, но не отрицает и не оправдывается. Каждый член группы должен побывать на месте слушателя. Затем необходимо обсудить, что думал каждый из участников в процессе выполнения задания.
Рефлексия: сложно ли было найти в другом человеке положительные качества?
Упражнение № 6 «Я сегодня…»
Цель упражнения: осознание своего поведения и действий.
Время: 15 мин.
Ход упражнения: Каждый из участников продолжает предложенную фразу, стараясь не повторяться.
Занятие 4
Время: 90 минут.
Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины, формирование адекватной самооценки.
Задачи:
- формирование положительной мотивации учения;
- формирование положительного отношения к школе;
- сформировать адекватную самооценку у подростков;
- развитие положительного отношения к себе и к окружающим.
Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.
Оборудование: стулья, мячик.
Упражнение № 1 «Моё настроение в школе…»
Цель упражнения: осознание чувств к школе.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: Подростки должны продолжить фразу «Моё настроение в школе…»
Рефлексия: что в школе может изменить ваше настроение?
Упражнение № 2 «Я в общении»
Цель упражнения: осознание собственного поведения.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: Каждый из участников говорит, обращаясь к членам группы: «Мне кажется, что вы считаете, что я в общении…» Участники должны выразить только свое согласие или несогласие, без комментариев.
Рефлексия: сложно ли было говорить о себе?
Упражнение № 3 «Пожелания»
Цель упражнения: выработка положительного отношения к другим.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: Участникам нужно высказать пожелания на сегодняшний день друг другу. Оно должно быть коротким. Ребята кидают мяч и высказывают пожелание.
Рефлексия: какие пожелания вы бы хотели услышать, но не услышали?
Упражнение № 4 «Атомы»
Цель упражнения: выработка положительного отношения к другим.
Время: 15 мин.
Ход упражнения:
Психолог: представьте себе, что мы все - атомы. Они постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно определяется числом, которое я назову. Мы все сейчас быстро двигаться. Я буду называть числа, например, 3 и тогда мы будем объединяться в молекулы по 3 атома в каждой.
Рефлексия: Как вы себя чувствуете? Все ли объединились с теми, с кем хотели?
Упражнение № 5 «Я в будущем»
Цель упражнения: осознание собственного будущего.
Время: 20 мин.
Ход упражнения: Предложить подросткам на альбомном листе нарисовать себя в будущем при помощи красок, карандашей, мелков (на выбор ребенка). Затем каждый из участников показывает «свое будущее» и рассказывает о нем, остальные могут задавать уточняющие вопросы.
Рефлексия: что самое сложное было в задании?
Упражнение № 6 «Я сегодня…»
Цель упражнения: осознание своего поведения и действий.
Время: 15 мин.
Ход упражнения: Каждый из участников продолжает предложенную фразу, стараясь не повторяться.
Занятие 5
Время: 90 минут.
Цель: формирование положительной мотивации учения, а также нормализация взаимоотношений в общении между детьми, умение видеть за своими поступками проявление особенностей характера, умение адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.
Задачи:
- формирование положительной мотивации учения;
- формирование положительного отношения к школе;
- развитие положительного отношения к себе и к окружающим.
Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.
Оборудование: стулья, мячик.
Упражнение № 1 «Мои чувства»
Цель упражнения: осознание своего настроения.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: Дети делятся чувствами и своим настроением.
Упражнение № 2 «Заросли»
Цель упражнения: умение взаимодействовать с другими.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: Все образуют круг, плотно встав друг к другу, один из участников должен пройти в круг через «заросли». Затем такую же попытку осуществляет следующий участник.
Рефлексия: Какой из способов преодоления «зарослей» для вас наиболее приемлем?
Упражнение № 3 «Каков Я?»
Цель упражнения: осознание своего «Я»
Время: 20 мин.
Ход упражнения: Заполните таблицу отвечая на вопрос «Каков Я?» для себя, для родителей, для сверстников.
Для себя. | Для родителей. | Для сверстников. |
Рефлексия: что самое сложное было в этом упражнении?
Упражнение № 4 «Учимся расслабляться»
Цель упражнения: умение расслабляться.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: «Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и не считать - смотря как легче. Начнем».
Рефлексия: что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение?
Упражнение № 5 «Нарисуй свой страх»
Цель упражнения: осознание своего страха.
Время: 20 мин.
Ход упражнения: Всем предлагается изобразить свой страх. Затем на выбор превратить его в смешной рисунок или разорвать, уничтожить его.
Рефлексия: что вы чувствовали выполняя это упражнение?
Упражнение № 6 «Самореклама»
Цель упражнения: представление себя перед другими.
Время: 20 мин.
Ход упражнения: Участникам группы предлагается нарисовать рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст. По окончании все по очереди представляют свои проекты.
Рефлексия: что было самым сложным при выполнении задания?
Занятие 6
Время: 90 минут.
Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.
Задачи:
- формирование положительной мотивации учения;
- формирование положительного отношения к школе;
- развитие положительного отношения к себе и к окружающим.
Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.
Оборудование: стулья, мячик.
Упражнение № 1 «Настроение в цвете»
Цель упражнения: поделиться своим настроением.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.
Упражнение № 2 «Игра художников»
Цель упражнения: тренировка воображения и памяти.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: На индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок рисует в каждой клеточке (значком или символом) предмет, названный психологом. Интервал между словами 3-5 секунд. Далее проводится индивидуальная проверка нарисованного: ребенок называет подряд нарисованные предметы, объясняя свой рисунок.
Рефлексия: трудно ли было изобразить столько рисунков?
Упражнение № 3 «Прогулка с компасом»
Цель упражнения: формирование у детей доверия к окружающим сверстникам.
Время: 15 мин.
Ход упражнения: Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий – сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом», разговаривать с ним. Учитель движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с «компасами».
Рефлексия: что вы чувствовали, когда были с закрытыми глазами и полагались на своего партнёра?
Упражнение № 4 «Четыре стихии»
Цель упражнения: гимнастика расслабляющая.
Время: 5 мин.
Ход упражнения: Психолог произносит слова: "земля" - дети опускают руки вниз; "вода" - дети вытягивают руки вперед; "воздух" - поднимают руки вверх; "огонь" - вращают руками в локтях.
Упражнение № 5 «Найди отличия»
Цель упражнения: тренировка концентрации внимания
Время: 10 мин.
Ход упражнения: детям предлагаются картинки с 5 - 10 отличиями, которые нужно найти за определенное количество времени.
Упражнение № 6 «Опорные сигналы»
Цель упражнения: развитие воображения.
Время: 15 мин.
Ход упражнения: Психолог называет косвенные признаки предметов и явлений, по которым ребенок должен угадать предмет. Далее детям предлагается поиграть в эту игру друг с другом.
Рефлексия: трудно ли было выполнить задание?
Упражнение № 7 «Шкала роста»
Цель упражнения: Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений.
Время: 15 мин.
Ход упражнения: Детям предлагаются три степени оценки: высокая - "звездочка", средняя - "флажок", низкая - "грибок", ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.
Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?
Упражнение № 8 «Глаза в глаза»
Цель упражнения: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
Время: 10 мин.
Ход упражнения:
Психолог: «Ребята, возьмитесь за руки с соседом по парте. Смотрите друг другу в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен", "не хочу ни с кем разговаривать"...».
Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?
Занятие 7
Время: 90 минут.
Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.
Задачи:
- формирование положительной мотивации учения;
- формирование положительного отношения к школе;
- развитие положительного отношения к себе и к окружающим.
Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.
Оборудование: стулья, мячик.
Упражнение № 1 «Я сегодня»
Цель упражнения: поделится своим настроением.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: в пять слов рассказать о своём сегодняшнем настроении.
Рефлексия: сложно было поделиться своим настроением?
Упражнение № 2 «Головомяч»
Цель упражнения: развитие навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Время: 15 мин.
Ход упражнения:
Психолог: «Разбейтесь на пары и ложитесь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате.
Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?
Упражнение № 3 «Воздушный шарик»
Цель упражнения: снять напряжение, успокоить детей.
Время: 15 мин.
Ход упражнения:
Психолог: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через приоткрытые губы наполняйте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Представили? А теперь покажите друг другу шары".
Упражнение можно повторить 3 раза.
Рефлексия: сложно ли было выполнять упражнения?
Упражнение № 4 "Смена ритмов"
Цель упражнения: помочь детям включиться в общий ритм работы.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно педагог, а вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все тише и медленнее.
Упражнение № 5 «Узнай по голосу»
Цель упражнения: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона в коллективе детей.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза и старается узнать детей по голосу.
Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?
Упражнение № 6 «Тень»
Цель упражнения: развитие у детей наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.
Время: 15 мин.
Ход упражнения: Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - "путник", другой - его "тень". Последний старается в точности скопировать движения "путника", который ходит по помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ноге и т. п.
Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?
Упражнение № 7 «Школа»
Цель упражнения: положительное отношение к школе.
Время: 15 мин.
Ход упражнения: завершить пять раз предложение: «Мне нравиться в школе…»
Рефлексия: как изменилось ваше отношение к школе после проведения занятия?
Занятие 8
Время: 90 минут.
Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.
Задачи:
- формирование положительной мотивации учения;
- формирование положительного отношения к школе;
- развитие положительного отношения к себе и к окружающим.
Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.
Оборудование: стулья, мячик.
Упражнение № 1 «Мои чувства»
Цель упражнения: поделиться с другими участниками своими чувствами.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: Каждый участник делиться своим настроением с другими и объясняет почему испытывает в данный момент именно такие чувства.
Рефлексия: что помогло бы вам улучшить настроение?
Упражнение № 2 «В поисках смыслов жизни»
Цель упражнения: осознание своего положение в жизни.
Время: 20 мин.
Ход упражнения: Каждый человек для чего-то рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от времени эта мысль его посещает. Даже самый недалекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл может быть найдет во всем и всегда. Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Что я даю жизни (творчество, учеба, труд)?
2. Что я беру от жизни (ценности, переживания, опыт)?
3. Как я отношусь к тому, как я живу?
4. Хотелось бы что-то поменять в своей жизни?»
Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя задание?
Упражнение № 3 «События моей жизни»
Цель упражнения: осознание своего положения в жизни.
Время: 25 мин.
Ход упражнения: Подросткам предлагается нарисовать «график событий». На горизонтальной оси — «Время» — указываются годы жизни, не только прошедшие и настоящие, но и будущие. На вертикальной — «События» — значимость событий жизни, которая отражается высотой разноцветных столбиков от 1 до 10. Синим цветом обозначаются события прошлого, красным — настоящего, зеленым — будущего.
Оптимальным считается примерно одинаковое количество красного, синего и зеленого цветов. Наличие проблем с постановкой жизненных целей указывает отсутствие или малое количество зеленого цвета.
Рефлексия: Как протекала ваша жизнь до сегодняшнего дня? В чем ваши успехи и поражения? О каких событиях хотелось бы забыть? Каким вы видите свое будущее? Чего хотели бы достичь? Каких ударов судьбы ожидаете?
Упражнение № 4 «Формула удачи»
Цель упражнения: формирование позитивного взгляда в будущее.
Время: 15 мин.
Ход упражнения: Подросткам предлагается занять удобную позу, закрыть глаза и расслабиться.
Представьте, что вы стоите посреди пустыни. Оглядитесь вокруг. Сзади вы видите горную гряду — это ваши трудные события в жизни. Посмотрите, насколько высоки горы, но вы преодолели эти вершины, вы приобрели опыт "восхождения", теперь вы знаете, как бороться с трудностями. А теперь посмотрите вперед. Вы видите прекрасный оазис. Попытайтесь разобраться: это мираж или настоящий рай в пустыне. Подойдите ближе, мираж не отодвигается и не пропадает. Смело входите в прекрасный сад и оглянитесь. Какие прекрасные цветы и деревья окружают вас, их кто-то уже посадил. А вам не хочется в этом саду посадить свои цветы? Приступайте к работе. (Пауза.) А теперь посмотрите, насколько от вашего труда сад преобразился, стал еще прекраснее. Это ваше будущее, и вы его творцы! Вы сами можете сделать его прекрасным своим трудом! Почувствуйте удовлетворение от проделанной работы! А теперь возвращайтесь в нашу комнату и поделитесь впечатлениями».
Рефлексия: Каким вы увидели свое будущее? Осознали ли вы, что для того, чтобы «вырастить» прекрасный сад, нужно изрядно потрудиться, иначе он может оказаться миражом?
Упражнение № 5 «Идеальный учитель»
Цель упражнения: формирование положительного отношения к учителю.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: Подросткам предлагается продолжить фразу «Идеальный учитель для меня…»
Рефлексия: вызвало ли трудности — это упражнение?
Упражнение № 6 «Идеальный ученик»
Цель упражнения: осознание роли ученика.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: Подросткам предлагается поразмышлять на тему «Идеальный ученик – это…»
Рефлексия: вызвало ли трудности — это упражнение?
Занятие 9
Время: 90 минут.
Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.
Задачи:
- формирование положительной мотивации учения;
- формирование положительного отношения к школе;
- развитие положительного отношения к себе и к окружающим.
Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.
Оборудование: стулья, мячик.
Упражнение № 1 «Ласковое имя».
Цель упражнения: формирование положительного отношения к своему имени.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает.
Рефлексия: какие чувства вы испытывали, слыша своё имя?
Упражнение № 2 «Настроение»
Цель упражнения: рассказать о своём настроении.
Время: 10 мин.
Ход проведения: каждый рассказывает о том, какое настроение испытывает в данные момент и называет цвет своего настроения.
Рефлексия: сложно ли подобрать цвет к своему настроению?
Упражнение № 3 «Представление о времени»
Цель упражнения: развитие навыков адекватного своим возможностям расчета времени.
Время: 15 мин.
Ход упражнения: Подросткам предлагается представить время в виде физического объекта, который можно увидеть и пощупать. После этого им дается задание нарисовать этот объект, обозначив на рисунке прошлое, настоящее, будущее и точку времени, в которой они находятся на момент его создания.
По окончании все участники внимательно рассматривают свои рисунки.
Рефлексия: Правильно ли, что люди откладывают решение проблем на потом? Возможно ли, что времени не хватит на выполнение каких-либо планов? Чтобы исполнилось задуманное, нужно ли предпринять что-то именно сейчас?
Упражнение № 4 «Один день из моей жизни»
Цель упражнения: формирование позитивного настроя.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: Рассказать в течение минуты об одном дне своей жизни.
Рефлексия: сложно ли было уложить в минуту весь свой день?
Упражнение № 5 «Чувство времени»
Цель упражнения: развитие навыков адекватного своим возможностям расчета времени.
Время: 10 мин.
Ход упражнения: Участникам предлагается закрыть глаза и после команды ведущего попытаться уловить момент, когда пройдет минута. Ведущий определяет течение минуты по секундомеру. Участник, по ощущению которого минута уже прошла, молча открывает глаза и поднимает руку, ожидая, пока все участники не откроют глаза.
Рефлексия: Зависит ли ощущение течения времени от психического состояния человека? Зависит ли оно от его личностных свойств? Влияет ли на отношение окружающих к человеку тот факт, что у него время течет по-другому?
Упражнение № 6 «Хочу, могу, умею»
Цель упражнения: развитие